Мастер - класс для родителей "Прогулка - это здорово!"
методическая разработка

Федорова Анастасия Сергеевна

Мастер-класс по организации прогулки на тему «В поисках весны». Вы  возможно удивитесь: прогулка, что в ней не обычного? Пришел с ребенком на площадку и дал волю «выбегаться». Что зачастую у нас и происходит  ввиду нашей занятости.  Прогулка с детьми дошкольного возраста является ведущей формой работы по мотивированию детей на здоровый образ жизни и она для ребенка должна стать увлекательной и занимательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_progulka_-_eto_zdorovo.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для родителей по проведению прогулок.

Цель: повышение  родительской компетентности в вопросах организации и проведении прогулки с детьми дошкольного возраста в весеннее время года.

Задачи:

  1. Продемонстрировать родителям основные этапы организации прогулки, элементы системы работы с детьми по мотивированию на здоровый образ жизни.
  2. Вызвать интерес и желание проявлять активное участие в совместной прогулке.

Материалы и оборудование: мольберты, карандаши, солнечные очки, бумажный кораблик, желтые кружочки, мяч, лупы.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые родители!! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по организации прогулки на тему «В поисках весны». Проведу его я с Вами. Вы  возможно удивитесь: прогулка, что в ней не обычного? Пришел с ребенком на площадку и дал волю «выбегаться». Что зачастую у нас и происходит  ввиду нашей занятости. Я хочу вместе с вами провести эту прогулку так, что бы она стала увлекательной и занимательной.

 В процессе проведения я буду обращаться к Вам так, как обращаюсь к детям на прогулке. Прогулка с детьми дошкольного возраста является ведущей формой работы по мотивированию детей на здоровый образ жизни.

А здоровый образ жизни в детском саду, а я думаю, и у вас дома начинается с одевания на прогулку. Чтобы избежать перегревания во время сборов на прогулку, детей в детском саду приучают одеваться последовательно: вначале «низ» - колготки, брюки, носки, ботинки; затем «верх» - свитер, шапка и в последнюю очередь шарф и куртка. Важно, чтобы ребенок в этой одежде чувствовал себя комфортно.

Воспитатель: Посмотрите, как сегодня хорошо на улице, как ярко светит солнышко, как сладко поют птицы. Конечно же, описать такую красоту нам поможет стихотворение. И в вашем арсенале такие стихи, уважаемые родители, должны быть. С помощью заклички или четверостишия, вы не только привлечете внимание ребенка, но научите слушать и слышать поэтическое слово. Короткие строки можно и выучить по дороге на детскую площадку, что будет способствовать развитию речи малыша (Воспитатель читает стихотворение М. Пляцковского.)

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе – солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей – весеннее!

Воспитатель.

-  Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- О каком времени года это стихотворение?

- О каких приметах весны в нем говорится?

Воспитатель: Правильно, на дворе Весна!

Солнце светит нам с утра.

Вы, детишки, не ленитесь,

Быстро собирайтесь,

В путь — дорожку отправляйтесь!

А не поехать ли нам сегодня на поезде до нашего прогулочного участка?

Садимся в поезд. Поехали! (ходьба в колонне по одному, имитируя руками движение колес).

— Внимание, впереди извилистая дорога! (ходьба в колонне по одному змейкой).

— Дети, садимся в вагон по двое (перестроение в колону по два).

— Наш поезд замедляет ход (остановка).

— Мы старались, ехали - до участка мы доехали!

Воспитатель: Смотрите, еще много снега вокруг, но присутствие весны все заметнее. Я предлагаю вам игру «Кто больше?»

Для этого нам необходимо разделиться  на команды, каждая из которых должна найти как можно больше признаков весны. А помогут нам в этом маленькие солнышки (кружочки), называя признак весны, опускаете кружочек в волшебную коробочку. (РОДИТЕЛИ НАЗЫВАЮТ ПРИЗНАКИ ПО ОЧЕРЕДИ)

Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей.

Ярко светит солнце, звенит капель, появляются первые проталины, долгота дня увеличилась. Почки на деревьях становятся все больше, скоро из них появятся зеленые листочки. Небо ясное и голубое. Птицы собирают веточки для строительства и ремонта гнезд.

