Родительское собрание. Тема: «Выбор профессии – дело семейное»
методическая разработка

Медведева Наталья Александровна

Родительское собрание проводится в виде игры, во  время которой родители вместе с детьми определяют профессиональное направление дальнейшей трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_vybor_professii_dnlo_semeynoe.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Выбор профессии – дело семейное»

Сценарий игры.

На доске: Крупно обозначена тема собрания. Родители вместе с    

                 детьми сидят за столами.

Ведущий:

        Здравствуйте!  Нам сегодня предстоит подумать о будущем, а точнее – о будущей профессии девятиклассников. Ведь выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет, их поддержка – это очень серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе. Мы с вами постараемся выбрать профиль их обучения, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и учебного заведения.

        Здесь присутствуют родители, которые хотят помочь своим детям в этом выборе. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто должен делать этот выбор – сам ребенок или родители? Вот два круга: желтый – это ребенок, зеленый – это родитель. Точно такие же лежат перед вами. Пожалуйста, подумайте всей семьей и положите круги так, чтобы они показали Ваше мнение по поводу того, кто играет решающую роль в выборе профессии. Выберите тот вариант, который вам подходит.

На панно выставлены варианты расположения кругов.

Пауза.

Ведущий:

        Кто готов? Пожалуйста. Выскажите мнение  вашей семьи.

Выступления добровольцев.

        А теперь я хотела бы расшифровать варианты наложения кругов:

                                                                                                                                                     

                  - Ребенок делает выбор профессии сам, не прислушиваясь

                     к советам взрослых.

                 

                 

                   - Родитель сам сделал выбор профессии за ребенка и не

                     слушает его пожеланий

                                   - Ни родителя, ни ребенка вопрос о будущей

                                     профессии не интересует.

                         - Родитель и ребенок вместе делают выбор профессии.

Ведущий:

        А сейчас мы хотели бы вам предложить механизм, который, на наш взгляд, поможет и родителям и детям сделать выбор профессии более осознанным. В данный момент развитие нашего общества нам предлагается очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем просто потеряться. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем воспользоваться классификацией профессий. Она разделяет все профессии на пять групп по предметам труда, с которым человеку приходиться иметь дело на протяжении всей трудовой деятельности.

        Классификация выглядит так:

На доске вывешена классификация профессий.

Ведущий:

        Существует пять типов профессий.  О каждом типе профессий я расскажу вам более подробно. Мы обсудим предмет труда и основные требования, а какие профессии относятся к каждому типу, мы обсудим позже. Сейчас каждому из вас мы выдадим информацию по этим пяти типам.

        Итак, первый тип:

Человек – Человек.

        Предмет труда: люди, группы, коллективы.

        Профессии, входящие в этот тип:

  • медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитар)
  • воспитание и обучение (воспитатель, учитель, спортивный тренер)
  • бытовое обслуживание (продавец, официант)
  • информационное обслуживание (библиотекарь)
  • защита общества и государства (следователь)

Основные требования:

        Выбирая одну из этих профессий, нужно быть готовым почти все свое рабочее время общаться с людьми и при этом сохранять выдержку, спокойствие и доброжелательность. Умение общаться, устанавливать контакты с другими людьми, чуткость к состояниям других людей.

        Итак, тип профессий «человек – человек» - это работа с людьми.

        Следующий тип второй:

Человек – Природа.

        Предмет труда: животные, растения, биологические процессы.

        Основные профессии:

  • изучение, исследование, анализ состояний и условий жизни растений и животных (агрохимик)
  • уход за растениями и животными (лесовод, птицевод, борьба с их вредителями, агроном по защите растений, ветеринар)

Основные требования:

        Выбирая одну из этих профессий, нужно быть готовым к работе в трудных погодных условиях. Особенность деятельности в том, что все результаты выявляются по прошествии длительного времени.

        Итак, тип профессий «человек – природа» предполагает работу с растениями и животными.

        Третий тип профессии:

«Человек – Знаковая система»

Предмет труда: тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, шифры.

Основные профессии:

  • тексты на родном и иностранных языках (машинистка, редактор)
  • цифры, формулы, таблицы (программист, экономист, кассир)
  • чертежи, карты, схемы (чертежник, закройщик)
  • звуковые сигналы (радист, телефонист).

Основные требования:

        Выбирая одну из этих профессий, необходимо обладать усидчивостью, терпением, устойчивым вниманием, умением видеть то, что стоит за условными знаками. Важна способность к длительному сосредоточению внимания, быстрота и точность движений, склонность к работе в одиночку (без частых контактов с людьми)

        Итак, тип профессии «Человек – знаковая система», характерен работой с цифрами и знаками, а не людьми.

        Четвертый тип профессии:

«Человек – Художественный образ»

        Предмет труда: литература, живопись.

