Проект «Содружество: дети-родители-педагоги»
проект (5 класс)

«Содружество: дети - родители - педагоги». Данный проект рассчитан на  учебный год.

Цель проекта: проектирование и  внедрение современной инновационной модели взаимодействия педагогов и родителей, направленное на создание единого образовательного пространства, в соответствии с Федеральными Государственными требованиями.

Задачи, которые решаются в ходе реализации проекта:

1.Разработать современную инновационную модель взаимодействия с родителями

2. Реализовать план мероприятия по работе с родителями

3.Организовать повышение методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

4.Обобщить лучший опыт педагогов школьного учреждения по использованию традиционных и  нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с родителями

5.Создать банк педагогических технологий по работе с родителями

6.Разработать систему оценки качества воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей

7.Сформировать педагогическую компетентность родителей, их психологическую позицию, в рамках современных Федеральных Государственных требований.

Участники проекта: родители, дети, педагоги и специалисты школьного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sodruzhestvo.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

          Проект «Содружество: дети-родители-педагоги»

          Автор: классный руководитель 5-в класса Анохина Г.В.

«Содружество: дети - родители - педагоги». Данный проект рассчитан на  учебный год.

Цель проекта: проектирование и  внедрение современной инновационной модели взаимодействия педагогов и родителей, направленное на создание единого образовательного пространства, в соответствии с Федеральными Государственными требованиями.

Задачи, которые решаются в ходе реализации проекта:

1.Разработать современную инновационную модель взаимодействия с родителями

2. Реализовать план мероприятия по работе с родителями

3.Организовать повышение методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

4.Обобщить лучший опыт педагогов школьного учреждения по использованию традиционных и  нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с родителями

5.Создать банк педагогических технологий по работе с родителями

6.Разработать систему оценки качества воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей

7.Сформировать педагогическую компетентность родителей, их психологическую позицию, в рамках современных Федеральных Государственных требований.

Участники проекта: родители, дети, педагоги и специалисты школьного учреждения.

Данный проект реализовывался  через 3 этапа.

Этапы

Содержание деятельности

1.Организационный (сентябрь) Разработка механизма внедрения проекта.

Организация социально-педагогической диагностики семьи.

Выявление педагогами зон особого внимания (общих и частных проблем семьи), совместное с родителями осмысление результатов исследования.

2.Основной (октябрь-апрель)        Разработка плана мероприятий  на учебный год.

Подбор и систематизация  инструментария.

Отработка инновационной модели взаимодействия с родителями воспитанников.

Заслушивание отчетов по  промежуточным результатам работы членов творческой группы «Единство».

3.Заключительный (май)   Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно - образовательного процесса.

Выявление сильных и слабых сторон по построению взаимоотношений с родителями.

Обобщение опыта работы по реализации проекта.

Создание банка передового педагогического опыта по построению модели взаимодействия с семьями воспитанников.

В ходе первого этапа было опрошено 170 родителей. Из них 80% человек проявляют низкую активность, 20% - высокая активность. Проведя анкетирование, выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей. Почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т.е. взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носят односторонний характер. У родителей недостаточно компетентности  в вопросах  воспитания и развития ребенка,  в свете  изменений в дошкольном образовании и выхода новых нормативных документов.

Исходя из вышеизложенного, на основном этапе реализации проекта  творческой группой был разработан план  конструктивного взаимодействия семьи и педагогов  учреждения.  План, который бы обеспечивал эффективность участия родителей в жизни своих детей, повышение уровня их психолого-педагогических знаний, что в свою очередь  способствует успешному усвоению школьниками  основной образовательной программы школьного учреждения.

Главным направлением второго этапа - стало создание психолого-педагогической образовательной среды в школьном учреждении для просвещения родителей, проектирование  современной инновационной модели взаимодействия и апробирование инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй, таких как «Педагогическая лаборатория», где обсуждается участие родителей в различных мероприятиях; «Ток-шоу»,  где обсуждаются проблемы в воспитании и обучении с различных точек зрения и пути их решения; «Мини-эксперимент» позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, использовать интеллектуальные качества родителей, еженедельные  традиции в виде: театральной пятницы, домашней библиотеки, консультационного центра «Наш собеседник».

На заключительном этапе  в ходе осуществления комплексной рефлексивной деятельности было проведено анкетирование всех участников воспитательно-образовательного процесса. Результаты нас порадовали. Наибольшее количество родителей стало сотрудничать с педагогами групп и активно включаться в воспитательно-образовательную деятельность. Об этом свидетельствуют результаты  участия родителей и детей в творческих конкурсах классного, станичного и районного уровня:

Классный  конкурс «Праздник подарков»;

Станичный конкурс «Кухня народов», в рамках 47 слета УПБ  

Районная  благотворительная  программа «Наполни сердце добротой»;

Всероссийский дистанционный конкурс рисунков «Мой новогодний день»; Всероссийский конкурс «Мир сказок».