Воспитатель: И вы, уважаемые родители, выходя на очередную прогулку, обращайте внимание ребенка на весенние приметы в природе. Даже маленькие дети замечают, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно такое яркое, что слепит глаза. 

Солнце улыбается –

Золотые лучики.

Солнышко качается

На кудрявой тучке.

Солнышко бросает

Золотые мячики.

В лужицах ныряют

Солнечные зайчики.

В. Шипунова

Воспитатель. От каких предметов будут отражаться солнечные зайчики? Блестящие, гладкие предметы отражают солнечные лучи. Наверное, у каждой мамы в сумочке найдется зеркальце, один из предметов отражающий лучи солнца

Ребята, с зеркалом нужно обращаться аккуратно, чтобы его не уронить. Зеркало сделано из стекла. Потрогайте поверхность зеркала.

– Какая поверхность на ощупь? (гладкая).

– Что происходит? (зеркало отражает солнечные лучи)

– Поменяйте наклон зеркала, поиграйте с солнечным лучиком.

– Пошевелите рукой. Что происходит? («зайчики» начинают прыгать) это любимая забава многих деток.

 Воспитатель. Ребята, я принесла для вас очки, в которых  необычные стёклышки тёмного цвета. Как вы думаете, для чего они? (чтобы смотреть на солнышко).

Вопросы:

1. Посмотрите, ребята, через стёклышко на небо. Что вы видите? (солнце, облака).

2. Какое солнце? (круглое, яркое, жёлтое, большое).

3. На что солнце похоже? (на шар).

4. Какая сегодня погода? (тёплая).

5. Почему на улице тепло? (светит и греет солнышко).

Да,  на улице тепло. Солнце начинает уже прогревать почву, и постепенно появляются первые проталины. Что это такое?  Обратите внимание ребенка на те, места, где еще лежит снег. Почему снег растаял не везде? (Снег остался в тени, где его еще не растопило солнце). Солнце все выше поднимается над землей, прогревая ее и пробуждая природу от зимнего сна, прогревая деревья, дома, предметы.

Экспериментирование «Прикоснись к весне ладошкой!»

 Воспитатель:

- Потрогаем руками лавочку, ствол дерева – они теплые.

- Как вы думаете, почему? Почему одни предметы нагрелись на солнце сильнее, а другие почти холодные? (Солнце пригревает сильнее темные предметы).

- Посмотрите,  как солнышко нам улыбается.

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

- Попробуем достать до солнышка.

Упражнение на развитие дыхания

«К солнышку»

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю

(Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос.)

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

Это очень хорошо,

Что сегодня дождь не шел!

(Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: "Ф – Ф –Ф")

 Еще дыхательные упражнения:

Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».

«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный кораблик, плавающий в ручейке.

Воспитатель: Чтобы обратить внимание ребенка на то или иное природное явление, можно использовать приметы, загадки, тем самым мы развиваем у малыша логическое мышление.

Висит за окошком кулек ледяной

Он полон капели и пахнет весной.(сосулька)

- Как называется весеннее явление, когда с крыш капают сосульки? (капель). Значит, весну можно не только увидеть и почувствовать, но и услышать. Обратите внимание ребенка на музыкальность, мелодичность, ритмичность капели.

- Ушки, слушайте внимательно и услышите обязательно пение птиц. Услышите весеннюю капель. Это сосульки поют песенку, зовут весну.

- Покажите, как звенит капель.

- Я знаю стихотворение о капели.

Кап – кап – кап, - капель звенит,

(дети ритмично хлопают в ладоши.)

Словно с нами говорит.

(Ритмично хлопают ладонями по ногам.)

Плачут от тепла сосульки,

И на крышах талый снег.

(Собирают «слезы» в ладошку)

А у всех людей весною

Это вызывает смех.

(Поворачиваются вокруг себя).

Забирая ребенка из детского сада, присутствуя на праздниках и развлечениях, многие из вас интересуются успехами. Что-то получается над чем-то нужно поработать. Для создания успешности ребенка важна работа на опережение. И мы, воспитатели, советуем вам позаниматься с ребенком дома, добиться результата в чем-то.  Такое логоритмическое упражнение,  поможет ребенку чувствовать ритм, задавать его самому себе.

