Выступление на родительском собрании "Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?"
методическая разработка (6, 7 класс) на тему
Данный материал может использоваться для выступления на родительских собраниях в 6-7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_podrostki.docx | 60.63 КБ |
roditelskoe_sobranie_podrostki.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема нашего собрания «Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания.
Для начала хотелось бы предложить вам тест на знание психологии подростка.
Ключ к тесту для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?»
№ вопроса | Высказывания | Ответ |
1 | Поверхность – характерная черта подростков. | + |
2 | По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. | + |
3 | Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». | - |
4 | Подростковому возрасту присуща категоричность суждений. | + |
5 | Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. | - |
6 | Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. | + |
7 | К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. | - |
8 | Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. | + |
9 | Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. | - |
10 | Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. | - |
11 | Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков. | - |
12 | В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. | - |
13 | Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. | - |
14 | «Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. | + |
15 | Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. | - |
16 | Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. | + |
17 | Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. | - |
18 | Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. | + |
19 | Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. | + |
20 | Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. | + |
21 | Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. | - |
22 | Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. | + |
23 | Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. | - |
24 | Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. | - |
Обработка полученных данных
Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком – менее 9 баллов, среднем – 9-15 баллов, высоком – более 15 баллов.
Испытуемые со среднем уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом.
Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла.
Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", которому свойственно:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели. Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит, зачастую, к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.
Однако, подростковый возраст – это не какой-то «инвалидный» возраст. Напротив, это возраст кипучей энергии, активного образа жизни. Но именно в это время у подростков ярко проявляется импульсивность, которая является сигналом внутреннего неблагополучия.
Что такое импульсивность?
Это особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки вечером на улице, поездки в город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т.д.
Самоидентификация подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
На фоне того, что было сказано, позвольте представить небольшой сравнительный анализ ребенка детского возраста и подростка.
Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?
- За то, чтобы перестать быть ребёнком.
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
- За утверждение среди сверстников.
- Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы бывают в жизни моменты, когда поведение любимого ребенка ставит её в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают.
1. Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»
2. Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»
3. Слишком много строгости «Ты должен делать то, что тебе сказали, потому что я в доме главная»
4. Детей надо баловать. «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это по силам».
5. Навязанная роль. «Мой ребенок - мой лучший друг».
6. «Больше денег - лучше воспитание»
7. Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю упустить свой шанс».
8. Слишком мало ласки. «Поцелуй и всякие там нежности не так уж и важны для ребенка».
9. Ваше настроение. «Можно или нет? Это зависит от настроения».
10. Слишком мало времени для воспитания ребенка. «К сожалению, у меня совершенно нет времени для тебя».
Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают.
А теперь поразмышляем над такими очевидными истинами:
Подавляющее большинство "трудных" подростков со временем становятся нормальными, вполне успешными людьми и настоящими друзьями для своих родителей.
Вы со своими проблемами не одиноки, таких родителей — море.
В детях заложены огромные силы, которые определяют в гораздо большей степени, чем родители, то, какими они станут.
У вас есть гораздо больше сил и возможностей влиять на своего ребенка, чем вы полагаете.
И последнее, самое главное: вы обладаете такими же правами и потребностями в счастье, как и ваш ребенок.
А теперь пора начинать работу по передаче ответственности ребенку за его собственную жизнь.
ШАГ ПЕРВЫЙ
Запишите в тетрадке по пунктам все, что вам не нравится в своем подростке. Например:
— оставляет за собой грязную посуду;
— громко включает музыку;
— не ухаживает за цветами в своей комнате;
— допоздна сидит за компьютером;
— ест неразогретую еду, и т.д. и т.п.
ШАГ ВТОРОЙ
Разделите все свои претензии к подростку на две группы
1. Касаются только жизни ребенка.
2. Затрагивают вашу личную жизнь. Вторую группу пока оставим в покое, займемся первой.
ШАГ ТРЕТИЙ
Усвойте три важных правила:
1. Вам надо отказаться от всякой ответственности за те пункты в поведении ребенка, которые не касаются вашей личной жизни.
2. Надо выработать доверие к тому, что ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих ситуациях.
3. Дать ему понять и почувствовать это ваше доверие.
