Роль театра в развитии личности ребенка
статья по теме

В данной статье излагаются основные моменты позитивного влияния участия ребенка в театральной деятельности, как на иностранном, так и на родном языках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_rol_teatra_v_razvitii_lichnosti_rebenka.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театра в развитии личности ребенка.

Автор статьи: Шульга Кристина Владиславовна,

учитель английского языка ГБОУ СОШ № 185

с углубленным изучением английского языка

Центрального района Санкт-Петербурга.

Театр является одним из самых эффективных средств приобщения к культуре и искусству и воспитания нового поколения интеллигентных людей. Он один из самых доступных видов искусства для детей, который позволяет помочь раскрыть их духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которая лежит в основе пьесы, и сценическая игра, и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, бутафория), и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности детей создается продукт, что важно и значимо для ребенка любого возраста.

Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:

  • художественное образование и воспитание детей;
  • формирование эстетического вкуса;
  • нравственное воспитание;
  • развитие коммуникативных качеств личности (обучением вербальным невербальным видам общения);
  • воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии;
  • развитие речи, интонации, дикции, ораторского мастерства;
  • создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики, движений. Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.

Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом. В наши дни, посредством театральных постановок определенной культурологической направленности дети знакомятся с историей, культурой и традициями той или иной страны, становясь непосредственными участниками важнейших ее событий или обычаев.

Использование в работе разнообразных жанров литературных произведений или сказок для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря этому ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театр способен стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе. Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, дети осознают нереальность событий, которые они изображают, что дает им чувствовать себя более раскованными, естественными, быть более свободными в проявлении своих чувств. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее.

Так как театр - искусство коллективное, и творцом спектакля является не отдельно взятый человек, а творческий ансамбль, где у каждого ребенка - своя творческая задача, которая дает ему возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Ощущение единства коллективизма безусловно приходит не сразу, а постепенно, изо дня в день, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, тогда, когда ребята, получив основы театральной подготовки, приступают к репетициям спектакля. Это всегда очень захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это – комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения ребят. Ведь спектакль – сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого в нём своё, чётко определённое место. В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников. Не менее важный человек, отвечающий за музыкальное оформление или техническое обеспечение, чем исполнитель главной роли. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело. Именно при таком отношении всех ребят может получиться спектакль, который проходит на «едином дыхании». Ведь театр – живое искусство, творящееся прямо на глазах у публики. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместе найти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легче он преодолевает эти трудности.

Театр - это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности. В конечном счете, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Ребенок по своей природе очень пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. (В. А. Сухомлинский)

 Литература

1. Никитина А.Б. Театр где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

2. Шульпин А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборник статей и материалов. М.: ГРДИТ, 2004г.

3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг [текст]: Гимнастика чувств/ С.В. Гиппиус.- СПб.Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Родительское собрание "Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка"

Выступление на родительском собрании для родителей 5-8 классов....

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

Роль педагога в развитии личности ребенка

laquo;Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не име...

Роль театра в развитии ребенка.

Роль театра в развитии ребенка....

Консультация для родителей в старшей группе «Роль семьи в развитии личности ребенка. Цели воспитания»

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители....