Роль родителей в улучшении успеваемости детей
консультация

Симакина Ольга Ивановна

Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В УЛУЧШЕНИИ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ»

Цель: повышение педагогической культуры по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в формировании успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

-ознакомить с итогами анкетирования учащихся по методике «Определение уровня школьной мотивации».

Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, бланки анкеты для учащихся и родителей.

Ход собрания

I. Организационный момент

II. Выступление классного руководителя

Слайд 1

Проблемный вопрос:

- Легко ли детям быть учениками и нужна ли им Ваша помощь?

Сравнивая уровень успеваемости ребят нашего класса, я выявила снижение качественного показателя. В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время).

Слайд 2

Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом».

Слайд 3

Отставание – процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого выполнения, то есть один из моментов.

Неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся требованиям

содержания образования, фиксируемое по истечении какого

  • либо значительного отрезка процесса обучения
  • цепочки уроков, посвящённых изучению одной
  •  темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

 Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода. Природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку.

Подросток в это время все больше стремится к самостоятельности во всем, он полон кипучей энергии, активности, больших замыслов, стремления к творческой деятельности.

А вот простое заучивание наизусть учебного материала и механическое воспроизведение его уже не устраивает. Проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас.

Готовясь к проведению родительского собрания, попросила ребят ответить на следующие вопросы:

  • Легко ли быть учеником?
  • Могу ли я назвать себя хорошим учеником?
  • Есть ли у меня возможность стать хорошим учеником
  • Чтобы учение было успешным ...
  • Что обеспечивает успех урока?
  • Почему родители хотят, чтобы ты хорошо учился?

Результаты анкеты

Давайте посмотрим на данные анкеты, как отвечали дети на вопрос: Почему нужно хорошо учиться?

II. Анализ анкет учащихся проводился с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам» проводится с учащимися накануне собрания.

Слайд 4

Взаимосвязь интереса к учебе с благополучностью существования подростка в школе

Какие факторы определяют качество «жизни» ученика в школе:

  • Отношения со сверстниками
  • Отношения с учителями
  • Успеваемость по конкретным предметам
  • Ситуация в семье
  • Здоровье
  • Загруженность

Слайд 5

  • Отношения со сверстниками

Способны повлиять на учебу в очень значительной степени. Неудачи в общении с одноклассниками могут привести к негативному восприятию ребенком школы вообще. К этому добавляется рассеянность на уроках, когда ребенок погружен в переживания, нежелание посещения школы, прогулы. Если проблемную ситуацию не разрешить, то отставание в учебе начинает увеличиваться, превращаясь, по сути, в снежный ком.

Родителям нужно!

Разговаривать с ребенком, вести себя так, чтобы ребенок хотел высказаться, поделиться своими проблемами, не держал их в себе.

Отмахиваться от «незначительных» ситуаций не стоит. Взрослому человеку детские интриги могут показаться смешными, а на самом деле они очень важны для Вашего ребенка.

Слайд 6

  • Отношения с учителями

Имеют очень сильное влияние на любовь-нелюбовь ребенка к конкретному школьному предмету. Если что-то не ладится с учителем, если ребенок его не понимает, не воспринимает – это первая причина отставания и проблем с пониманием материала.

Иногда между учителем и школьником возникает личная неприязнь, не связанная с успешностью ребенка как ученика. Если учитель не может побороть неприятие, то ребенок начинает его активно чувствовать и как результат плохо чувствует себя на занятиях, не успевает, не понимает, не хочет делать уроки.

Родителям здесь нужно!

Помощь детям. Быть очень внимательными, так как часто в такой ситуации виновато и поведение ребенка, сумевшего некоторыми поступками настроить учителя против себя.

Успеваемость по конкретным предметам зависит от склада ума ребенка. Не секрет, что у каждого человека есть способности к изучению одних предметов, и трудности в освоении других. Все дети сталкиваются с тем, что где-то они с легкостью усваивают материал, а где-то «плавают».

Родителям нужно!

