Картотека игр для обучения чтению в добуквенный период
картотека
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
для обучения чтению в добуквенный период
Выделение данного звука в слогах и словах
- «Умная машина» - «а»
- «Умный паровоз» - «п»
- «Умный самолет» - «р»
Эти и подобные транспортные средства перевозит пассажиров только с данным звуком в имени.
- «Звуковой домик» - в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-т-т», «К-к-к»
- «Собираем звуки» - предметы с данным звуком собирают в корзинку
- «Доктор Звуков» - прописывает «лекарство» - 10 слов со звуков «…»
- «Проглотим звук «…»» - повторим слова без звука «…»
- «Умная стрела» - находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр
- «Выбери картинки» - из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками
- «Звуковое домино» - по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: «р», «л», «с», «ш», «з», «ж», «ц», «ч»
Выделение первого и последнего звука в словах
- «Начни говорить слово, а я догадаюсь»
- «Магазин» - заплатить первым (последним) звуком в названии покупки
- «Умная машина» - сигналит пешеходам первым звуком в их имени
- «Поймай слово за хвост»
- «Я начну, а ты закончи»
- «Угадай, что я прошу» - выбрать один из 3-5 предметов
- «Подели предметы» - на коробочках наклеены портреты звуков
- «Звуковое лото»:
а) на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема
б) логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей таблице картинку, в названии которой данный звук – первый (последний)
9. «Кто в домике живет?» - с данным звуком в начале
10. «Вагончики» - в первом или последним поедет звук «…»? Где слышно данный звук в данном слове?
11. «Звуковые цепочки» - по два-три слова и более.
Интонационное выделение
последовательности фонем в слове
- «Превращение в «…» жуков, змей, и т.п.» - разговаривать, выделяя нужный звук.
- «Заколдованный (ударный гласный) звук» - звучит дольше и громче в слове
- «Клавиши» - ударить первый, второй, третий звуков слове. (Предметные картинки – слово из 3-4 звуков и 3-4 клавиши фишки)
- «Сочиняем сказку Приключения звука «…»
- «Диктант» - дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает
- «Звуковые домики»:
а) «Позови звуки домой» - по очереди
б) «Звук потерялся» - первый, второй, третий
в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» - дети сразу их узнают и называют
7. «Учим говорить Незнайку» - он пропускает звуки в словах
8. «Письмо Незнайки» - пропущены звуки (буквы). Какие?
Знакомство с гласными звуками.
Деление слов на части
- «Братцы гласные здороваются»- произносить свои звук долго-громко
- «Братцы-гласные стучат своими молотками» - каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова)
- «Ступеньки» - («Лесенка») – игрушки шагают по ступенькам, произнося свое имя
- «Братцы-гласные делят слово на две-три части»:
а) какой гласный живет в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика)?
б) кто из братцев-гласных кричит громче?
5. «Прошагаем слов» - пропрыгать, прохлопать…
6. «Кто в домике живет?» - на каком этаже живет кот, ли-са, со-ба-ка?
7. «Кто в каком вагончике поедет?» - сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово?)
8. «Разложи картинки» («Подели игрушки») – одно-, двух- сложные слова
9. «”Пишем” слова» - (части слова - полоски) под диктовку («жук», «ли-са» и т.д.)
10. «Чье слово длиннее?»
11. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» - одно-, двух-, трехкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (сколько раз мы открыли рот?)
12. «Кто в каком домике живет?» - игрушки с одно-, двух-, трехсложными названиями.
Различение ударных и безударных гласных звуков
- «Без ошибок повтори: “оуа”, “оуа”, “оуа” и т.п.» - ударяем голосом один из трех гласных звуков
- «Братцы-гласные спорят»:
а) К кому идут гости?
б) Для кого это угощение?
3. «Подели картинки (предметы)» - всем братцам-гласным по одной - две
4. «Кто главный?» - для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяется голосом?
5. «Звуковые домики» - кто живет братца – Аха, Оха и др.?
6. «В чьем вагончике поедит «…»?»
7. Братцы-гласные собираются идти …:
а) … в школу – кто что берет с собой?
б) …в поход – выбрать один из трех-пяти предметов (слов)
в) … на прогулку.
8. «Приключения братцев-гласных – кто что увидел?»
9. «Кто из братцев кричит в этом слове громче, а кто – тихо?» - два сложных слова: «ли-са», «бел-ка»…
10. «Я позову вас издалека» - согласных звуков не слышно; кого это зовут?
