Главные вкладки

    Природные различия между мальчиками и девочками
    консультация

    Сыч Ольга Алексеевна

    В этой статье я постаралась раскрыть природную  разницу между девочками и мальчиками.Это следует знать любому педагогу,чтобы грамотно выстроить ход урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prirodnye_razlichiya.docx26.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Природные различия между мальчиками и девочками

     И мальчики и девочки, конечно же, отличаются друг от друга не только генетически по Х- и У-хромосомами, не только биологически, но и по социально-психологическим параметрам. С каждым годом в жизни мальчика или девочки всё большее значение играет воспитание и социальное окружение. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. А разные дети требуют с одной стороны, индивидуального подхода, учитывающего особенности их психики, с другой, – одинаково бережного отношения к личности ребёнка. Поэтому важно по-разному строить воспитание и обучение мальчиков и девочек.

    Взрослый, который играет с ребёнком, учит его, помогает понять и почувствовать окружающий мир, показывает и объясняет, сопереживает и поддерживает, – часто не задумывается о том, что он развивает мозг ребёнка. Без участия взрослого все возможности, которые заложены в этот орган психики ещё до рождения малыша, не смогли бы раскрыться. Семья, детский сад, школа развивают мозг и все его многочисленные функции, регулирующие поведение ребёнка, определяющие успешность его обучения, творческое развитие.

     Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая женское начало - смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. Так, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоничное развитие индивида.

             Мальчики и девочки физически и психически развиваются в разном темпе.
    Девочки рождаются более «зрелыми» (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики при рождении несколько крупнее девочек. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже говорить. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно два года. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое, поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в речевых способностях. Но в подростковом возрасте мальчики начинают обгонять девочек в левополушарном развитии. Однако ассиметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. К шести годам у мальчиков заметна функциональная специализация полушарий. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга.

    Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек. Девочки более чувствительны к шуму. В 1-2 классах у девочек выше кожная чувствительность, то есть их более раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
    Игры девочек чаще опираются
    на ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы, посуду, располагают их более аккуратно и играют в ограниченном пространстве, стремясь достичь максимум пользы, им достаточно маленького уголка.
    Игры мальчиков чаще опираются
    на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, используя при этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости мало места, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, залезают на шкаф. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами. Если девочка соорудит из кубиков один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно  с жильцами, то мальчик, охотнее выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители.

    Согласно многочисленным исследованиям девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используют шаблоны. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, зато они лучше справляются с заданиями на сообразительность. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислении. Восприятие девочек более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.

    .«Должен он скакать и прыгать,

    все хватать, ногами дрыгать,

    а иначе он взорвется,

    трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!

    У девочек лучше развит вербальный интеллект (связанный с речью), у мальчиков – зрительно - пространственный. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. После двух лет девочки, в среднем более охотно разговаривают с другими детьми, их речь правильная и сложная. Еще до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. Это вербальное превосходство проявляется в различных формах. Так, девочки лучше решают задания,  в которых требуется найти словарные аналогии, они лучше и быстрее понимают письменный текст. Более раннее речевое развитие девочек – общая закономерность, до подросткового возраста. Что позволяет им легче устанавливать контакты с другими детьми, осваивать разнообразные социальные роли, связанные с умением подчинятся и выполнять правила.

    Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями). А у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

    В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более комфортными и внушаемыми, чем мальчики. Мужской пол более сообразителен, находчив, изобретателен, чем женский. Женский пол более адаптируемый, чум мужской. Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки на отношение между людьми. Мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа. А девочки ради установления контакта.

    Девочки применяют одну и ту же практику при изучении совершенно разного материала. Кроме того, девочки больше опираются на механическое запоминание. Получают высокие баллы и благополучно забывают заученное. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому девочки обучаются успешнее. В этой связи правополушарные мальчики наиболее подвержены школьным неврозам.

    Девочки часто покладисты, спокойны, послушнее следуют заданным родителями и воспитателями сценариям. Это способствует тому, что в младших классах девочки, как правило, бывают лучшими ученицами. Однако среди мальчиков больше случаев одаренности.

    Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, что бы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

    Во время репетиций мальчикам нужен быстрый темп, центр репетиций   это самое рабочее время. Девочки работают лучше в спокойном темпе, хорошо имитируют, качество звука ровное всё занятие. Для них важна художественная сторона занятия. Девочки могут долго и скрупулёзно работать.

    У девочек до 13 лет нет пространственного ориентирования, у мальчиков оно формируется к 6 годам. В работе с мальчиками надо идти от формы к деталям.

    На сцене мальчики и девочки ведут себя тоже по разному: девочка, особенно солистка, будет стесняться, мальчики на сцене приобретают уверенность. Для них это способ привлечь к себе внимание.

    Разумеется, природная нервно - психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий.

    Девочки более послушны, чем мальчики

    В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.

    Это явление хорошо иллюстрируют наблюдения за близнецами. Однояйцовые близнецы-мальчики (с одинаковым генотипом), даже если они были разлучены в детстве и росли в разных условиях, все равно будут очень похожи друг на друга. А однояйцовые близнецы-девочки при разных условиях воспитания могут существенно отличаться друг от друга (например, полнеть или худеть в более широких пределах). Если же условия жизни одни и те же, то даже разнояйцовые близнецы-девочки могут стать во многом похожими друг на друга.

    Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочек. Подростковые группировки с их строгой иерархией по большей части состоят из мальчиков.

    2. Мальчики больше хотят отличиться

    Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.

    По мнению доктора биологических наук, генетика В.А.Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений), чем у женщин. Он говорит:

    «Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков».

    3. Мальчики более изобретательны, чем девочки

    Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В.Д.Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам. «Пусть лучше мир прогнется под нас», – сказал мужчина,  и, чтобы не погибнуть, отправился на поиски другого места (потеплее и получше) или изобрел шубу.Поисковым поведением определяется и тяга самцов к освоению новых пространств, их большая сообразительность, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованных предприятиям.

    Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки- «вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

    4. Девочки более работоспособны, чем мальчики

    Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в работу, и учитель или воспитатель это сразу замечает – по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще – на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Получается несоответствие во времени – самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

    С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

    6. Мальчики не должны плакать

    А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

    У меня в хоре есть мальчик, у которого всё в порядке с мамой, но как только мы начинаем петь песни о маме, он начинает тихо плакать.

    Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

    А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

    7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух

    В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску.

    И помня о том, что перед нами не просто малыш и ребенок, а маленькая девочка или маленький мальчик, самое главное – очень его любить. Любовью не испортишь ни того, ни другую!

     

    В этой статье использованы материалы Инессы Смык 

    Материал с сайта  «Психология для родителей» Кабаева В.М. «Гендерная психология»

    https://www.maam.ru/ статья Ирины Горковенко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по экологии 8 класс "Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях"

    Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

    Комплексное занятие : "Дружба между мальчиками и девочками "

    поможет педагогам развивать навыки конструктивного общения между мальчиками и девочками...

    "Взаимоотношения между мальчиками и девочками" внеклассное мероприятие - тренинг для подростков.

    Тренинг полезных навыков общения между мальчиками и девочками. Профилактика конфликтных отношений в классном коллективе. Целевая аудитория - учащиеся 5 - 7 классов, можно использовать  в работе с...

    Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек

    Попробуем ответить на вопросы: какая бывает агрессия и почему она возникает?...

    "Дружба между мальчиками и девочками "

    Цель:Подвести детей к мысли о важности взаимного уважения в отношениях между мальчиками и девочками.Задачи:Формировать нравственные ценности, уважение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам.Развива...