Здесь родителям важно вовремя обратить внимание на ребенка, помочь ему делать уроки, разъяснять трудные моменты, нанять репетитора.

Важно, чтобы ребенок не отстал и чувствовал себя на уроках более-менее уверенно. Если ребенок очень сильно отстает по какому-то предмету, не может нагнать класс, то у него возникает равнодушие к занятиям и с конкретного предмета это равнодушие может перейти на остальные предметы, вызвав общее ухудшение успеваемости.

Слайд 7

Семья.

  • Неблагополучная ситуация в семье – явная угроза успеваемости ребенка в школе. Скандалы, отсутствие возможности побыть в тишине, наедине, отсутствие тихого места для подготовки уроков, проблемы с питанием и режимом дня – все это отразится на школьных успехах.
  • • У ребенка в идеале должна быть своя комната, или угол, где он сможет отдохнуть и сделать уроки.
  • • В квартире должно быть не шумно и спокойно. Школа и так шумное место, поэтому дома ребенку надо «остыть»
  • • Все семейные неурядицы надо постараться решать без вовлечения в них ребенка.
  • • У ребенка должен быть четкий распорядок дня. Он должен вовремя ложиться спать, отдыхать днем, гулять вечером или после школы и делать уроки. И все это должно быть в одно и то же время.

Слайд 8

Здоровье.

  •  Здоровье, безусловно, влияет на успеваемость ребенка. Он может хотеть хорошо учиться, но элементарно не справляться по причине физических проблем.
  • Родители должны эти проблемы знать, учитывать и выстраивать распорядок дня ребенка, подход к занятиям с учетом наличия определенных заболеваний у ребенка. Игнорировать их нельзя.

Слайд 9

Загруженность.

  • Самая важная проблема и именно она в наши дни является основной причиной неуспеваемости ребенка – это перегруженность. Помимо школы многие родители записывают ребенка на массу кружков, секций и тренингов. Стремление, чтобы Ваш ребенок выучил 2-3 языка, занимался спортом, музыкой и танцами одновременно, скорее всего, приведет его к нервному срыву и полному отставанию по всем параллелям.
  • Родителям надо быть сдержаннее, не забывать, что нельзя отнимать у ребенка детство, надо оставлять ему время на ничегонеделание, на отдых, но спокойное времяпровождение. Не надо стремиться забивать весь день ребенка до отказа. Плотное расписание на пользу детям не идет. Особенно стоит отметить, что у ребенка должны быть выходные дни – суббота и воскресенье, в которые он ничего не должен делать, и ни на какие занятия не должен ходить, максимум на спортивную секцию.

Мы сегодня убедились, что причин "неуспешной" учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален.

Я хочу предложить Вам «Психотерапию неуспеваемости», которую вы можете использовать в воспитании своих детей.

Слайд 10

Правило первое: не бей лежачего

  • "Двойка" - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков

Слайд 11

Второе: не более одного недостатка в минутку.

  • Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто "отключится", перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Слайд 12

Правило третье: за двумя зайцами погонишься

  • Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Слайд 13

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать – исполнение.

  • Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Слайд 14

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.

Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Слайд 15

Правило шестое: не скупитесь на похвалу.

  • Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: "Не сделал, не старался, не учил" порождает Эхо: "не хочу, не могу, не буду!"

Слайд 16

Правило седьмое: техника оценочной безопасности.

  • Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

Слайд 17

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели.

  • Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

А самое главное!

  • Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Слайд 18

Итак, мы изучили возможные причины снижения интереса к учебе у детей. Но главное это знания и стремления к изменениям. Знания у вас уже есть, а стремление к изменениям – это зависит от вас.

Здоровья Вам и удачи в воспитании ваших детей!

IV. Индивидуальные вопросы классному руководителю.

На этом наше организационное собрание можно считать законченным.

V. Решение родительского собрания.

Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.

Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.

Список использованной литературы

  1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., «Педагогика», 1989.
  2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М., «Просвещение», 1991.
  3. Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т.-М.; «ВЛАДОС», 1999.


Предварительный просмотр: