Конспект логопедического занятия
план-конспект

Кузнецова Елена Валерьевна

Научить ребенка четко произносить звук [У]. Продолжать формировать понятия «звук», «буква». Познакомить с звуком и буквой У, у. Упражнять в нахождении её среди других букв. Повторить и уточнить словарь по теме «Мебель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u._u._mebel._konspekt_otkrytogo_zanyatiya._.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ   г. Нижневартовска ДС № 88 «Одуванчик»

Конспект  открытого занятия  

по развитию фонематического восприятия

и подготовке к обучению грамоте

в старшей коррекционной группе «А».

Тема «Знакомство со звуком и буквой У, у.  Мебель.»

Подготовила:

учитель-дефектолог  Кузнецова Е.В.

г. Нижневартовск

 2015-2016уч.г.

Тема: «Знакомство со звуком и буквой  У, у».

Коррекционно-образовательные задачи:
Научить ребенка четко произносить звук [У].

     Продолжать формировать понятия «звук», «буква».

     Познакомить с звуком и буквой   У, у.
Упражнять в нахождении её среди других букв.

     Повторить  и  уточнить  словарь по теме «Мебель».

Коррекционно-развивающие задачи:

     Продолжать формировать  навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова)

      Развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую и артикуляционную моторики, координацию речи с движением, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:
      Формировать  навык  сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности, желания придти на помощь.
Оборудование: Предметные картинки со звуком У, буквы разрезной азбуки  У, у (настенной).  Счетные палочки, карандаши, красный фломастер, карточки - задания, предметные картинки с изображением мебели: стул, тумбочка, табурет; сказочный персонаж Буратино (переодетый ребенок),  конверт.

  Ход занятия.

  1.  Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика: в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.

Язычок  - шалун и гномик,    Он построил дивный домик,

Откройте рот, скажите  [А___  ]  - это домик язычка,

А теперь скажите  [О___  ], он сделал в домике окно.

Тяните губки буквой «И», над домом он зажег огни.

    - Какие звуки встретились в зарядке?        (А,О,И)

   3. Ребята, я вам предлагаю посмотреть телевизор, только случилась большая неприятность - у него сломался звук.

      Дидактическая игра  « Испорченный телевизор». Угадать звук по беззвучной артикуляции.

-Узнайте, какой звук я произнесла?  Дети называют звук.

-Какой буквой обозначают этот звук?

       На доске по порядку выставляются буквы:  А,О,И,Ы.

- Какие  это буквы?  Почему? В каком домике живут? Каким цветом обозначают? (гласные, их можно долго петь и тянуть, воздушная струя не встречает преграды.  Живут в городе гласных звуков, обозначают красным сигналом.)

-Да, эти буквы вы уже выучили, а сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.

4. Работа по теме.
    а) Знакомство со звуком [У].

   Предлагаю  ребятам  рассмотреть картинки: утка, усы, утюг, улитка. При этом громко и четко называю их, выделяя голосом первый звук [У] в словах.

   Затем прошу ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»              (Звук У)

          б)  Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха)

Показываю  и объясняю  артикуляцию  звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:

-  губки вытянуты вперед трубочкой;                   (показ схемы артикуляции)

-  язык сильно оттянут назад.

-  зубки не смыкаются;

-  горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).

   После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук [У], а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.

    Звук [у] можно произносить и тихо, и громко, его можно тянуть и произносить коротко.
      Для обозначения всех гласных звуков используется красный сигнал.

      в) Фонетические упражнения.  Взрослый знакомит ребенка с символом звука ]:      

  • произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

-    волк воет: уууууууууу.

-    поезд едет: уууууууууу...

-    как поет дудочка – ду-ду-ду-у-у-у-у-у…

-    девочка заблудилась в лесу и кричит  АУ-У-У-У,   АУ-У-У-У-У-У….

  • произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

-     поезд приближается к станции:   ууууУУУУУУ...

-      предлагаю показать, как мчится поезд (речь с движением): Ух,Ух,Ух – мчится поезд во весь ду-у-ух!   (громко.)

-     поезд удаляется:     УУУУууууу...

 5. Игра «Кто внимательнее» : «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

    Произношу  разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:

- у, п, у, к, в, у, и, у, а , о, у, ы, у …

- ук, ом, ут, ус, со, ку, ум, ам, ух…

- сук, сок, лук,  рысь, муха, индеец, арбуз, …(если затрудняются  - показываю картинки)

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, со звуком [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].

