Использование гендерного подхода в образовательном процессе (на примере изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
опыты и эксперименты по литературе на тему

Лазукина Надежда Юрьевна

Использование гендерного подхода на уроках литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лазукина Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

ТЕЗИСЫ

выступления на педагогических чтениях

«Непрерывное педагогическое образование и инновационные процессы»

 Использование гендерного подхода в образовательном процессе (на примере изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

Уважаемые коллеги, я не ставила перед собою задачи поделиться с Вами опытом работы по заявленной теме. В общем-то, опыта как такового еще и нет. В большей степени мне хотелось бы представить Вашему вниманию идею по возможному использованию гендерного подхода на уроках литературы. Она требует дальнейшего осмысления и разработки. Поэтому буду рада, если Вас заинтересует данная проблема, и Вы будете готовы включиться в диалог. Недаром народная мудрость гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше».

Все началось несколько лет назад, когда перед педагогическими работниками открылась уникальная возможность выбора.  Выбор педагогических методов и приемов осуществлял каждый педагог и раньше, но все они  носили  традиционный характер обучения и не были ориентированы на индивидуальность учащихся.  В конце же 90-ых банк педагогических идей пополнился альтернативными педагогическими технологиями и даже целыми педагогическими системами, общая цель которых заключается в организации такого педагогического процесса, который бы учитывал индивидуальные особенности каждого ученика и создавал  условия для их развития. Современная педагогика увидела в ученике не объект педагогического воздействия, а субъект учебно-воспитательной деятельности, личность, которая сама стремится к саморазвитию, самоопределению и самореализации. Актуальной стала необходимость обращения к структуре качеств личности ребенка. Их несколько. Остановимся на структуре, предложенной Ивановым.

Слайд 2

Модель структуры качеств по И.П.Иванову.

ЗУН – сфера знаний, умений, навыков

СУД – сфера умственных действий

СУМ – самоуправляющий механизм личности

СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств личности

СДП – сфера действенно-практических качеств

СТВ – сфера творческих качеств

СФР – сфера физического развития

Эти качества в совокупности выделяют индивида из коллектива. Это и необходимо учитывать, особенно, если речь идет об организации личностно ориентированного обучения.

Вернемся к идее. На мой взгляд, гендерный подход как раз и решает задачу личностно ориентированного обучения. Между мальчиками и девочками существует определенное различие в восприятии учебной информации. Учеными-психологами были установлены  (Слайд 3) доминирующие характеристики учебной деятельности мальчиков и девочек: для одних  характерны репродуктивность, систематичность, для других – креативность, и эвристичность; если мальчикам присущи рациональность и понятийность, то девочкам  – образность и эмоциональность

Расул Сабиров в своей статье «Наука – «бесполой» школе» описал типы восприятия текста литературного произведения мальчиками и девочками. (Слайд 4) К таким выводам автор пришел в результате проведенных исследований и наблюдений.

Маскулинное восприятие:

  • Книга – отражение жизни многих людей
  • Чтение умом
  • Чтение – следование авторской мысли
  • Толкование текста однозначное

Феминное восприятие:

  • Книга – всего лишь жизнь читателя
  • Чтение чувствами
  • Чтение – замена автора читателем
  • Толкование текста вариативное

Но оказывается, в современной педагогической науке вопрос гендерного подхода в обучении раскрыт подробно и широкомасштабно, психологами определены доминирующие типы мышлений мальчиков и девочек, а практика, к сожалению, отстает от теории.

Изучив массу литературы, в которой говорится о необходимости осуществления гендерного подхода, я так и не нашла ответ на вопросы: «Как это делать?», «Какой урок считать гендерным?». Поэтому передо мной и встала задача – разработка методов и приемов обучения с учетом гендерной идентичности мальчиков и девочек.

Во-первых, я пришла к выводу, (Слайд 5) что гендерный подход в использовании педагогических технологий заключается в следующем:

1. В выявлении педагогом в педагогических технологиях гендерного потенциала, т.е. возможность развивать с их помощью гендерные качества учащихся.

2. В выявлении гендерных проблем учащихся, проявляющихся в учебной деятельности, путем педагогического наблюдения.

3. В индивидуальном подборе для учащихся заданий с учетом выявленных гендерных проблем.

(Слайд 6) Охарактеризуем  гендерный подход  как педагогическую технологию: по философской основе – это природосообразная технология, по ведущему фактору развития – биогенная (развитие человека определяется  генетическим кодом), по научной концепции освоения опыта – бихевиористская (формула усвоения: стимул (задача, вопрос) – реакция (умственное действие) – подкрепление (моральное стимулирование), по организационным формам – дифференцированная, по доминирующему методу – развивающая,  по подходу к ребенку и воспитательной ориентации – личностно ориентированная.

Сразу все встало на свои места. Я решила, что таким критериям соответствует вопросно-ответная основа урока. Именно в вопросно-ответной системе заложены мощные психолого-педагогические возможности. Вопрос побуждает собеседника к мышлению. Эта сторона вопроса очень важна, так как типология учебных вопросов строится на особенностях мышления. Так, мышление осуществляется посредством мыслительных операций и согласно тому, какие из них необходимо совершить, чтобы построить ответ, различаются   группы вопросов: (Слайд 7) аналитические, синтезические, системные, абстрактные, классификаторные, обобщающие, конкретизирующие, интегрирующие, моделирующие и другие (классификация вопросов описана в книге В.С.Безруковой «Вопросно-ответная основа урока»). Красным цветом выделены как предпочтительные вопросы для мальчиков. Одни вопросы направлены на раскрытие понятий, обобщение, систематику, другие – на выражение субъективного отношения, на построение словесного образа ситуации, события.  

Сложив одно с другим, присовокупив к этому «гендерную» цель литературного образования, (Слайд 8) которая заключается в  развитии природных способностей учеников и учениц, особого эстетического (на эмоциональном и рациональном уровнях) восприятия  ими литературного текста,  в обучении оценивать явления литературы и окружающего мира в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями, разработала вопросы и задания к тексту романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

В процессе работы над текстом романа «Капитанская дочка», как правило, рассматриваются  следующие вопросы: исторические события и судьбы частных людей,  система образов (образ Пугачева, Гринев и Швабрин (сравнительная характеристика), образ Маши Мироновой в свете авторского идеала), проблема нравственного долга, верности и чести, тема милости и справедливости, жанровое и композиционное своеобразие романа: роль эпиграфов и вставных эпизодов (сон Гринева, калмыцкая сказка), смысл названия романа и др.  В русле этих тем и были разработаны «гендерные» вопросы и задания.

Изучаемый аспект

Вопросы и задания

Для мальчиков

Для девочек

Жанровое своеобразие романа

Роман «Капитанская дочка» - это исторический роман, семейная хроника, роман-биография, роман-притча. Докажите данное утверждение.

Определиту жанр романа «Капитанская дочка», аргументируйте свой ответ

Композиция романа

Дайте определение эпиграфа. Докажите, что пословица «Береги честь смолоду», взятая А.С.Пушкиным  в качестве эпиграфа к роману, - выражает основную мысль автора (определяет кодекс поведения молодого человека, поясняет нравственный выбор Петра Гринева).

Что называется эпиграфом? Для чего они нужны. Какие эпиграфы выбирает А.С.Пушкин к своему роману и отдельным его главам и почему?

Калмыцкая сказка (кто и кому ее рассказывает?) имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном и  другом – ярком, насыщенном, но коротком. Кто из героев изображается под видом орла, а кто – под видом ворона? Докажите свою позицию.

В связи с чем и кто из героев рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Раскройте символический смысл героев сказки?

Система образов романа

В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения: «С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»; «Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий». С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно.

Каким вы представляете себе Петра Гринева. Охарактеризуйте этого героя.

Смысл названия романа

Маша Миронова – заглавный герой. Чистота и самоотверженность придают ее образу героический ореол. Какие поступки, которые  совершает героиня, подтверждают этот тезис?

Почему роман о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»?

Сочинение

Гринев в Белогорской крепости.

Белогорская крепость в жизни Гринева.

