Занятие с родителями по теме: «Я - родитель»
план-конспект

Нифталиева Галина Александровна

Задачи занятия:

1. Формирование доверительных отношений.

2. Осознание родительской позиции и целей воспитания.

Использована программа родительского образования «Школа ответственного родительства»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_roditeley.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с родителями по теме: «Я - родитель»

Дата: 15.10.2018г

Задачи занятия:

1. Формирование доверительных отношений.

2. Осознание родительской позиции и целей воспитания.

Структура занятия:

1. Приветствие «Знакомство руками».

2. Упражнение «Пантомима».

3. Групповая работа «Цели воспитания».

4. Упражнение «Родитель-ребенок».

5. Упражнение «Слепой и поводырь».

6. Упражнение «Возрастная регрессия».

7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».

8. Домашнее задание.

9. Рефлексия занятия.

Материалы: альбомные листы, ватман, ручки, шарфы (платки) по

количеству пар участников.

Ход занятия

1. Приветствие. «Знакомство руками».

Участники работают по двое - садятся таким образом, чтобы можно

было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно

молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться«поссориться»,

затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в

круг и обсуждают полученный опыт.

Далее психолог сообщает о различных способах общения, об

использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с

ребенком.

2. Упражнение «Пантомима».

Инструкция: Передать друг другу фразу «каратист убил быка одним

ударом» невербально. Каждый по очереди записывает на бумаге, как он

понял смысл и передает эту фразу следующему участнику.

3. Работа в парах «Цели воспитания».

Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на

поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах. Основные

моменты, одобренные группой, фиксируются на ватмане.

* Каковы цели вашего воспитания?

* Каким своего ребенка вы хотите видеть?

* Что значит быть хорошим родителем и как им быть?

4. Упражнение «Родитель-ребенок».

Инструкция: договоритесь, кто из вас будет - А, а кто - Б. В начале

пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом

положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести

разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в

позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные

стоят. Это — позиция маленького ребенка. Опять займите позиции А и Б.

попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны

ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30

секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и

усталость Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет

вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать

внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка. Физический

дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении,

отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это

влияние не всегда осознается. При общении с ребенком очень важен

визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на

корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку.

5. Упражнение «Слепой и поводырь».

Участники разбиваются на пары. В каждой паре одному из участников

завязываются глаза. Задача второго - помочь «слепому» пройти намеченный

маршрут.

Обсуждение упражнения:

* Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли

«поводыря»?

* В какой роли вам было комфортнее?

* Какие сложности вызвало данное упражнение?

Психолог сообщает, что данное упражнение демонстрирует модель

взаимодействия «взрослый-ребенок».

6. Упражнение «Возрастная регрессия».

Расскажите нам, на что вы были обижены в детстве. Примите удобное

положение и закройте глаза. Представьте, что вы стоите возле дома, где

жили, когда были маленьким. Теперь представьте, что:

- Вы упали и разодрали коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по

ноге у вас стекает капля крови.

- Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей

постарше отобрал у вас игрушку.

- Вы вбегаете в дом, потому что увидели большую собаку.

- Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.

- Вы вбегаете в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что

промочили одежду, а старшие ребята над вами смеялись.

Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят

вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?

Откройте глаза, разбейтесь на пары и поделитесь впечатлениями.

7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».

В центре круга ставится два стула.

Инструкция: Эта игра поможет нам раскрыть положительные и

отрицательные черты характера каждого из участников. В любом человеке

два противоположных начала и он не может разумно объединить их —

преобладает то одно, то другое. Итак, на первом стуле нужно изобразить

ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои

отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму

никогда не раздражает неумелость ребенка, его медлительность и

неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более никогда не применяет

телесные формы наказаний...

На втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той же

ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы

(проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных

моментов - подъем, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др.).

Групповое обсуждение:

* Что вы чувствовали в первой и второй ситуации?

* В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно?

* Какие выводы вы сделали для самих себя?

8. Домашнее задание.

Записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в

порыве гнева вы называете или называли своего ребенка. Перечеркнуть их и

рядом написать нейтральные слова, которые с одной стороны, помогают вам

высвобождать свой гнев, а с другой, не позволяют унижать личность ребенка.

Фиксируйте в дневнике как часто вы наказываете ребенка и за что? Как

часто хвалите и за что?

9. Рефлексия занятия.

Использованная литература:

В.В. Зикратов.Программа родительского образования «Школа ответственного родительства»-Барнаул, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".

Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Тематическое собрание для родителей на тему" Почему родители иногда не понимают своих детей"

Разработка тематического собрания на тему"Почему родители иногда не понимают своих детей?". Данный материал предлагается классным руководителям 6-8 классов, когда возникают разногласмя между роди...

памятка для родителей на тему "Роль родителей в проектной деятельности"

Памятка для родителей, как помочь ребёнку выполнить творческий проект...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...

Консультация для родителей по теме «Ответственность родителей за неисполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей».

Консультация для родителей по теме: «Ответственность родителей за неисполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей»....