Гендерный анализ урока
презентация на тему

Порошина Ольга Евгеньевна

Презентация посвящена особенностям восприятия учебного материала девочками и мальчиками. Создана по книге Н.Ю.Ерофеевой "Гендерный анализ урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_analiz_uroka.ppsx602.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гендерный анализ урока

Слайд 3

Краткий анализ осуществляется на основе получения результата по поставленной цели урока. Основная задача краткого анализа – получение результата урока. Самый распространенный вид анализа деятельности учителя, так как результат с урока получаем в виде различных письменных работ.

Слайд 4

Структурный анализ является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов темы, уроков в теме и этапов самого урока.

Слайд 5

Аспектный анализ осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока. В традиционном уроке выделяют восемь аспектов: Анализ цели урока Анализ структуры и организации урока Анализ содержания урока Анализ деятельности учителя на уроке Анализ деятельности учащихся на уроке Анализ домашнего задания Анализ санитарно-гигиенических условий урока Психологический аспект урока

Слайд 6

Полный анализ урока – система аспектных анализов. Может быть осуществлен несколькими проверяющими одновременно или представлять сумму обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, при конфликтной ситуации. Чтобы сделать полный анализ необходимо посетить не менее восьми уроков учителя

Слайд 7

Комплексный анализ – это анализ трех-четрыех уроков одновременно. (по теме или при переходе к другой теме). Дается оценка логической последовательности в содержании, формах и методах работы.

Слайд 8

Гендерный анализ урока – новый вид анализа, в основе которого лежит структура учебной деятельности с учетом возможностей обучающихся мальчиков и девочек.

Слайд 9

Ключевые возможности девочек и мальчиков ( включение в программу) Девочки Мальчики Миссия «женского» – адаптация к изменениям окружающей среды Миссия «мужского» - изменение окружающей среды Речь – средство завести друзей и поддерживать отношения. Область речи размещена в обоих полушариях, что позволяет следить сразу за несколькими линиями беседы и заниматься несколькими делами одновременно. Девочки думают вслух. Речь – способ передавать факты. Отдельной области речи нет, поэтому менее разговорчивы, мямлят, хуже произношение. Говорят в основном в уме, сами с собой. Словарь в мозгу не самая сильная область, поэтому формулировка термина и смысл слова для них не особенно важен: со словами обращаются с поэтической вольностью и не стесняются преувеличить ради «красного» словца. Мозг запрограммирован на одновременное управление несколькими делами сразу, не связанными между собой. В мозгу существует специальная область, отвечающая за словарь. Поэтому для них важен смысл слов. Мозг специализированный, четко функционален, обладает способностью сортировать информацию и отложить ее на время. Конфигурация мозга способствует концентрации только на одной задаче в отдельный промежуток времени Работают с буквами Работают с цифрами Хорошо работают в паре. Могут принимать участие в команде, но не работать в ней. Хорошо работают в группе и в команде Игры – ролевые. Учатся взаимодействовать, развивать и поддерживать отношения, совершенствуют личностные качества, а не навыки работы в команде. Игры короткие по времени ,как только их участники поссорятся, игре наступает конец. Игры - соревнования, соперничество. Учатся совместным действиям, осваивают навыки лидера и организатора, учатся бороться за статус. Игры коллективные, имеют жесткие правила. Игры длительные по времени, проводятся на больших территориях

Слайд 10

Особенности мышления мальчиков и девочек (для анализа цели урока) Мальчики Девочки Дедуктивное мышление – логическое умозаключение делают от общего к частному, от общих суждений к частным суждениям (н-р, быстро справляются с тестами, имеющими заданные варианты ответов; чтобы разобраться в отдельном понятии, им необходимо услышать или прочитать весь текст Индуктивное мышление – логическое умозаключение делают от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям (н-р, им легко дается разбор слов по составу в предложении) Абстрактное мышление – способность мысленно отвлекаться от реального мира, свойств предметов и отношений между ними (могут вычислять не видя и не трогая предметов; любят философские сказки, построенные на игре слов). Конкретное мышление – способность воспринимать материал из абстрактного мира только тогда, когда о перенесен в реальный мир Пространственное мышление – способность к восприятию, представлению и действию в трех измерениях; умение определять расстояние, направление движения и точную координацию. Этот вид мышления составляет явное и неоспоримое преимущество мальчиков перед девочками. Холистическое мышление – способность рассматривать любое явление или действие как часть некоего единого целого.