В ходе реализации проекта в практику работы педагогов учреждения  внедрились нетрадиционные формы взаимодействия с родителями: «мастер – классы», «душевные разговоры», эффективные  методы  активизации родителей: «мозговой штурм».  Выстроилась  модель взаимодействия с родителями с использованием инновационных форм и методов. Данную модель (структурно-функционального характера) мы условно разделили на три блока: информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный. Каждый  блок содержит в себе определенные формы и методы. Особенно  глубокое значение уделено практическому блоку, где были апробированы нетрадиционные инновационные формы и методы взаимодействия с родителями. Реализован план мероприятия по работе с родителями. Повысился уровень методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. Обобщен  опыт педагогов учреждения по использованию традиционных и  нетрадиционных, инновационных форм взаимодействия с родителями, который был представлен на МО классных руководителей по направлению  внедрения Федеральных Государственных требований, получил хорошую оценку и был рекомендован в банк передового педагогического опыта нашей школы. Создан банк педагогических технологий по работе с родителями.

Разработана схема оценки качества воспитательно-образовательного процесса со стороны родителей.

Перспективы работы педагогов учреждения заключаются:

-в совершенствовании инновационной модели по взаимодействию с родителями;

- в создании родительского клуба;

- в разработке и реализации проекта «Лучший урок воспитания ребенка в семье.

План мероприятий по реализации   проекта  «Содружество: дети-родители-педагоги»  в 6 классе

Сроки

Этап проекта

Планируемые мероприятия

Сентябрь

Подготовительный этап

Информационно-аналитический блок

1. Определение проблемы, цели и задач проекта (актуальность выбранной темы)

2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.

3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), нахождение и установление эффективных связей с родителями:

- обновление и заключение договора между ОУ и родителями;

- составление плана работы классным руководителем по работе с семьей;

- проведение родительского собрания, выбор родительского комитета, составления плана работы родительского комитета.

       - организация творческой группы «Единство» по реализации проекта;

        4. Социологическое исследование по определению социального статуса семьи

        5. Организация социально-педагогической диагностики семьи. Анкетирование родителей:

1) «Готовы ли вы  к сотрудничеству с классным руководителем по объединению усилий в воспитании своих детей»

2)“ Знаете ли вы своего ребенка?”,

3) “Достаточно ли вы уделяете времени своему ребенку?”, анкеты для выявления уровня педагогических возможностей родителей, “Ваши пожелания и ожидания” и др.

       6. Выявление классным руководителем зон особого внимания (общих и частных проблем семьи), совместное с родителями осмысление результатов исследования.

        7. Мониторинг потребностей родителей в дополнительных услугах.

Диагностический блок

1. Мониторинг здоровья детей.

2. Тестирование детей “Определение эмоционального благополучия в семье и школе”

3. Тестирование родителей на выявление представлений родителей о степени эмоционального благополучия своего ребенка.

4. Опрос родителей “Вторая ступень школы глазами родителей”.

Октябрь – апрель

Основной этап

1. когнитивный блок

Цель: 

формирование знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи

1. Изучение “Методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей ” (Извлечение из Письма Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 № 90/30-16).

2. Изучение типы семей.

4. Творческая работа “Современная семья – какая она?”

5. Проблемный семинар  “Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи”.

6. Консультирование “Воспитание ребенка в проблемных семьях”.

7. Участие в круглом столе “Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия”

8. Лекция – беседа «Формы работы с семьей»

2. мотивационный блок

Цель:

формирование осознанного отношения к организации общения с семьей;

 осознание  собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников;

 формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

1. Анкетирование “Мои “плюсы” и “минусы” в общении с родителями”.

2. Участие в  семинаре МО классных руководителей “Позиция классного руководителя во взаимодействии с семьей. Основы педагогической эффективности”.

3. Участие в работе МО классных руководителей “Общение с родителями: и сложно и легко”.

3. Практический блок

Цель:

развитие умения применения методов изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

 развитие умения прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути развития ребенка;

 развитие умения конструировать программу деятельности с родителями, отбирая содержание и методы её осуществления;

 формирование навыков традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями, оказание действенной помощи родителям.

1. Построение алгоритма взаимодействия с семьями учеников (совместная работа ОУ,  классного руководителя, родителя)

2. Участие в работе МО классных руководителей.   Выступление по темам:

“Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство общения?”

«Прогнозирование результатов развития ребенка в семье. Предупреждение правонарушений»

       3. Педагогический совет “Активизация сотрудничества ОУ и семьи” (с приглашением родителей). Цель: активизация сотрудничества ОУ и семьи. выявление представлений друг о друге как партнеров в воспитании детей.

4. Мастер-класс учителя высшей категории, классного руководителя 11 класса Топчиевой В.В.

