Роль театра в развитии ребенка.
статья

Криворотько Нина Петровна

Роль театра в развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театра в развитии ребенка.


       А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется». 
Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение подрастающего поколения театром.
     
 А.А. Брянцев афористично метко заметил: «Школа – повседневность, а театр – праздник. Он жизнь раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, раскрываются больше в театре». Театр влечет юных в первую очередь своей зрелищной стороной. Синтез развлечения и воспитания души человека, реализованный через театральную деятельность, несет в себе огромный педагогический потенциал, который должен использоваться в работе с детьми.
       28 апреля президент РФ Владимир Путин подписал указ о проведении в стране Года театра в 2019 году.

«В целях дальнейшего развития театрального искусства постановляю провести в 2019 году в Российской Федерации Год театра», - говорится в документе.

       Театр – искусство удивительное. Хотя бы потому, что с прошлого века ему постоянно предсказывают неминуемую гибель. Сначала казалось, что его уничтожит немое кино и эта угроза увеличилась при появлении звукового кино. Затем угроза исходила от телевидения, когда стало возможным не выходя из дома увидеть и кино, и спектакль. Позже стали опасаться мощного распространения видео и Интернета. Но они не отняли у театра всех зрителей. Залы театров заполняются людьми, которые хотят приобщиться к этому виду искусства. Среди этих зрителей много молодых. Заботу о развитии интереса к искусству, о противостоянии бездуховности и массовой культуре взяли на себя школы и учреждения дополнительного образования. Именно здесь всегда включали театр в самые разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности.

        Для реализации воспитательной цели при помощи театра решаются такие педагогические задачи, как: обучение духовно-нравственным традициям, обучение нормам поведения в коллективе и общественных местах.

        Большинство детей очень любят ходить в театр, воспринимают посещение спектакля как праздник, и долго потом переживают увиденное. Конечно, это относится не ко всем детям, исключения бывают, хотя и редко. В возрасте от 2 до 11-12 лет малыш относится ко всему в жизни одинаково серьезно — или одинаково несерьезно. Как к игре. Игра для ребенка этого возраста —естественное продолжение жизни. Он не разделяет воображаемое, символическое и реальное. В игре ребенок живет, в игре развивается, постигает жизнь и формирует базовую систему ценностей. Все, впечатлившее его в реальной жизни, ребенок потом проигрывает на разные лады в своих играх, и такое постепенное освоение ситуации позволяет ему выкристаллизовывать нравственные основы личности. Театр — место, где царит игра, где обитают необыкновенные взрослые, готовые и способные играть с детьми и для детей. Персонажи сказок и книжек обретают в театре голос и плоть, выходят со страниц книжек или из мультиков на подмостки, с ними можно взаимодействовать. Как не полюбить чудесное место, где сказка становится почти реальностью? Ребенок развивается как личность, когда осваивает взрослый мир доступным ему образом — в игре. Поэтому дети играют в дочки-матери, в профессии, поэтому повторяют в игре ситуации, увиденные или прожитые в реальной жизни. Игра позволяет взглянуть на мир с разных сторон, из разных ролей, примерить на себя и свое формирующееся мироощущение те или иные стороны конфликта или отношений. Играя, ребенок формирует основы своего мировоззрения, определяется как член социума. Театр позволяет проживать роли «почти по-настоящему». Дети на спектаклях реагируют на происходящее на сцене очень эмоционально, искренне. Они стремятся предупредить положительных героев об обмане или опасности, переживают, когда герой попадает в беду, ликуют, когда все заканчивается хорошо. В этот момент и происходит кристаллизация базовых этических понятий. Еще более яркими становятся впечатления ребенка, если он сам принимает участие в игре. Детям играть легко. Игра для ребенка — естественное состояние, не требующее напряжения, не знающее комплексов. Играя, дети раскрываются, творчески и эмоционально развиваются, совершенствуют коммуникативные навыки.
Театр - это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто так как театр не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. И только театр может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями.

        Важно правильно выбирать спектакль по возрасту детей так, чтобы у ребенка не возникало трудностей с восприятием происходящего на сцене. В нашей школе ежемесячное посещение театра стало хорошей традицией. Ученики 1 -2 классов приобретают абонемент «Юный театрал» для посещения театра « На Неве», для 3– 4 классов – «Зазеркалье» и ТЮЗ.

        Репертуар театра «На Неве» замечательный. Выбирать спектакль для детей младшего школьного возраста лучше так, чтобы сюжет был знаком.  И такие спектакли мы смотрим здесь: «Снежная королева», «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Маугли», «Сказка о царе Салтане», «Аленький цветочек», «12 месяцев», «2 клена», «Гуси-лебеди».

