Гаджетозависимость у детей и подростков
консультация

Капустина Вера Ивановна

Лекция для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаджетозависимость у детей и подростков

      Телевизор, планшет, компьютер, игровая приставка, смартфон – эти гаджеты «забрали» у нас детей в свой цифровой мир. И очень часто способствуют этому сами родители.Количество обращений к специалистам по поводу зависимости детей увеличивается с каждым годом.

      Не всегда у взрослых есть время поговорить с ребенком, поиграть с ним или почитать. Иногда и нет желания. Проще дать ребенку телефон — яркие движущиеся картинки надолго займут внимание ребёнка. Бывают ситуации, когда телефон или планшет действительно выручает, например, когда нужно подождать в очереди прием к врачу. Но бесконтрольные игры очень быстро перерастают в зависимость. При этом, по словам экспертов, в каждом возрасте есть свои особенности общения с цифровыми устройствами.

      Если речь идет о малышах до трех лет, то тут специалисты категоричны — гаджет в руки не давать! Планшет — это самая худшая игрушка для трехлетки. Кубики, машинки, куклы и конструкторы — как бы банально это не звучало в современном мире, но это остается самым лучшим и полезным развлечением для таких маленьких детей. В гаджете просто нет необходимости. Детям в этом возрасте интересен окружающий мир сам по себе. Завлечь двух-трехлетнего малыша очень просто — потрогать траву во дворе, рассмотреть, из чего сделан стол, за которым вы сидите. Им интересно все! Потому что дети только начинают получать жизненный опыт и понимать, как устроен мир. Живое общение ни в коем случае нельзя заменять на гаджет, даже с развивающей игрой. Некоторые малыши даже на прогулке не расстаются с телефоном. Пока его сверстники на детской площадке строят замки из песка, он проходит очередной уровень компьютерной игры.

      Детей-дошкольников уже никак не оградить от телефонов, планшетов, компьютеров. Ребенок с ними уже знаком и видит, как родители увлеченно погружаются в электронный мир. Ему хочется тоже. Однако иметь свой собственный телефон детям в этом возрасте еще рано. Чтобы держать ситуацию под контролем, родителям лучше давать поиграть свой аппарат. А для связи с сыном или дочкой лучше воспользоваться умными часами. На них не поиграешь, можно только позвонить. Когда ребенок видит, что мама и папа пришли с работы и уткнулись в свои гаджеты, почему малыш должен поступать иначе? Ему нужно общение, развлечения. Все это начинает заменять планшет. А чтобы у ребенка не возникало потребности в электронном мире, нужно культивировать семейные традиции. Вместе проводить время. Но тут важно не количество, а качество внимания, которое вы уделяете детям. Пусть это будет всего лишь час, проведенный вечером с ребенком, но он будет наполнен близостью и доверием, и это лучше, чем целый день находиться рядом, но при этом каждому заниматься своими делами.
      Как же отучить ребёнка от смартфона? Специалисты уверены: оптимальное время общения ребенка и планшета — один час в день. И лучше его разбить на отрезки по 15-20 минут. Но дети в этом возрасте еще не могут сами контролировать свое время. Для них понятие «всего один час» ничего не значит. Поэтому важно научить на часах установить таймер, специальную программу в телефон — неважно. Главное, чтобы ребенок понял — игра не бесконечна.
 И важно строго придерживаться отведенного времени. Никакие уговоры и слезы ребенка не должны смягчить эти рамки. Никаких «ну ладно, последние 15 минут».

       Свой телефон или планшет у ребенка может появиться в школьном возрасте. А чтобы он не «зависал» в электронном мире целыми днями, пока родители на работе, чадо нужно нагружать домашними заданиям — помочь по хозяйству, почитать книжку, поиграть с братом, погулять с собакой. И только после выполнения такого «списка на день» можно брать в руки планшет. У ребенка перед глазами должно быть расписание.

       Когда развивается зависимость от гаджетов? Чаще всегоэто происходит, когда родители начинают подменять реальное общение с ребенком различными устройствами. Некоторые мамы и папы, поняв простую истину, что ребенка можно увлечь новой игрой, начинают злоупотреблять этим, давая чаду заниматься гаджетом час, два, а потом и весь день. Ребенка все устраивает, и он в скором времени теряет интерес к общению с людьми.
       Когда пора бить тревогу?

  • Когда ребенок становится тревожным, если поблизости нет телефона.
  •  Старается каждые 10-15 минут заглянуть в него.
  •  Испытывает потребность вертеть телефон в руке.
  •  Становится нервным и беспокойным, если телефон отнять.
  •  Его не интересуют события извне — прогулки с друзьями, семейные походы.

 Все эти признаки говорят о том, что у ребенка сформировалась зависимость. И тут без помощи специалиста справиться нелегко. Нельзя просто взять и запретить телефон или планшет. Во-первых, запретный плод всегда интереснее, а во-вторых, вы столкнетесь с агрессией ребенка. Он будет искать возможность играть на стороне, ходить для этого к друзьям. Но и дать телефон в безграничное пользование, дескать, когда-то наиграется и забудет, — тоже не вариант. Не наиграется. Чтобы сохранить интерес человека к компьютерным играм, трудятся тысячи программистов, это бизнес, приносящий неплохой доход своим владельцам. Устраивайте дни или вечера без гаджетов: откажитесь от планшетов, телефонов и проводите время вместе. По вечерам делайте вместе поделки, играйте в настольные игры, фотографируйте, читайте вслух, готовьте деликатесы. В выходные обязательно выезжайте куда-то, активно познавайте окружающий мир, приглашайте в гости друзей. Попробуйте и поймете, как сложно это сделать, особенно самим родителям.

        Телефон давно и прочно вошел в нашу жизнь — новости, сообщения, рабочие моменты. Отказаться от этого нелегко. Чего же мы хотим от детей? Поэтому «лечиться» от гаджетозависимости обычно приходится всей семьей.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...

«А ДЕТИ МЕЧТАЛИ… А ДЕТИ НЕ ЗНАЛИ…» СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОСТАНОВКИ, ПОСВЯЩЁННОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОЛПИНЕ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ЦЕЛЬ: Вызвать эмоционально-нравственный отклик к трагическим событиям российской истории, истории города Колпино, чувство сопереживания, гордости и причастности к великому историческому прошлому ЗАД...