Пожалуй, здесь может иметь место ваше непонимание, возмущение, несогласие. Не спешите с выводами! Дочитайте до конца, а потом уже решайте, следовать или нет дальнейшим советам по воспитанию подростков в семье.
Как добиться послушания от подростка?
Сначала выберите один значительный пункт, ответственность за который намерены передать ребенку. Прочувствуйте свое состояние, представляя, как груз ответственности снимается с ваших плеч. Пробудите в себе интерес к тому, как подросток будет успешно разрешать свою проблему. Подумайте, какие слова вы произнесете в момент передачи ответственности.
Например, "Я беспокоилась и сердилась по поводу... и много раз пыталась тебя... Ты уже вполне вырос, чтобы принимать правильные решения в отношении... С сегодняшнего дня я не буду вмешиваться в этот вопрос и доверяю тебе: все, что бы ты ни решил, будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться и всячески помогать, если ты, конечно, об этом попросишь. Но в целом теперь это только твое личное дело".
Вообще, старайтесь сформулировать свое заявление в виде Я-высказываний, кратко и без вопросов, провоцирующих подростка втянуть вас в дискуссию. Прежде чем озвучить свое заявление подростку, отрепетируйте его несколько раз, чтобы оно звучало естественно и свободно. Затем в течение нескольких дней аналогично передайте ему и другие "полномочия". При этом концентрируйте внимание не на его реакции, а только на собственном намерении раз и навсегда решить эту проблему.
Несколько практических советов
Иногда замечайте, как соседи, друзья смотрят на вашего (для них чужого) ребенка — они ведь не чувствуют своей ответственности за его решения и искренне радуются им, подчас тоньше и глубже замечая что-то новое в вашем взрослеющем чаде.
Постарайтесь каждый раз встречать ребенка с мыслью не о том, что он должен или не должен сделать, а со свободным и нейтральным чувством любопытства и удивления.
Позвольте себе радоваться живости и непредсказуемости ребенка даже тогда, когда он вызывает у вас тревогу и беспокойство. Постарайтесь увидеть, что в его поступках и решениях напоминает вам ваше детство и юность, что позволяет вам сейчас сказать: "Я понимаю, почему он поступил именно так".
Для человека, самостоятельно принимающего решения, они имеют и позитивные, и негативные последствия. Какие-то из них проявляются сразу, другие — позднее. Внимание отдаленным последствиям — признак зрелости. А подростки склонны концентрироваться на немедленных результатах своих решений. В этом источник многих конфликтов в семье. Если вы этого боитесь, для начала передайте ребенку ответственность за то, что меньше всего нарушит ваше личное спокойствие.
Очень важным в общении с подростком является то, как мы разговариваем с ним. Попробуйте на минуту представить себя подростком. Какие слова он слышит чаще всего в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!»,
«Ты должен слушаться учителей и родителей!», «Опять ты врешь!», «Чтобы в 10 часов был дома!»
Такие высказывания надо свести к минимуму. Лучше вместо «Делай, как я сказал», использовать фразу: «Может быть, ты сделаешь так, как я предложу?»
Как надо говорить?
Типичная фраза | Как надо говорить |
Ты должен хорошо учиться! | Я уверена, что ты можешь хорошо учиться. |
Ты должен думать о будущем! | Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать? |
Ты должен уважать старших! | Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека. |
Ты должен слушаться учителей и родителей! | Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться. |
Опять ты врешь! | Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду. Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать. |
Чтобы в 10 часов был дома! | Я бы хотела видеть тебя к 10 часам вечера дома, но знаю, что не могу тебя заставить сделать что-либо. |
Теперь я предлагаю вам поупражняться самостоятельно. Вот типичные фразы, которые учителя и родители говорят подросткам. Ваша задача –заменить их на более мягкие позитивные формулировки при сохранении общего смысла высказывания.
- Сколько можно бездельничать?! Ты должен, наконец, заняться учебой!
- Кто разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!
- Давай дневник, проверю, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!
- Опять оставил грязные кроссовки! Кто за тебя их будет мыть?!
Уважаемые родители, при общении с ребенком полезно применять
«Я – высказывания»
Я узнала, что сегодня тебя не было в школе. Я обеспокоена этим.