Заключение. Так как гендерный подход обусловлен особенностями психических процессов мальчиков и девочек (индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления), в подборе методов и приемов обучения необходима совместная работа педагога и психолога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование гендерного подхода в образовательном процессе на примере изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 2

Модель структуры качеств по И.П.Иванову. СТВ СДП СЭН СУМ СУД ЗУН СФР ЗУН – сфера знаний, умений, навыков СУД – сфера умственных действий СУМ – самоуправляющий механизм личности СЭН – сфера эстетических и нравственных качеств личности СДП – сфера действенно- -практических качеств СТВ – сфера творческих качеств СФР – сфера физического развития

Слайд 3

Доминирующие характеристики учебной деятельности мальчиков: репродуктивность систематичность рациональность понятийность девочек: креативность эвристичность образность эмоциональность

Слайд 4

Типы восприятия текста литературного произведения (Расул Сабиров) Маскулинное восприятие: Книга – отражение жизни многих людей Чтение умом Чтение – следование авторской мысли Толкование текста однозначное Феминное восприятие: Книга – всего лишь жизнь читателя Чтение чувствами Чтение – замена автора читателем Толкование текста вариативное

Слайд 5

Гендерный подход в использовании педагогических технологий заключается: в выявлении педагогом в педагогических технологиях гендерного потенциала, т.е. возможность развивать с их помощью гендерные качества учащихся; в выявлении гендерных проблем учащихся, проявляющихся в учебной деятельности, путем педагогического наблюдения; в индивидуальном подборе для учащихся заданий с учетом выявленных гендерных проблем.

Слайд 6

Гендерный подход как педагогическая технология По философской основе – это природосообразная технология По ведущему фактору развития – биогенная По научной концепции освоения опыта – бихевиористская По организационным формам – дифференцированная По доминирующему методу – развивающая по подходу к ребенку и воспитательной ориентации – личностно ориентированная

Слайд 7

Группы вопросов (В.С.Безрукова) аналитические синтезические системные абстрактные классификаторные обобщающие конкретизирующие интегрирующие моделирующие и другие

Слайд 8

«Гендерная» цель литературного образования Развитие природных способностей учеников и учениц, особого эстетического (на эмоциональном и рациональном уровнях) восприятия ими литературного текста, в обучении оценивать явления литературы и окружающего мира в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями.

Слайд 9

Жанровое своеобразие романа Для мальчиков Роман «Капитанская дочка» - это исторический роман, семейная хроника, роман-биография, роман-притча. Докажите данное утверждение. Для девочек Определите жанр романа «Капитанская дочка», аргументируйте свой ответ.

Слайд 10

Композиция романа Для мальчиков Дайте определение эпиграфа. Докажите, что пословица «Береги честь смолоду», взятая А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа к роману, - выражает основную мысль автора (определяет кодекс поведения молодого человека, поясняет нравственный выбор Петра Гринева). Для девочек Что называется эпиграфом? Для чего они нужны. Какие эпиграфы выбирает А.С.Пушкин к своему роману и отдельным его главам и почему?

Слайд 11

Композиция романа Для мальчиков Калмыцкая сказка (кто и кому ее рассказывает?) имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном и другом – ярком, насыщенном, но коротком. Кто изображается под видом орла, а кто – под видом ворона? Докажите свою позицию. Для девочек В связи с чем и кто из героев рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Раскройте символический смысл героев сказки?

Слайд 12

Система образов романа Для мальчиков В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения: «С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»; «Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий». С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно. Для девочек Каким вы представляете себе Петра Гринева. Охарактеризуйте этого героя.

Слайд 13

Смысл названия романа Для мальчиков Маша Миронова – заглавный герой. Чистота и самоотверженность придают ее образу героический ореол. Какие поступки, которые совершает героиня, подтверждают этот тезис? Для девочек Почему роман о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»?

Слайд 14

Сочинение Для мальчиков Гринев в Белогорской крепости. Для девочек Белогорская крепость в жизни Гринева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на знание текста романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Тест используется при изучении романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"....

Тест к уроку литературы в 8 классе "Знаете ли Вы содержание романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"?

Данный тест позволит проверить, насколько хорошо обучающиеся знают содержание романа...

Урок по литературе "Восстание Пугачева. Историческая справка для изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Интегрированный урок - введение перед началом изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" по литературе и истории с использованием современных технологий: критическое мышление, развивающее обуче...

Изучение повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Материал создан в помощь учителю. Разделен на уроки по изучению повести....

Презентация к уроку изучения произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

Является интересным наглядным дополнением к теме урока....

Презентация по истории создания романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс

История создания романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...