Слайд 11

Особенности выбора рабочего места (анализ деятельности учащихся на уроке) Мальчики Девочки 1. Хорошо обучается в пространстве: лучший вариант для занятий – свежий воздух (лужайка, игровые площадки и другие естественные места). Это помогает не только стимулировать мозг, но и справляться с особенностями поведения. Лучше обучаются в движении. Любимые уроки – физкультура и труд. Могут заниматься в небольшом пространстве. В процессе обучения им не нужно много двигаться. Сидя за партой, используют пространство не только свое, но и соседа по парте (особенно в детском возрасте); предпочитают в одиночку исследовать пространственное взаимодействие вещей в окружающем мире. Расстановка парт в классе в три ряда и друг за другом – это самые благоприятные условия для их обучения. Любят смотреть в глаза учителю, ища у него одобрения. Преподаватели при подаче материала по глазам девочек пытаются определить: усвоен материал или нет.

Слайд 12

Способы мотивации мальчиков Способы мотивации девочек Часто подбадривание помогает поверить в себя (желание стать образцом для подражания) Веселые сюрпризы Неожиданные путешествия в иные миры Волшебные письма от героев сказок Главное, приемы должны интриговать ребенка и возбуждать его фантазию Чаще всего словом Наличие примера для подражания, использование литературы, которая не ориентирована на определенный пол, дает возможность девочкам видеть женщин в различных образах для подражания – путь воспитания чувства достоинства. Маленькие подарки Неожиданные праздники Обьятия , поглаживание по голове Способы мотивации

Слайд 13

При организации проектной работы необходимо учитывать, что У мальчиков У девочек - При прогнозировании результата большую роль играет левое полушарие (логика, последовательность); - При прогнозировании результата большую роль играет правое полушарие (эмоции, ассоциации, фантазии, абстракция); - Эмоциональное отношение только к «прошлому», то что уже произошло; -эмоциональное отношение к будущему, характерно переживание событий, которых еще нет; -переоценка временных интервалов -недооценивают временные интервалы из-за более выраженной эмоциональности -воспринимают информацию и отражают ее (в рисунке, конспекте) более глобально, уделяя меньше внимания незначительным признакам предмета; -воспринимают информацию и отражают ее (в рисунке, конспекте) в деталях, уделяя больше внимания мелочам; -если предполагается оценивание работы другого ученика, то оценку занижают -если предполагается оценивание работы другого ученика, то оценку завышают.

Слайд 14

При оценке деятельности учащихся на уроке важно учитывать, что лучше У девочек У мальчиков -скорость восприятия и частота переключения; -выполнение тестов, заданий, требующих пространственного представления и мысленного вращения предметов; -выполнение тестов на быстроту восприятия знаковой информации и изображений; -выполнение заданий на различение, поиск простых фигур, «спрятанных» в сложные -запоминание расположения предметов в пространстве (например, дорожные ориентиры) -оперирование пространственными образами; -выполнение тестов на быстроту перечисления объектов одной категории (цвета, начинающиеся на одну букву и т.п.) -запоминание маршрута в ориентировании в пространстве -высокая чувствительность к слуховым стимулам (слова, музыка) -кратковременная память на слух и зрение -превосходство над мальчиками по объему и точности выполненной работы, по устойчивости внимания