        Основные профессии:

  • создание, проектирование, моделирование художественных произведений (художник, скульптор, писатель, композитор)
  • воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизам, образцу в единичном экземпляре (ювелир, реставратор, столяр – краснодеревщик)
  • воспроизведение, копирование, размножение художественных произведений в массовом производстве (художник по росписи фарфора)

Основные требования:

        Выбирая одну из этих профессий необходимо иметь развитый художественный вкус, художественные способности, образное мышление, яркое воображение, склонность к творчеству, повышенная чувствительности по оценке произведений искусств.

        Итак, тип профессии «Человек – художественный образ», характерен работой с предметами искусств.

        Последний пятый тип:

«Человек – Техника»

        Предмет труда: машины, механизмы, технические системы.

        Основные профессии:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (инженер – конструктор, сборщик)
  • эксплуатация технических средств (крановщик, токарь, водитель)
  • ремонт технических устройств (слесарь – ремонтник)

Основные требования:

        Выбирая одну из этих профессий, вы должны иметь представления о технических средствах, а также техническое мышление. Люди, владеющие этими профессиями, в основном работают с техническими устройствами.

Итак: - тип профессий «человек – человек» - это работа с людьми

          - тип профессий «человек – природа» предполагает работу с растениями и животными.

          - тип профессий «человек – природа» предполагает работу с растениями и животными

          - тип профессии «Человек – художественный образ», характерен работой с предметами искусств

          - тип профессий «человек – техника»,  в основном работает с техническими устройствами.

Ведущий:

        Сейчас вы (и взрослые, и дети) сделаете первоначальный выбор. Я раздам на каждую семью лист с таблицей «Типы профессий».

Ведущий раздает таблицы «типы профессий» на каждую семью.

        Обратите внимание только на верхнюю строку таблицы, она выделена серым цветом, где написаны основные типы профессий. Дети взяли в руки красный карандаш и поставили галочку около того типа профессий, который они хотели бы выбрать для себя. Пока Вы, руководствуетесь только своими желаниями. Родители поставят, галочку синим карандашом около того типа профессии, который считают желательным для своего ребенка.

Ведущий:

        Это ваш первый выбор. Но для окончательного выбора вы должны учесть очень много условий. Мы предлагаем вам воспользоваться тремя принципами. Обратите внимание на доску.

  1. Личные интересы
  2. Семейные традиции
  3. Учебная успешность

Ведущий:

        Мы сейчас разобьемся на группы и обсудим эти принципы.

        Сейчас каждая семья вытянет листок, на котором написан один из принципов и сядет за тот стол, где стоит табличка с этим принципом.

Родители пересаживаются.

Ведущий:

        Представьте, что вы делаете выбор профессии, опираясь только на этот принцип, который написан у вас на карточках. Обсудите в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас есть 5 – 7  минут, а также лист бумаги и рука. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед всеми.

Группа проводит обсуждение и записывает свои аргументы на листках.

Затем происходит защита этого принципа.

Ведущий:

        Спасибо. Мы выслушали аргументы всех групп. Теперь вам легче будет учитывать эти принципы в вашем собственном окончательном выборе.

        Сейчас мы к этому и приступим.

        Каждая семья получает индивидуальную «Карту приоритетов» вашей семьи.

Ведущий раздает карты и открывает, начерченную на доске, в увеличенном размере. А затем вместе с семьями заносит новую информацию.

        Подпишите свои карты.

Ведущий:

        Итак, для начала заносите в карту (в первую и вторую строку) свои первоначальные выборы, которые вы сделали в таблице «Тип профессий». Осудите, совпадают ли ваши выборы.

        Теперь приступим к обсуждению других факторов, которые также нужно учитывать при выборе профессии.

        Для того, чтобы заполнить третью графу посмотрите внимательно на результаты тестирования, которое ваши дети прошли на компьютере. Верхние строки показывают выраженный интерес к той или иной сфере деятельности. Определите, к какому типу профессий относится эта сфера деятельности, и поставьте «+» в соответствующей колонке. У кого возникают вопросы, я могу подойти и пояснить.

        Теперь для того, чтобы заполнить 4 и 5  строку, необходимо заполнить опросник.

Ведущий раздает Дифференциально – диагностические опросники каждому.

        Родители, пожалуйста, заполните опросник так, как вам хотелось, чтобы его заполнил ваш ребенок. Вам необходимо прочитать первую пару вариантов деятельности и выбрать из них ту деятельность, которая наиболее подходит и нравиться. Соответствующую этой деятельности цифру обвести в листе ответов.

        Дети такой опросник уже заполняли, им нужно будет побить в роли психолога и попробовать самим подсчитать результаты. Цифры ваших ответов обвести кружком в бланке ответов.

Ведущий на примере показывает выполнение опросника.

Далее идет заполнение бланка ответов. По окончании работы.

Результаты ответов (количество обведенных цифр) подсчитывается по каждой колонке в листе ответов. Результат напишите в нижней ячейке этой колонки.