11. «позову издалека кого-то из гостей, выделяя ударный гласный звук, а я угадаю кто это»
12. «Зоопарк» (таблица):
а) кого зовет братец Ах, Ох, Их и т.д.?
б) кто за кем будет ухаживать?
Различение гласных и согласных звуков
1. «Называю звук – поднимаете фишку» - красную, если звук гласный, синюю – если согласный.
2. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» - «оп», «ат», «ук», «ыв». Назвать второй звук после гласного.
3. «Какой второй звук в именах братцев-гласных» Ах, ОХ, Их…?»
4. «Первый, второй» - определять гласный или согласный – «ат - та», «оп - по»…
5. «Покажи фишку (красную, синюю)» - выделение гласных или согласных из потока звуков
6. «Что мешает петь согласному звуку?»– губы: п, б, м; язык и зубы: н, т, д.
7. «Живые звуки (буквы)»
8. «Звуки стройтесь в слоги!»
9. «Ловим звуки» - левой рукой гласные, правой – согласные.
10. «У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого согласный звук»
11. «Кто из гостей произносит последним гласный или согласный звук?» - «гав», «мяу» и т.д.
12. «Какой первый звук в твоем имени?»
Дифференцирование согласных звуков по твердости – мягкости.
Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками
1. «Тим изменяет первый согласный звук, второй произносит Том»
2. «Том и Тим по-разному читают» (называют букву) – «п/пь», «т/ть» и т.д.
3. «Тим изменяет слово Тома» - «лук-люк», «пол-пал» и т.д.
4. «Тим и Том ссорятся» - делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные звуки или нет ни одного
5. «Том и Тим собираются…» - на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует, выбрать из двух-трех слов
6. «Тим и Том готовят обед» - посуда, продукты
7. «Тим и Том в зоопарке» - в лесу, на рыбалке, на огороде …
8. «Звуковое лото» - картинки, схемы слов
9. «В каком окошке кто живет?» - в каком окошке чей звук?
10. «Магазин» - продавцы Тим и Том, чеки – схемы слов
11. «Зоопарк» - за кем из животных будет ухаживать Тим и Том?
12. «Тим и Том померились» - том говорит первую часть слова, а Тим вторую (и наоборот): картинки: «по-ле», «са-ни», «ло-си»…
13. «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую – Тим или Том?»
Звуковой анализ простых слов из трех звуков
1. «Пропоем в слове каждый звук» - «жжжуууккк»
2. «Звуковые домики» - тир окошка + шторки трех цветов:
а) позвать домой первый, второй, третий звуки
б) повесит в окошки шторки нужного цвета
3. «Построим дом» - кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: построить кубик (окошки) нужного цвета
4. «Кто в каком домике живет?» - готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «Аня (к-з-к)» и т.д.
5. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» - готовые схемы слов
6. «Позови домой звук» - третий, первый, второй в разной последовательности
7. «Кто из гостей (игрушек) «написал» свое слово?»
8. «Напиши слово своего гостя»
9. «Угадай, кто у тебя в гостях?» - ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: «гав», «пик», «ква»…
10. «Ловим и выпускаем звуки по порядку»
11. «Покажи картинку» - в названии которой первый звук «…», второй «…», третий «…»
12. «Магазин» - на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: «кот», «лань», «жук», «кит», «лев», «пес» …
13. «Звуковое лото: Чья картинка?» - кому подходит эта схема (звуковой домик)?
Выделение качественных признаков согласных звуков
1. «Домики звуков» - в которых находятся их портреты (буквы):
- красный для звуков
- зеленый со звоночком: «й»
- зеленый без звоночка: «ч», «щ»
- синий со звоночком: «ж»
- синий без звоночка: «ш», «ц»
- сине-зеленый со звоночком: «з», «б», «д», «в+м», «н», «л», «р»
- сине-зеленый без звоночка: «с», «п», «т», «к», «ф»
Варианты:
а) «Где живет звук «…»? – объясни почему?
б) «Какие звуки живут в этом домике?»
в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»
г) «Нарисуем буквы» - рисовать ручками трех цветов, точкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие)»
2. «Раскрасим слово нарисованное простым карандашам» - «лис»:
«л» - зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук)
«и» - красная толстая линия (гласный звук)
«с» - синяя тонкая линяя (глухой твердый звук)
3. «Цветной диктант» - схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет
4. «Кто первый?» - назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий «й», всегда мягкий глухой «ч», «щ» и т.д.
5. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
6. «Магазин» - дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук и давая ему качественную характеристику.
Формирование основного механизма чтения:
упреждающие ориентации на гласную букву и фонему
- «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука «…»?
- «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком «…?»
- «Прочитай слово без согласных звуков» - таблица «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна - три маленькие (безударные гласные звуки)
- «Звукоедик» - «съел» согласные звуки
- «Зовем издалека» («Эхо») – согласные звуки не слышно, кромке всех «кричит» ударный гласный звук, тише – безударные гласные.
Варианты:
а) «Кого я позову издалека?»
б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся»
- «Живые звуки (буквы)».
Варианты:
а) «Звуки стройтесь в слоги!»
б) «Слоги, стройтесь в слова!»
в) «Слоги, поменяйтесь местами!»
г) «Поменяем гласный звук» - «стол – стул – стал - стыл» и т.д.
Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем
- «Живые звуки (буквы)»
Варианты:
а) «Звук, стройтесь в слова!»
б) «Звук «…», поменяйся местами со звуком «…»
в) «Звук «…», замени в слове звук «…»
- «Какой звук заменили» (по очередности в слове) – «сыч – сын – сыр – сан – сон – сор – сом…»
- «Какое слово получится, если звук «…» заменить звуком «…»? - «слог – слон – стон – стол – стыл – стал - -стул – стук…»
- «Звуковой домик»:
а) меняем один из согласных звуков: «маска – каска – ласка – лапка - лапта»
б) меняет один из гласных звуков: «Аня – Уля – Эля…», «эру-ору», «куры – кура – кора - кору»
в) «Сделай первый согласный звук мягким» - какое слово получилось? Тим исправляет Тома: «лук - люк», «мал - мял» и т.д.
Звуковой анализ двухсложных слов
- «Назови только первую (вторую) часть слова»
- «Позовем звуки домой» - по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты)
- «В каком окошке живет звук «…»?
- «В какой кантате (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка?» - где кричит ударный звук? «Ли-са», «ку-ры», «па-ук» и т.д.
- «Вставь портрет звука (звуковую букву) в нужное окошечко»
- «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомую букву)»
- «Позови домой только гласные звуки – тихо или громко»
- «Позови домой только согласные звуки»
- «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»
- «В какой части слова гласный звук «…»?»
- «Какая часть слова звучит громче?» - ударный гласный звук, ударный слог
- «Звуковые домики» - двух – комнатные из кубиков трех цветов: один два («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка», три-три («зай-чик»)
Варианты:
а) «Кто в этом домике живет?» - сколько звуков – в первой части, во второй?
б) «Кто больше?» - подобрать слова для своего звукового домика
в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик»
13. «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки»
14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов» - В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества.
Вопросы:
Какие звуки есть в твоем слове?
Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?
Сколько в твоем слове гласных звуков? и т.д.
Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию
- «Звуковой домик» (схема слов)
а) «Кто в каком домике живет?»
б) «Кому еще подходит этот домик?»
в) «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»
- «Часть слова » (слоги) – буквы, фишки
а) «Подбери две части слова» (схемы)
б) «Подбери одну часть слова» (схемы)
- «Звуки - буквы» (картинки с готовыми схемами слов + буквы)
а) «В каком окошке живет звук «…»?
б) «Вставь в нужное окошко букву «…»
в) «Вставь в нужное окошко портрет звуков»:
- гласных
- звонких/глухих согласных
- твердых/мягких
- «Раскрасим слова, написанные простыми карандашами, печатными буквами» - обвести ручкой (фломастером) нужного цвета:
а) все гласные звуки – красной толстой линией
б) глухие согласные – тонкой линией синего или зеленого цвета (звучат твердо или мягко)
в) звонкие согласные – толстой линией синего или зеленого цвета
- «Цветной диктант» - рисовать знакомые буквы («портрет звуков») ручками трех цветов (толстой/тонкой линией)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.
Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...
"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"
Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:* "Сказка о правилах чтения"* Примеры сло...
Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.Виды чтения».
Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения....
Урок обучение чтению с полным пониманием содержания прочитанного текста. Изучающее чтение.
Цель: - совершенствование навыков чтения - расширение лексического запаса по теме - отработк...
Картотека "Подвижные игры в ДОУ в весенний период"
Цель Единного Всекубанского классного часа:· формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государ...
Картотека игр с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Материалы для проведения игр с детьтми раннего возраста...
Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.
Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...