П   

Г               Повышение уровня педагогической культуры родителей  

1 направление «Мини-эксперимент»  (просветительство)

1. “День открытых дверей”

2. Памятка “Искусство быть родителем”

3. Организация электронной библиотеки «Родительский всеобуч»

4. “Адаптация ко второй школьной ступени в вопросах и ответах”

2 направление «Педагогическая лаборатория» (обучение практическим умениям):

1. Беседа с элементами практикума “Компьютер. Какие сайты предложить детям”.

Цель: расширить понятие о компьютерных технологиях, показать родителям значение ИКТ  для развития ребенка, его личностных качеств; продолжить формирование компетентностного подхода к выбору информации, необходимой пятикласснику.

2. Работа психолого-педагогической мастерской:  “ Диагностика темпераментов детей и  родителей по методике Айзенка. Что мы знаем друг о друге?”

 Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми, обучение основным правилам культуры жизнедеятельности в семье и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях.

3. Практикум для родителей “Взаимодействие с детьми. Толерантность в разрешении конфликтов”

 Цель: повышение педагогического мастерства родителей; формирование умения предвидеть результаты своих поступков,  формирование умения общаться с детьми.

4. Родительское собрание “Семья - здоровый образ жизни”.

Цель: повышение педагогического мастерства родителей по разделу “Семья – здоровый образ жизни”;  мотивации на здоровый образ жизни.

3 направление «Ток-шоу»  (обсуждение проблем в воспитании и обучении с различных точек зрения и пути их решения)

1. Беседа «О требованиями ФГОС основного общего образования  в ООП образовательного учреждения»

Цель: знакомство с требованиями ФГОС второго поколения. Изменения в подходах: с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. 

2. Беседа: «Роль родителей в подготовке домашнего задания»

3. Посещение уроков

4. Спортивные соревнования “Мама, папа, я – сплоченная семья”,

5. Совместные праздники и досуги.

Образовательная работа с детьми, основанная на реализации личностно - ориентированной модели общения “Дети - Родители - Педагоги”

1.  Школьные традиции:

- выпуск стенгазет к Дню учителя, Дню науки.

       2. Выставка семейных работ по теме “Семейные традиции”.

3. Праздники и развлечения:

                  «День знаний»

« День учителя»

«День открытых дверей»

                  «Посвящение в пятиклассники»

«Новогодняя карусель»

Вечер встречи выпускников

«Праздник  рыцарей»

                  «Весна идет, весне дорогу!»

 Посвящение   в члены УПБ.

 День рождение УПБ.

 Последний звонок

                   День защиты детей( открытие летнего  оздоровительного лагеря «Солнышко»)

 Открытие 5-й трудовой четверти.

 Посвящение в хлеборобы.

 Праздник первого снопа

  • Совместный досуг детей, родителей и педагогов. Экскурсии в Архыз,  Тебердинский заповедник.

4. Сюжетно - ролевые, творческие игры.

Цель: закреплять знания о семье, закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии, углубить интерес и положительное отношение к ней.

5. Совместная деятельность классного руководителя с детьми:

  • беседы о семье;
  • беседы о родословных воспитанников.

Май

Заключитель

ный  этап

  • опросы;
  • экспресс-диагностика;
  • самоанализ классного руководителя по теме “Работа с родителями”;
  • собеседования с детьми; учет активности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "СОДРУЖЕСТВО"

Данный проект сопровождается презентацией....

Проект "Содружество семьи и школы- путь к успеху"

Новизна нашего проекта заключается в том, что в изучении семьи мы исходим из дифференциации их по периодам развития,  уровню духовно-нравственной культуры и семейных правовых норм (ценносте...

Русско-финский проект «Содружество». Практический опыт и исторические знания.

Проект «Содружество» позволяет школьникам выйти за пределы школьной среды, расширить кругозор,развить чувство толерантности.С помощью проекта изучаются русско-финские корни, ребята ощущают  радос...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление коллажей из бросового материала в технике выкладывания под стекло»

Мастер-класс был разработан для участия в виртуальном педагогическом конкурсе «С большой любовью к своей малой Родине» в номинации «Сувениры». Тема: «Моя семья хранит пам...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление коллажей из бросового материала в технике выкладывания под стекло»

Мастер-класс был разработан для участия в виртуальном педагогическом конкурсе «С большой любовью к своей малой Родине» в номинации «Сувениры». Тема: «Моя семья хранит пам...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление флористических пейзажей в технике «Монотипия» на бумаге и ткани с использованием штампов из природного и бросового материала»

Данный мастер-класс был разработан и проведён как форма работы с детьми моего объединение «Рукодельница» в ходе подготовки к конкурсу детских работ «Творчество, традиции и современно...

Детям, родителям, педагогам

Права, обязанности и ответственность...