        В той колонке, где окажется больше цифра, тот тип профессий и будет ведущим для вас. Родители свой результат записывают в пятую строку, а дети свои результаты записывают в четвертую строку.

        Шестая строка карты – это «семейные традиции». Если у вас в семье есть семейные традиции, то поставьте в соответствующей колонке знак «+». Если нет, то не ставьте ничего.

        Седьмая строка карты – это «учебная успешность». Вспомните, по каким предметам вы объективно успеваете лучше, и поставьте в соответствующей колонке знак «+». А чтобы вам было легче, мы подготовили перечень предметов, которые соответствуют данному типу профессий.

«Человек – природа» - естествознание, география.

«Человек – техника» - столярное дело.

«Человек – человек» - обществоведение, физкультура, СБО, ОБЖ,

                                  история

«Человек – знаковая система» - геометрия, математика.

«Человек – художественный образ» - роспись, чтение (русский язык).

В это время ведущий все фиксирует на доске, показывая, как заполняется правильно карта.

        Восьмая строка карты – это «мнение учителя». Обратите внимание, эта строка заполнена заранее. Ее заполнил ваш классный руководитель, который достаточно давно знает детей.

        Последняя, девятая строка, она называется «наличие возможности для поступления в учебное заведение». Может быть, ваша семья ориентируется на какое – нибудь учебное заведение. Та колонка, к которой относится профиль учебного заведения, получает знак «+».

 

На этом заполнение таблицы заканчивается. Ведущий тоже завершает заполнение тренировочной таблицы и показывает, что нужно дальше с ней делать.

Ведущий:

        На наш взгляд, в таблице «Карта приоритетов семьи» отражены наиболее важные факторы, которые необходимо учитывать ребенку при выборе профиля обучения. У вас сейчас будет время обсудить в семье, что же у вас получилось. Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам. То есть каждый тип профессий должен получить общую сумму плюсов.

Семьи делают эту работу. Ведущий подходит и отвечает на возникающие вопросы.

Ведущий:

        На нашем родительском собрании мы выбрали профиль обучения. Теперь можно смело выбирать учебное заведение, в котором будет учиться ребенок. Ведь именно любимая работа приносит максимальное удовольствие нам и пользу обществу.

        Мы подготовили информацию об учебных заведениях, в которых могут учиться наши дети (условия поступления, перечень профессий).

        Всем большое спасибо за работу. Мы надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас полезной. Кому это необходимо, тот может получить дополнительную консультацию у меня.

Типы профессий

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек - знаковая система

Чел. – худ. образ

Озеленитель

Контролер

Секретарь

Оператор заправочных станций

Кондитер

Садовник

Измеритель

Парикмахер

Переводчик рисунков

Цветовод

Намотчик

Продавец

Овощевод

Обувщик

Официант

Оператор теплового пункта

Резчик

Полевод

Переплетчик

Сторож

Маляр

Портной

Санитар

Штукатур

Повар

Спортивный

тренер

Почтальон

каменщик

Прессовщик

Курьер

Слесарь сборщик

Фотограф

Столяр

Сборщик

Сортировщик

Токарь

Штамповщик

Строитель

Тракторист

Плотник

Дворник

Таблица приоритетов семьи ____________________________

                         Профиль

Параметры выбора

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек - знаковая система

Человек – художественный образ

1. Выбор ребенка

2. Выбор родителя

3. Выраженность интересов.

4. Личные интересы (ребенок)

5. Личные интересы (родитель)

6. Семейные традиции.

7. Учебная успешность

8. Мнение учителя

9. Наличие возможности для поступления в учебное заведение.

Итого:

Таблица приоритетов семьи ____________________________

                         Профиль

Параметры выбора

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек - знаковая система

Человек – художественный образ

1. Выбор ребенка

2. Выбор родителя

3. Выраженность интересов.

4. Личные интересы (ребенок)

5. Личные интересы (родитель)

6. Семейные традиции.

7. Учебная успешность

8. Мнение учителя

9. Наличие возможности для поступления в учебное заведение.

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Правильный выбор профессии"

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.   Человек, выбирающий свою будущую пр...

Родительское собрание "Основы выбора профессии"

Разработка родительского собрания....

Классный час в 9 классе. Тема: «Выбор профессии – дело серьёзное»

Актуализировать процесс профессионального самоопределенияучащихся; расширить знания учащихся о мире  профессионального труда, создать положительную мотивацию  выбора учебной практики, повыси...

Учительский проект на тему: «Выбор профессии дело каждого»

Проект предназначен для учащихся седьмого класса и направлен для ознакомления с классификацией мира профессий, с  конкретными  профессиями, требующимися в порту, в  нашем городе.Этот пр...

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".

классный час  в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....

Классный час с презентацией по профориентации на тему: "Выбор профессии - дело серьёзное".

Материал для классных руководителей старших классов специальных (коррекционных ) школ 8 вида....

Сценарий родительского собрания о выборе профессии детьми

Сценарий родительского собрания о выборе профессии детьми...