Я огорчена, что ты можешь отстать по многим предметам.
Я волнуюсь, что тебя не допустят к экзаменам.
Я хочу, чтобы ты закончил среднюю школу и учился дальше.
Я бы хотела, чтобы ты не курил, хотя знаю, что тут я не могу принимать решения.
Я хотела бы, чтобы ты вовремя приходил домой.
Я уверена, что ты примешь правильное решение.
Я могу помочь тебе, если ты этого сам захочешь.
Что же делать, чтобы не нарушать границ детей и не лишать их жизненной энергии?
1. Всегда спрашивайте разрешение войти в комнату, посмотреть вещи ребенка, взять какие-то его вещи, переложить их в другое место.
2. Никогда не читайте письма или дневники детей. Если вы это делаете, вы грубо взламываете границы и резко снижаете доверие.
3. Как можно чаще предлагайте выбор ребенку, что он хочет купить, куда пойти, с кем пообщаться.
4. Не контролируйте судьбу подарков или денег данных на карманные расходы, они уже не ваши.
5. Не упрекайте и не критикуйте за ошибки. Скажите лучше, как можно сделать по-другому.
7. Снизьте контроль за занятиями и выбором друзей до минимума. Лучше делайте что-то вместе и заражайте собственным примером. При выборе друзей ищите места, где он может найти хороших друзей.
8. Работайте на профилактику – укрепляйте границы личности, чтобы не заниматься решением проблем, когда границы уже деформированы (вами). Для этого как можно чаще поощряйте, спрашивайте совета, показывайте значимость, необходимость в семье, подчеркивайте его ценный вклад в семью. Если ребенок уважает себя (и его границы широкие и образ Я значителен), он никогда не будет искать недостойных компаний и сомнительных видов деятельности. Не наказывайте лишением свободы передвижения ("Не пойдешь гулять", "Иди в угол", "Будешь целый день сидеть в этой комнате") – это грубое нарушение границ.
9. Не вешайте ярлыков типа: тупица, неряха, лентяй.
10. Уважайте любое проявление самостоятельности, желание сделать самому, поскольку это способ познать себя – это расширение собственных границ.
11. Учите отстаивать свое мнение, даже в беседах с вами. Уважайте и принимайте точку зрения ребенка. Это укрепляет его границы и развивает умение защищать их.
12. Учите говорить НЕТ. Для этого принимайте это НЕТ, когда ребенок говорит его вам. Не пугайтесь, когда он отказывает. На самом деле это хороший знак, и показатель прочности границ личности. Когда кто-то другой будет его сбивать с пути истинного (предлагать сигареты, наркотики, неблаговидные поступки) он тоже сможет противостоять, без страха быть отвергнутым.
Советы родителям на каждый день
1. Говорить сыну или дочери: “Людям должно быть с тобою легко! Не бойтесь повторять это.
2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: “Ты всегда”, “Ты вообще”, "Вечно ты”. Вам ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.
4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: “А все-таки, как хорошо у нас дома”.
5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других!”.
6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) интересную книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.
Подвести итог собрания хотелось бы словами поэта Э.Асадова:
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Ф.И.О.______________________________________________________
Тест для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?»
Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ. Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак «-»; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».
№ вопроса | Высказывания | Ответ |
Поверхность – характерная черта подростков. | ||
По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. | ||
Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». | ||
Подростковому возрасту присуща категоричность суждений. | ||
Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. | ||
Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. | ||
К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. | ||
Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. | ||
Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. | ||
Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. | ||
Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков. | ||
В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. | ||
Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. | ||
«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. | ||
Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. | ||
Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. | ||
Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. | ||
Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. | ||
Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. | ||
Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. | ||
Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. | ||
Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. | ||
Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. | ||
Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. |
«Я – высказывания»
Я узнала, что сегодня тебя не было в школе. Я обеспокоена этим.
Я огорчена, что ты можешь отстать по многим предметам.
Я волнуюсь, что тебя не допустят к экзаменам.
Я хочу, чтобы ты закончил среднюю школу и учился дальше.
Я бы хотела, чтобы ты не курил, хотя знаю, что тут я не могу принимать решения.
Я хотела бы, чтобы ты вовремя приходил домой.
Я уверена, что ты примешь правильное решение.