Детский театр на Неве взял на себя роль доброго сказочника, уводящего детей и их родителей в особый волшебный мир. С 1987 года на сцене театра ставятся только детские спектакли, в основе которых – лучшие сказки России и мира. Автором и постановщиком всех детских спектаклей является бессменный худрук театра – Т.А.Савенкова. Она же придумывает идеи для музыкального и художественного оформления спектаклей. Каждый спектакль театра «На Неве» – это настоящий фейерверк радости, музыки, танцев и, конечно, юмора. Поражает и игра актеров – многие детские спектакли играются уже добрый десяток лет, но каждый раз артисты выкладываются на сцене полностью, ведь аудитория здесь совершенно особая – дети. Кстати, среди артистов театра есть истинные звезды – Наталья Бражникова, Александр Вавилов, Валерий Бочкин и другие. В 2015 году в составе труппы произошли значительные изменения – сформировалась своя балетная группа. В ее состав вошли профессиональные балерины и танцовщицы. Танец в спектаклях театра «На Неве» всегда занимал важное место, теперь сказки стали еще лучше, потому что их украсили молодые профессионалы. Это наш любимый театр и каждый год вновь и вновь мы приходим сода. Просмотр спектаклей способствует интеллектуальному развитию детей — ребенок учится осмысливать происходящее, учится сравнивать происходящее на сцене с действительностью.              

         После спектакля обязательно надо говорить с детьми  о том, что они увидели, понравился ли спектакль, кому из героев они больше симпатизируют и почему. Пусть дети учатся выражать свои мысли вслух, учатся говорить, рассуждать. После просмотра спектакля «Сказка о царе Салтане» в группе продленного дня мы с детьми вспомнили, какие еще сказки А.С.Пушкина они знают. Прочитали «Сказку о попе и о работнике его Балде». Потом провели игру-викторину «Что за прелесть эти сказки!»(по сказкам Пушкина). Таким образом, театр помогает детям стать более раскрепощенными, выразить свои эмоции, передать чувства. Ведь увиденным непременно хочется поделиться с близкими, друзьями. Это способствует развитию речи, умению вести беседу, что актуально в наше время.
      Перед тем как идти в театр, обязательно нужно рассказать детям о том, что это за место, зачем туда приходят люди, что в театре интересного, как нужно себя вести во время представления, чтобы не мешать другим детям и ничего не пропустить.

        Расскажите ребенку о правилах поведения в театре:

1. В театре нельзя громко разговаривать, бегать, кричать, нельзя вставать с места

2. Если спектакль понравился, нужно поаплодировать актерам.

3. Во время спектакля нельзя есть в зале, шуршать бумажками от конфет. Если ребенок захочет пить, лучше взять с собой бутылочку с водой.

4. Собираясь в театр, наденьте ребенку чистую и красивую одежду, чтобы он чувствовал атмосферу праздника.

5. При входе в театр можно купить программку, чтобы ознакомиться с актерами. Потом ребенок будет их узнавать в других спектаклях.

6. В гардеробной нужно оставить верхнюю одежду, взять номерок. А привести себя в порядок, причесаться лучше не в холле, а в специальной туалетной комнате, где есть зеркало.

7. Когда вы пришли в театр, пусть ребенок обратит внимание на портреты актеров в коридоре, как красиво украшен театр. В зале обратите внимание на красивые люстры, высокие потолки. Если ребенок впервые в театре, ему это будет интересно.

8. В зал нужно входить немного раньше, чем начнется спектакль, чтобы потом не искать свои места и не отвлекать зрителей.

9. В театре есть буфет. Но в него можно сходить во время антракта или после спектакля. Лучше заранее покормить дома ребенка, чтобы театр не ассоциировался у него с наличием только буфета.

10. После просмотра спектакля не нужно бежать сломя голову за своими вещами. Просто спокойно выйти и подождать свое очереди в гардеробной. Пусть ребенок учится вести себя правильно в общественных местах.


       Нужен ли театр детям?  Безусловно! Театр — это мир волшебства. Ребенок попадает в мир сказки. Красивые и яркие декорации, приглушенный свет, музыка, добрые и злые герои. Дети  переживают вместе с героями спектакля, учатся у них добрым поступкам. Дети слышат живую речь, разные оттенки голоса. Поэтому посещение театра обогащает речь ребенка, дополняя ее эмоциональными переживаниями. Театр еще называют «школой чувств», т. к. ребенок учится чувствовать и переживать. Театр объединяет в себе несколько видов искусств — риторику, музыку и пластику. Дети очень впечатлительны, поэтому важно то, что они видят, слышат и чувствуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии ребенка

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители......

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"...

Роль игры в развитии ребенка раннего возраста

   Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и ...

Роль семьи в развитии ребенка

Семья – важная часть жизни каждого человека. Радостные события, происхо-дящие в семье, как правило, делают нас счастливыми. И, напротив, трудности и проблемы, возникающие в отношениях с близкими людьм...

Роль родителей в развитии ребенка

Роль родителей в развитии ребенка...

Роль театра в развитии личности ребенка

В данной статье излагаются основные моменты позитивного влияния участия ребенка в театральной деятельности, как на иностранном, так и на родном языках....

Роль театра в развитии речи

Театральная деятельность - один из эффективных способов развития речи.Методы и формы работы помогают в формировании личности ребенка.Разыгрывание сказок помогают использовать выразительные средства....