6. Определение места звука У в слове. «Найди лишнее слово»

На доске выставлены картинки, на которых изображены  утюг, стул, табурет, тумбочка. Предлагаю назвать картинки, выделяя голосом звук У., затем определить место звука в слове,  затем назвать лишнее слово.

 - Дети, где может стоять звук в слове?    (В начале, в середине, в конце слова)

-  внимательно послушайте слова; если звук стоит в начале слова–поймай его левой рукой, в середине  - перед собой двумя руками, в конце – правой рукой.

-  Скажите, какое слово здесь лишнее? Почему?  (утюг – звук стоит в начале, а в других словах  - середине)  Как можно назвать одним общим словом предметы - стул, табурет, тумбочка?   Мебель.                    (Картинки  с  доски  убираю)

7. Пальчиковая игра «Мебель»

Это стул- на  нем сидят. (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол- за ним сидят. (левая в кулачке, правая  открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат. (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем,  (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем. (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

      Неожиданно вбегает Буратино со словами «Я  слышал  -  здесь про мебель говорят, обежал уже весь детский сад, никто не знает, может вы мне поможете?   Мальвине в день рождения нужно подарить предметы мебели со звуком У.  Но папа Карло так растерялся, что забыл все названия. А я в школу не ходил, букву У ничего не знаю. Помогите!  

-  Ребята, давайте вспомним, какие предметы мебели со звуком У знаете?      (дети говорят: стул, тумбочка, табурет)

- Возьми картинки, передай папе Карло, мы всегда рады помочь. А Ребята про тебя, Буратино,  знают зарядку, приглашает тебя  позаниматься.
8. Физкультминутка  «Буратино»
 
Буратино потянулся,                                        имитация потягивания

       Раз нагнулся, два нагнулся,                            наклоны вперед, достать носочки

       Руки в стороны развел,                                    руки разводим в стороны

       Видно ключик не нашел,                                  повороты головой вправо – влево

       Чтобы ключик нам достать,                             поднимаются на носочки

       Нужно на носочки встать.                                стоя на носочках тянутся вверх.

     Прощаемся с Буратино, он убегает.

9. Знакомство с буквой У,у.

   Объясняю  детям  правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. Звук [У] мы будем обозначать буквой У. у.

После этого показываю   букву У,у. Для лучшего запоминания графического образа буквы   предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».

         -  Рассматриваем букву, на что похожа буква У?    

  •  Буква У – два длинных ушка.
  •  У — как у зайчонка ушки.

Эти ушки — на макушке.                                       (О. Гофман)

  • «У  - сучок, в любом лесу ты увидишь букву У»    (В.Степанов)
  • « Удобная буква! Удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто! «                                                                         (Е.Тарлапан)

-  чем похожи большая и маленькая буквы?        (они одинаковой формы)

-  в чем их различие?                                       ( буквы отличаются по размеру)

-  из каких элементов состоит буква У?          (из двух палочек)

Предлагаю  ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?»                               (на рогатку, галочку...);

 Анализируем  букву  У;   дети прописывают букву У в воздухе,   складывают её из счетных палочек, прописывают на левой ладошке, на ладошке соседа.
10. Работа с раздаточным материалом.

     Посмотрите на лист –задание. Что вы видите на нем?
  Дети. Букву У.  Какаду, утка, суп.  

-  Давайте обведём букву У по точкам и раскрасим их. Какой карандаш вам для этого потребуется и почему?  Узнаем где в слове звук прячется – в начале слова, в середине или в конце слова? Раскрасьте соответствующую клеточку.
Дети. Мы возьмем красный карандаш, потому что звук и буква У – гласные.

Стук в дверь. От Буратино почтальон приносит конверт, в нем предметы мебели, которые сделал папа Карло (картинки для фланелеграфа) и в благодарность для детей он прислал игру «Договори словечко»

11.  Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».

Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

  1. Плывет по простыне, как кораблик по волне, он хозяйкам добрый друг, электрический….. (утюг)

  3.      Кто шагает с сумкой книг

           Утром в школу …..(ученик)

  1. Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста как дудочка,

А петь не может ….(дудочка)

  4.    Долгожданный дан звонок, вот закончился….. (урок)

    Вместе с детьми определяем, где находится в словах звук [у].

12. Итог занятия. (Оценка работы детей).

Наше занятие заканчивается,  скажите,  чем сегодня мы занимались?

Что нового  узнали?      Хорошо поработали, похвалим себя:        

    Самомассаж.        Наша умная головка

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки все услышали (погладить ушки),

Глазки посмотрели (погладить веки),

Ручки все исполнили (погладить ладошки),

А ножки посидели (погладить ножки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....