Профилактика беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Прошкина Елена Михайловна

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Профилактическая работа с несовершеннолетними - процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача социального педагога Отдела содействия семье и детям в сфере предупреждения беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: своевременное выявление несовершеннолетних граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, сопровождение данной категории граждан с целью проведение социально-педагогической и индивидуальной работы, оказание консультативной помощи, ввиду того, что за частую проблема беспризорности и правонарушений зависит не только от несовершеннолетнего, его поведения и образе жизни, но и от семьи в которой проживает ребёнок.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Профилактическая работа с несовершеннолетними - процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача социального педагога Отдела содействия семье и детям в сфере предупреждения беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних заключается в проведении ранней профилактики,  то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: своевременное выявление несовершеннолетних граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, сопровождение данной категории граждан с целью проведение социально-педагогической и индивидуальной работы, оказание консультативной помощи, ввиду того, что за частую проблема беспризорности и правонарушений зависит не только от несовершеннолетнего, его поведения и образе жизни, но и от семьи в которой проживает ребёнок.  

Каждое общеобразовательное учреждение может максимально способствовать профилактике правонарушений среди обучающихся (воспитанников). Одним из самых важных компонентов в системе ранней профилактики беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних является ранее выявление несовершеннолетних граждан, склонных к совершению противоправных деяний и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.

При выявлении данной категории граждан специалистами Отдела содействия семье и детям, осуществляется выезд по месту проживания семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего ребенка, объективной оценки возможного проживания ребёнка в кровной семье и постановки задач, необходимых для решения той или иной проблемы. Впоследствии, по согласию выявленной семьи, заключается двухсторонний договор на сопровождение данной семьи с последующим проведением профилактических мероприятий, направленных на недопущение беспризорности и совершения правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в данной семье, также непосредственная работа проводится с кровными родителями несовершеннолетних по восстановлению кровных связей, ввиду того, что ребенок имеет социальный статус неблагополучия, родители не исполняют свои родительские обязанности надлежащим образом, не удовлетворяют потребности ребенка  в семье. Таким образом, отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, что нарушает их интеллектуальную и познавательную активность. Внутренняя энергия направляется на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. В процессе работы за данной семьей закрепляется педагог-куратор, который сопровождает несовершеннолетних граждан и их семей, в зависимости от уровня готовности кровной семьи.

 Предусматриваются три основных маршрута сопровождения в зависимости от уровня готовности кровной семьи к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем:

1. Маршрут «Сопровождение-поддержка» Составляется для кровных семей с благоприятным прогнозом социальной адаптации, достаточно готовых к самостоятельной жизни. Данная категория сопровождения носит рекомендательный характер для семьи и не требует специального контроля. В этом случае достаточно назначения только специалиста-куратора, осуществляющего поддержку кровной семьи.

2. Маршрут «Сопровождение-патронаж». Составляется для кровных семей с недостаточно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Этот вид сопровождения подразумевает назначение ответственных по всем сферам жизнедеятельности семьи, а также специалиста-куратора, осуществляющего поддержку семьи в целом.

3. Маршрут «Сопровождение-SOS». Составляется для кровной семьи с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации, не совсем готовых к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем. Данная категория сопровождения предполагает постоянный, четкий контроль над всеми сферами жизнедеятельности семьи и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях. Требует назначения ответственных по каждой сфере жизнедеятельности кровной семьи. Предполагает оперативную экспертизу.

Впоследствии, проводится работа по запросам кровных родителей, работа по укреплению позитивного образа семьи и родственных связей, выявление кризисных ситуаций и организация необходимой помощи.

Как социальный педагог в процессе своей работы использую следующие методы: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, изучение документов, сопровождение, игра, убеждение, моральная поддержка, сопереживание, сотрудничество и др.

В рамках межведомственного взаимодействия совместно с специалистами отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Рузскому городскому округу, инспекторами ПДН ОМВД России по Рузскому городскому округу, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Рузского городского округа Московской области осуществляются совместные выезда с целью объективной оценки проживания несовершеннолетних граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.  Совместное взаимодействие систем субъектов профилактики проводит мероприятия, направленные на профилактику беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних на раннем выявлении, что влияет на количество совершенных противоправных деяний среди несовершеннолетних.

Литература:

1.Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50.

2. Абдуллаев, Э.А. Борьба с преступностью несовершеннолетних: ее значение, задачи и некоторые аспекты проведения этой борьбы в современных целях Азейбарджана / Э.А. Абдулаев // История государства и права. - 2010. - № 1. - С. 14-17.

3.Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. - М.: Генезис, 2008. - 256 с.

4.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 239 с.

5.Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Дашков и К, 2012. - 120 с.

6.Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 185 с.

7.Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

8.Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

Организация работы  по профилактике правонарушений и безнадзорности    в образовательном учреждении...

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им проти...

Лекция "Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних"

Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних....

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся (воспитанников) коррекционной школы VIII вида...

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как форма работы с обучающимися «группы риска» и неблагополучными семьями

Важной формой профилактической работы с обучающимися "группы риска" и неблагополучными семьями является  Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений...

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика преступленийи правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся...

ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Цель программы:   обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного функционирования системы проф...