Слайд 15

Особенности возраста Девочки Мальчики В дошкольном возрасте Правое и левое полушария развиваются достаточно синхронно. Развиты моторные навыки. Обладают вербальным преимуществом. Могут самостоятельно контролировать свои действия. Всегда готовы к сотрудничеству, не скрывают своих эмоций. Игры – способ усвоения стереотипов. Играют небольшими группами или парами на маленьком пространстве. Всегда готовы к сотрудничеству, не скрывают эмоций. Имеют правополушарную специализацию. Возраст открытий, подражаний и повторения. Возраст возвратно-поступательного движения; развитие идет неравномерно. Игры – способ усвоения правил, создание иерархии, больше всего интересует состязательность. Ориентированы на освоение вертикального и широкого горизонтального пространства. Создатели новых программ на основе многочисленных экспериментов. В этот период закладывается эмоциональная основа. Но развитие проходит под культурным запретом – отрицания чувств. Нужно устанавливать границы поведения, которые должны соответствовать возрасту.

Слайд 16

Возраст 7-14 лет Имеют функциональную симметрию мозга, т.е. правое и левое полушария развиваются достаточно синхронно. Самый эффективный способ развития - работать с различными типами интеллекта. Способность мозга к параллельному действию позволяет девочке сразу говорить и слушать, выполнять несколько не связанных друг с другом задач. Игры ролевые. Учатся взаимодействовать, развивать и поддерживать отношения, приобретают умение вести себя «по обстоятельствам». Подстраиваясь под ситуацию и людей. Период усвоения определенных правил и норм. Ищут пример для подражания и лидерства. Необходима поддержка в раскрытии особых талантов, нужно предлагать как можно больше разной работы, игр, обязанностей, занятий и видов творчества. Мысли выражают односложными предложениями. Использование слов помогает наращивать нервные связи в частях мозга. Закладываются основы ответственности, но нужно давать четкие инструкции в определенных рамках. Запрограммированы на «действие» Характерна высокая обучаемость , способность хорошо запоминать все, что увидел и понял, наблюдательность и внимание. Не любят ошибаться. Глубоко задевает критика.

Слайд 17

Возраст с 14 до 18-21 года Особенно сильно проявляется влияние гормонов, которые не регулируются мозгом, как у мальчиков, а поступают волнами с 28-дневной цикличностью и могут вызвать ураган чувств из-за попеременного подъема и падения эмоций. Процесс поиска соответствия определенным стереотипам. Очень зависимы от родителей, от среды, от обстоятельств. Поглощены своими чувствами, считают, что их эмоции уникальны. Их представление об уникальности выражается личной легендой. Способны часами прокручивать в воображении сценарии различных историй. Мечты и фантазии – это мощные инструменты самопознания. Период внедрения в жизнь тех норм и правил, которые они усвоили ранее. Период жизненны х экспериментов. Подобны хамелеону, который постоянно меняет свою окраску, реагируя на бури, бушующие внутри его существа и на требования внешнего мир, которым он так жаждет соответствовать. На первый план выходят политические, духовные проблемы и вопросы будущей карьеры. Потребность в пространстве для движения, роста и самовыражения, интерес к внутреннему и внешнему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

Конспект урока английского языка во 2 классе по УМК "Английский с удовольствием" М. З. Биболетовой с аспектным анализом урока

Раздел 2, урок 27 "Спортивные игры" по УМК "Английский с удовольствием" М. З.Биболетовой....

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Конспект урока с презентацией "Изготовление мешочка для семян с аппликацией" анализ урока, приложение

Тема урока: «Изготовление мешочка для семян с аппликацией».Количество учащихся в группе: 6 человек, возраст 10-13 летДлительность урока: 2 занятия по 35 минутТип урока: комбинированный с элементами ин...

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...

"Что такое урок, этапы подготовки урока, анализ урока"

Что такое урок? Как его  построить,  какие этапы необходимо соблюдать при этом. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подгото...