- Покажите как, звенит капель. Сначала медленно, а потом все быстрее. Вы будете говорить «кап – кап – кап», а ритм я буду задавать рукой.

Можно предложить ребенку послушать, как капает капель и повторить. А я вам предлагаю разделиться на две группы. Одна группа выполняют ритм с хлопками, а другая с притопыванием.

Перестук, перезвон: кап-кап-кап, дон-дон-дон.

А теперь разделимся на пары. Одна пара хлопает, другая топает, третья с хлопками по коленям, четвертая с хлопками над головой.

- Вот какая веселая капель у нас получилась. 

-Приучайте детей слушать пение птиц: "Послушай, как чирикают воробушки". "А как гуленьки воркуют? "и т. д. Привыкнув слушать пение птиц, он всегда будет прислушиваться к нему.

Отметьте, что воробьи стали звонче чирикать, затевают между собой драки, купаются в весенних лужах. Вспомните с ребенком стихотворение:

Воробей с березы на дорогу-прыг!

Больше нет мороза, чик-чирик!

Вот журчит в канавке быстрый ручеек,

И не зябнут лапки - скок, скок, скок!

Высохнут овражки - прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки-чик-чирик!

Познакомьте ребенка с приметой: если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу. Предложите проверить ее.

 

Запомнить название перелетных птиц ребенку поможет  п. и. "Перелетные птицы".

Цели игры: развивать память детей; обогащать словарный запас (названия перелетных птиц)

Дети стоят в кругу, ведущий стоит в центре круга, вытянув руку вперед, и произносит слова.

Потянулся караван,

Прямо к нам из жарких стран.

(дети идут по кругу на последнем слове останавливаются. Ведущий как в считалочке перечисляет перелетных птиц, указывая на каждого ребенка, начиная с того, на кого указала рука после остановки круга).

Аист, цапля, трясогузка,

Чайка, ласточка, кукушка,

Жаворонок, дрозд, скворец.

Кто запомнил - молодец!

Утка, лебедь, соловей,

Кто ты есть, ответь скорей?

(ребенок называет перелетную птицу, которую запомнил, выходит в центр круга и пытается изобразить ее, после удачного подражания остальные дети хлопают ему.)

Игра повторяется несколько раз. Если текст игры уже выучен, то ребенок на кого пал жребий становится ведущим.

 Переключить ребенка с активного движения можно с помощью простой, но интересной игры «Скажи наоборот». (Цель: обогащение словаря ребенка прилагательными)  Если вы целенаправленно взяли на прогулку мяч, то он вам пригодится, но можно использовать и любой другой предмет из маминой сумочки или находящийся под рукой : камешек, веточка. Это предмет будет служить передачей информации и получением ответа. 

Зимой лед толстый – а весной (тонкий)

Зимой день короткий – а весной (длинный)

Ручей широкий, а ручеек (узкий)

Зимой воздух холодный, а весной (теплый)

Чай горячий, а сосулька (холодная)

дерево высокое – куст низкий

река глубокая – ручей мелкий.

Какие еще игры  помогут вам успокоить ребенка и пополнить его знания?

« Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где  ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?

« Посчитай птиц» (Деревья, сосульки). Учить использовать числительные с существительными.   С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки.

«Невидимка»

Употребление существительных в родительном падеже. Есть машина, нет машины

 «Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей( чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и т. д.

 Придумывайте задания и задачи о весенних превращениях, которые видите вокруг.

Примерные вопросы

Сколько сосулек выросло на окне, под крышей?

Где больше сосулек?

Кто найдет самую длинную сосульку?

Сколько сосулек плачет?

Определите расстояние между проталинами в шагах.

Определите длину и ширину лужи в шагах.

Сколько шагов от лавочки до ручейка?

Сколько шагов между проталинами?

