Родительское собрание «Здоровая семья: нравственные аспекты»
материал

Шулгина Лидия Викторовна

Родительское собрание по теме «Здоровая семья: нравственные аспекты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovaya_semya_nravstvennye_aspekty.docx93.59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме

«Здоровая семья: нравственные аспекты»

Цель: формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье.

Задачи: Воспитание активного отношения к своей семье, умения правильно выявлять и оценивать свою гражданскую сущность. Воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в семье.

Прогнозируемый результат: осознание родителями необходимости внимательного отношения к проблемам детей и семьи.

Предварительная подготовка: дети на лепестках ромашки пишут пожелания своим родителям.

Оформление: две ромашки – одна с посланиями детей, вторая будет заполняться родителями в ходе собрания.

Ход собрания.

1. Здравствуйте! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. (Оглашение повестки собрания)

Приём «Рисунки-метафоры»

Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

i_052          i-1531

На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места.

На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).

- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.

Мы нашу встречу решили посвятить разговору о делах семейных. Тема: «Здоровая семья». Что же входит в это понятие? Сегодня и попытаемся все вместе разобраться.

Я прочитала, что «здоровый человек - не тот, кто свободен от проблем, а тот, кто умеет обращаться с ними». Мне кажется, что, если перефразировать это высказывание, можно сказать, что здоровая семья - это та, которая умеет обращаться со своими проблемами и не делает из них трагедии. Вы, конечно, понимаете, что термин «здоровый» подразумевает и физическое, и нравственное здоровье. Сегодня мы поговорим о нравственности здоровой семьи.

Семья – совсем как маленькая вселенная; создать хорошую здоровую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Как следует управлять семьей - тут и наука, и искусство, и даже особое ремесло.

Как же сделать так, чтобы ваш ребенок и почувствовал и понял, что такое нравственность. А от этого уже перешел к самой жизни по ее нравственным принципам?


Ведь именно такими хотят видеть своих детей родители. Но одного родительского желания для этого мало. От того и далеко не все дети вырастают честными и отзывчивыми, добрыми и справедливыми. Причин для этого вполне достаточно. На кого-то оказывают материально-бытовые условия жизни семьи. Кто-то попадает под отрицательное влияние духовно-нравственных интересов членов семьи. Сказывается в большой мере занятость родителей на работе и дома.

Семейное воспитание – вопрос на простой. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания. Однако если вы обладаете знаниями и умеете применять их на практике, делаете правильный выбор мер воздействия на ребенка, если условия семейного воспитания находятся на должном уровне, если вы обладаете таким качеством, как терпение, и вам свойственно чувство ответственности за судьбы своих детей, то это поможет вам, и формировать личность ребенка в детстве, и оказать влияние на его нравственное развитие в последующие годы.

Если вы чувствуете, что некоторые вопросы воспитания ребенка идут «как-то не так», найдите в себе мужество оглянуться, признать свои недоработки, взвесить все, найти время и силы для исправления своих ошибок. Поговорите с ребенком, не оставляйте его один на один с такими простыми, с высоты своего возраста, и такими важными для него проблемами. Найдите, за что его похвалить. Ведь вы не думаете, что ласка и одобрение нужны только малышам.


Не забывайте о великой силе родительского примера в формировании нравственности детей. Родительское желание, чтобы дети поступали правильно, велико. Но всегда ли они сами поступают так, как нравоучительно говорят об этом детям? Если нет, то таким образом они дают своим детям яркий пример безнравственности, потому что зачастую говорят одно, думают другое, делают третье. И дети становятся этому свидетелями. Мало сказать ребенку «не кури», «не пей» или словесно удерживать его от другого плохого поступка. Важно дать ему все необходимые сведения о последствиях его безнравственного поступка или пагубного пристрастия. И самим быть добрым примером того хорошего, о чем вы говорите, в чем вы убеждаете своего ребенка.


Необходимо организовывать жизнь ребенка так, чтобы его поступки, вся его деятельность были направлены на получение ощущения значимости и необходимости моральных требований для человека. Благодаря своей деятельности он сможет открыть мир этих требований. И сможет реализовать их во взаимоотношениях с другими людьми.

Домашний труд, взаимопомощь и взаимовыручка в процессе этого труда – великое средство нравственного воспитания.

Труд для себя должен постепенно переходить в помощь членам семьи. Ребенок растет, и требования к результатам его труда должны возрастать тоже. Задания усложняются, а поручений становится больше. Необходимо объяснять ребенку, что это в порядке вещей.
Спокойно расскажите, как выполнить тот или иной вид домашней работы. Вселите уверенность в том, что он справиться. Не забудьте сказать доброе слово, если даже результаты не в полной мере соответствуют вашим ожиданиям. Лучше, когда поручения не разовые, а постоянные и когда они соответствуют характеру ребенка. Ребенок должен иметь постоянное трудовое поручение, и лучше, если оно будет им выполняться успешно и заслужит одобрения. Но не забывайте, что детей надо обучать трудовой деятельности, а не покрикивать на них, если, что-то у него не получается.
Демонстрация ваших родительских трудовых навыков, общие трудовые дела семьи воспитывают трудолюбивых людей, людей с высоким чувством долга и ответственности.

И еще одно теплое человеческое чувство воспитывается в доброжелательной атмосфере родительского дома – это доброта. Ваш ребенок взрослеет. И вы уже своим примером семейных взаимоотношений, отношений к близким, знакомым, друзьям, другим людям развиваете у него стремление самому делать добро. Учите своих детей сочувствовать и сопереживать, уметь разделить с людьми и радость, и горе, защищать добро от зла. Пусть ваши дети узнают, что быть добрым и милосердным – это значит осуществлять любовь к людям не на словах, а на деле.

Дети, как правило, очень болезненно переживают несправедливость. Ту несправедливость, то зло, с которым мы столкнулись в детстве, и пережитую в связи с этим трагедию души, душевную травму мы помним всю жизнь. Иногда это накладывает существенный отпечаток на всю дальнейшую жизнь и наши поступки, отношение к другим людям. Поэтому учите детей житейской мудрости, рассказывайте им о том, что в жизни не всегда так гладко и правильно, как нам бы этого хотелось.

2. Тестирование родителей

«Мой стиль воспитания ребёнка в семье».

Из трёх ответов по каждому вопросу выберете тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребёнку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.

2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идёте во двор и ищите игрушку ребёнка;

б) погрустите вместе с ребёнком о его утрате;

в) успокоите ребёнка словами: «не стоит расстраиваться из-за пустяков».

3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребёнка за несобранность.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.

«А» – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей. «Б» - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свое поступки.

«В» - стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы – порицание и наказание.

3. Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация 1.

В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:

  1. Как дальше может развиться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация 2.

Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми пещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся.

- Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?! — возмутилась мать.

Отец, пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.

Вопросы:

  1. Какие ошибки допустили родители в данной ситуации?
  2. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 3. 

В субботний день в семье началась генеральная уборка. Каждому из членов семьи был выделен участок работы. Оле поручили вытереть пыль с мебели. Девочка старательно принялась за работу. Закончив ее, она попросила мать проверить, как выполнено поручение.

Посмотрев Олину работу, мать возмутилась:

- Тебе ничего нельзя поручить, все ты делаешь плохо и небрежно. И в кого ты такая неумеха?

И тут же принялась переделывать работу дочери. Девочка расплакалась от обиды.

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мать Оли?
  2. Каковы последствия подобных воздействий на детей?

Ситуация 4.

Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству.

Вопросы:

  1. Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации?
  2. Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на нравственное формирование личности детей.

4. Приём «Ромашка пожеланий».

Родителям предлагается на лепестках ромашки написать послания-напутствия своим детям. Так же предлагаем родителям ознакомиться с пожеланиями, написанными их детьми. Во время работы родителей звучит песня «Будет день счастливым».

3. Рефлексия.

Какая будет у вас семья?

С – счастливая, славная, спортивная,

Е – единая, единственная,

Мь – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная,

Я – яркая, ясная,

Итак, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

  • Любовь и взаимное уважение.
  • Взаимопонимание и взаимовыручка.
  • Ценность и личная значимость каждого члена семьи.
  • Участие каждого члена семьи в её жизни – труд, отдых, учёба.
  • Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Каждому из вас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Я надеюсь, что ваш дом будет тёплым, солнечным, уютным.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

В заключении предлагаю Вам посмотреть видеоролик «Семейные ценности».

Подводя итоги собрания, подчёркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к её решению. И не следует откладывать её решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребёнок ещё маленький.

Решение: Продолжить совместную работу классного руководителя и родителей по развитию нравственных качеств учащихся.

Родителям  раздаются памятки "Основы нравственных отношений в семье”:

  • Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.
  • Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
  • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
  • Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Здоровая семья - здоровая нация"

Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены ...

Материалы к родительском собранию "Здоровая семья- здоровый ребенок!"

    21 век…Век бурного развития новых технологий  во всех сферах человеческой деятельности: науке, образовании, промышленности. Но в то же время такой огромный  научно ...

Общешкольное родительское собрание " Здоровая семья - здоровый ребенок"

Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним то, в больницу,...

Здоровая семья - нравственный аспект

Конспект родительского собрания "Здоровая семья - нравственный аспект"...

Родительское собрание «Здоровая семья: нравственные аспекты»

Разработка родительского собрания, для  родителей учащихся среднего и старшего звена, рассчитана на формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье....

Совместное внеклассное мероприятие «Здоровая семья: нравственные аспекты»

Цель: Формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье.Задачи: 1. Воспитание активного отношения к своей семье, умение правильно выявить и оценить свою гражданскую...

Презентация Родительское собрание "Здоровая семья: нравственные аспекты"

Нравственное воспитание, личные примеры родителей имеют огромное значение для становления личности ребенка....