Я могу помочь тебе, если ты этого сам захочешь.
Советы родителям на каждый день
1. Говорить сыну или дочери: “Людям должно быть с тобою легко! Не бойтесь повторять это.
2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: “Ты всегда”, “Ты вообще”, "Вечно ты”. Вам ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.
4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: “А все-таки, как хорошо у нас дома”.
5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других!”.
6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) интересную книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест для родителей «Знаете ли Вы подростковую психологию?» № вопро-са Высказывания Ответ 1 Поверхность – характерная черта подростков. + 2 По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию. + 3 Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем». - 4 Подростковому возрасту присуща категоричность суждений. +
5 Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей. - 6 Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности. + 7 К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании. - 8 Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода. + 9 Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте. -
10 Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах. - 11 Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков. - 12 В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями. - 13 Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей. - 14 «Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста. +
15 Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется. - 16 Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей. + 17 Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития. - 18 Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки. + 19 Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность. +
20 Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу. + 21 Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги. - 22 Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых. + 23 Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой. - 24 Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам. -
Подростковый возраст- это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
«Подростковый комплекс«: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров; - эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения.
Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость.
В соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке это зачастую приводит к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям .
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ- это особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ - это становление готовности подростка к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ - «Я- уникальная личность!» и одновременно «Неужели я – не такой как все?»
СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - «Дайте мне больше прав, но без контроля и обязанностей!»
ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ - ведущая деятельность; Сам факт принадлежности к группе повышает уверенность в себе. Мнение друзей о подростке для него наиболее важно.
Типичные родительские ошибки Обещание больше не любить Безразличие Слишком много строгости Детей надо баловать Навязанная роль Больше денег - лучше воспитание Наполеоновские планы Слишком мало ласки Зависимость отношения к ребенку от вашего настроения Слишком мало времени для воспитания ребенка
Как нужно говорить с подростком Ты должен хорошо учиться! Я уверена, что ты можешь хорошо учиться. Ты должен думать о будущем! Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
Как нужно говорить с подростком Ты должен уважать старших! Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека. Ты должен слушаться учителей и родителей! Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.
Как нужно говорить с подростком Опять ты врешь! Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду. Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать. Чтобы в 10 часов был дома! Я бы хотела видеть тебя к 10 часам вечера дома, но знаю, что не могу тебя заставить сделать что-либо.
- Сколько можно бездельничать?! Ты должен, наконец, заняться учебой! - Кто разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду! - Давай дневник, проверю, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник! - Опять оставил грязные кроссовки! Кто за тебя их будет мыть?!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «Я – высказывания» Я узнала, что сегодня тебя не было в школе. Я обеспокоена этим. Я огорчена, что ты можешь отстать по многим предметам. Я волнуюсь, что тебя не допустят к экзаменам. Я хочу, чтобы ты закончил среднюю школу и учился дальше. Я бы хотела, чтобы ты не курил, хотя знаю, что тут я не могу принимать решения. Я хотела бы, чтобы ты вовремя приходил домой. Я уверена, что ты примешь правильное решение. Я могу помочь тебе, если ты этого сам захочешь.
Советы родителям на каждый день 1. Говорить сыну или дочери: «Людям должно быть с тобою легко!» Не бойтесь повторять это. 2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: “Ты всегда”, “Ты вообще”, "Вечно ты”. Вам ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему. 3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.
4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: “ А все-таки, как хорошо у нас дома”. 5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других!”. 6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) интересную книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение. 7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно…
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Подростковый возраст. Психологические особенности"
Презентация к родительскому собранию по теме....
Выступление на родительском собрании «Подростковый возраст»
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти ...
Родительское собрание"Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать подростка"
Целевая аудитория данного родительского собрания- родители учащихся 8 класса....
Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст"
Материал содержит выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст". Родителям в доступной форме рассказывается об особенностях этого возраста, даны практические рекоменда...
Как научиться понимать и принимать подростка
Как научиться понимать и принимать подростка...
Методическая разработка родительского собрания «Психологические особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?»
В данной методической разработке родительского собрания затрагивается одна из важнейших тем - особенности подросткового возраста. Обычно он соотносится с хрон...