Выходя на улицу утром, ребенок видит небольшие лужицы, затянутые ледком. Днем ледок тает, лужицы увеличиваются, и вот уже по двору несутся с журчанием ручейки, к которым с радостью устремляется детвора: кто с палкой, кто с лодочкой -начинаются чудесные весенние игры с водой. Поучаствуйте в этих играх, помогите детям, отвечая на возникшие у них вопросы. Детям нравится бросать в воду палки, камушки, щепки и смотреть, как они плавают. Спросите, почему щепка и палка плавают, а камень тонет. Если ребенок затрудняется с ответом, объясните ему, что камень тяжелее палки и щепки. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.

Гуляя с детьми в парке, рассмотрите деревья, назовите, из каких частей оно состоит, рассмотрите  почки на веточках разных деревьев, сравните их.  Покажите ребёнку вербу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки Выберите для сравнения какое-нибудь дерево  на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Пометьте эту веточку ленточкой. (Рассматривание почек через лупу)

Но учите ребенка беречь природу: не ломать веточки. А наоборот, навести порядок после зимних бурь и снегопадов, которые переломали хрупкие веточки. Пусть малыш соберет мусор на участке в ведёрко, которое вы прихватите с собой на очередную прогулку или пакетик для мусора.

Запомнить название деревьев, малышу поможет опять же игра. 

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры: Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

 «Развиваем координацию». Участники становятся напротив ведущего. Игра очень простая. Все дети, должны показать движения, обратные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий опускает руки, малыши должны их поднять, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть и т.д. Если малыш ошибся три раза, он выбывает. Победителем становится тот, кто выдержит дольше всех.

 «Развиваем равновесие». Для этого упражнения нужно поставить двух детей напротив друг друга на расстоянии 2-3 детских шагов. По сигналу, один стоя на одной ноге, вытянув ладони должен ударить по ладоням другого малыша. Суть игры – вывести из равновесия соперника. Тот, кто первый коснётся земли – проигрывает.

 «Развиваем скорость движения». Для этой игры  Вам нужны мяч и мел. На асфальте нарисуйте круг диаметром примерно в 2 метра и обозначьте направления движения. Ребенок встает в центр и бьет мячом об землю, после он убегает по заданному направлению. Пока мячик делает 3 удара, малыш должен бежать. Выигрывает тот, кто дальше убежит. Это игра является групповой, но и может быть одиночной.

Добавьте к постоянным прогулкам  небольшое художественное слово, понаблюдайте с ребёнком за явлениями природы, подключите к этому различные дидактические и малоподвижные и подвижные игры и прогулка для вашего ребенка станет незабываемой. Для вас, уважаемые родители, сегодняшнюю прогулку я постаралась разнообразить разными видами деятельности и тем самым помочь вам  почувствовать первое дыхание весны.

Ведь весной происходит очень много интересных изменений в природе, и будет очень полезно, если вы покажите их малышу. Остановитесь, взгляните на то, что окружает вас повсюду, и фантазия сама подскажет, как стать участником всеобщей радостной суеты. Куда посмотреть, что поднять, к чему прислушаться. Это разовьёт в нём любознательность, фантазию, и любовь к природе.

Свой мастер класс я бы хотела закончить творческим заданием: изобразить портрет весны. Нарисовать весенние признаки мы предлагаем ребятам прямо на прогулке, а вы родители, можете порисовать со своим ребенком дома, после прогулке.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "В здоровом теле здоровый дух"

План конспект занятия по туризму...

Мастер - класс "Физические упражнения и здоровье человека"

Данный мастер - класс разработан для обучающихся 9 - х классов. Цель: научить обучающихся пользоваться средствами физической культуры (упражнениями) в повседневной жизни для укрепления своего здо...

Мастер класс "Не прокури своё здоровье"

Цель: повышение мотивации педагогов к использованию инновационных   педагогических методов при проведении воспитательских мероприятий по профилактике вредных привычек. (Слайд 2) Задача:...

Мастер –класс на тему «Быть здоровым – здорово!»

Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. А теперь сделай...

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)...

Мастер-класс на тему «Наше здоровье – в наших руках»

Мастер-класс на тему «Наше здоровье – в наших руках»...

Мастер – класс «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек». (тувинская национальная игра)

Мастер – класс«Приобщение школьников  к здоровому образу жизни через  игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...