Выбираем головоломки
статья

Куликова Наталья Владимировна

В статье описаны разнообразные виды игр-головоломок, для занятий с детьми дома. История головоломок насчитывает сотни лет, известны китайские и японские, да и на Руси знали толк в «хитроумных» игрушках из дерева. Все они очень разные: простые и сложные, самодельные и промышленные, из металла, дерева, пластика, картона, стекла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выбираем головоломки712.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова Наталья Владимировна – учитель-дефектолог государственного бюджетного учреждения Владимирской области «Центр психоло-медико-педагогической и социальной поддержки»

Образование: высшее

Стаж педагогический работы: 17 лет

Высшая квалификационная категория

«Хитроумные» игрушки для развития детей

«Учителя в школах делают детей знающими,

изобретатели головоломкой делают детей умными».

 Борис Никитин

История головоломок насчитывает сотни лет, известны китайские и японские, да и на Руси знали толк в «хитроумных» игрушках из дерева. Все они очень разные: простые и сложные, самодельные и промышленные, из металла, дерева, пластика, картона, стекла.

Головоломки на складывание

Главное достоинство — многообразие, широкая распространенность. В этой категории — масса увлекательных и несложных игр для детей, в том числе для самых маленьких. К примеру, известные всем пазлы относятся к типу плоскостных головоломок на складывание. В продаже также много вариаций на тему старинного «Танграма». Уровень сложности можно менять в зависимости от возраста и успехов. Интересная для ребенка, начинающего осваивать искусство «ломать голову», — плоскостная головоломка «Пентамино»: двенадцать геометрических элементов надо уложить в рамку, а кроме того, экспериментировать дальше, складывая из деталей фигуры оленя, тигра, змеи и т.д. Суть большинства подобных игр заключается в конструировании на плоскости разных предметных силуэтов, а степень сложности позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности и уровень подготовки. Каждая игра имеет некий комплект элементов, из которых получатся только определенные плоскостные силуэты. К примеру, из деталей «Танграма» можно складывать силуэты домашних животных, человека, буквы, а «Листик» помогает конструировать различные виды транспорта. К таким играм обычно прилагаются схемы, сложность работы с которыми напрямую зависит от того, прорисованы ли составные части (те самые элементики) или нет. Дети охотно берутся за «Сложи квадрат» Никитина. К объемным задачкам на складывание относятся трехмерные пазлы, а также широко известные «Кубики для всех» Никитина. 

Разборные головоломки

Этот вид игрушек надо разобрать, разделить на части, открыть и извлечь что-нибудь: замочки, сундучки, ящики и шкатулки с секретом. Лидеры в создании головоломок, японцы, хранят традиции аутентичных шкатулок с секретом — каракури. И секреты эти бывают настолько сложными, что радостно воскликнуть: «А ларчик просто открывался!» - удается далеко не каждому.

Гибкие головоломки

        Трансформеры,  калейдоциклы,  игровые предметы, элементы которых соединены между собой гибкими связями. Головоломка — это загадка с обязательно прилагаемой отгадкой или специально созданный мнимый тупик, имеющий выход в соответствии с прилагаемой инструкцией. Иначе — ловушка с планом дороги к выходу. А какой ребенок не любит ловушек?

Головоломки на расцепление и распутывание

Среди математиков такие игры получили второе имя — топологические, потому что их решение связано с топологией. Это и «Запутавшиеся гвозди», и «Сними кольцо», в ассортименте они представлены в магазинах развивающих игр. Построены головоломки (а их великое множество) на различных принципах — «путешествие петли», «обход малой дырки», «переход через большое препятствие», «удваивание веревки» и т.д. «Курские бублики» российского головоломщика Владимира Красноухова нужно перемещать, не снимая с веревки, так, чтобы маленький бублик оказался посередине.

Головоломки с перемещением сегментов

        Собирающий должен упорядочить взаимное расположение элементов при ограничениях, накладываемых конструкцией. Это всеми любимые «Пятнашки» и их аналоги, которые нередко называют «Скользяшки». Коробочку с перемещающимися пронумерованными фишками придумал Сэм Ллойд. Не стоит недооценивать гениальную игру — она развивает умение мыслить логически, а также знакомит с числовым рядом от 1 до 15. и тренирует терпение. Еще один знаменитый представитель этого типа головоломок — кубик Рубика. В 1974 г. венгерский профессор архитектуры Эрне Рубик придумал эту конструкцию, устав от того, что его непонятливые студенты никак не справлялись с теорией групп. Он решил продемонстрировать ее наглядно.

                                     Головоломки, требующие ловкости, «загонялки»

        Наверняка в вашей детской коллекции был хотя бы один простенький лабиринт с металлическим шариком, который нужно было загнать в центр. В этот класс попадают двухмерные и трехмерные лабиринты, они отлично подходят для обучения.

Головоломки на исчезновение частей фигур

Хорошее пособие по геометрии, ведь они основаны на парадоксах этой математической науки. Фигуры исчезают и появляются при взаимных перестановках элементов. Примеры — загадочная картинка „Таинственное исчезновение" Сэма Ллойда, короля головоломок. Картонный круг в центре прикрепляется к картонному квадрату, по окружности нарисованы тринадцать воинов. Стоит круг немного повернуть, части воинов соединятся уже по-другому, а один воин исчезнет вовсе. Задача отгадывающего — понять куда? Еще один пример головоломок этого типа — «Курочка Ряба» дизайнера Валерии Мамедовой.

Невозможные объекты

Их легко узнать. Как только вы возьмете их в руки и попробуете решить, тут же захочется воскликнуть: „Это невозможно!" Но если серьезно, ребенку будет интересно, почему шарик необычно движется и как прошла деревянная стрела сквозь стеклянные стенки бутылки? Типичные примеры: «Близнецы», «Волшебная устрица», «Волчок». Задача — объяснить ребенку, как изготовлен такой «хитрый» объект, но еще лучше повторить опыт изобретателя самостоятельно.

Головоломки призваны развивать логическое и пространственное мышление, воображение, внимание и зрительную память. Учат аккуратности и точности, умению анализировать. Воспитывают усидчивость и самостоятельность. Тренируют комбинаторные способности и сообразительность, подстегивают к творчеству. Механические головоломки полезны школьникам: они доступно иллюстрируют различные разделы математики, способствуют освоению физики, помогая усвоить законы механики, оптики, динамики.

 Однако далеко не все задачи решаются легко и непринужденно, а если подумать, то именно терпению головоломки учат в первую очередь. В жизни маленькому человечку придется не раз столкнуться с ситуациями, которые кажутся тупиковыми, из которых нет выхода. И первая реакция — отчаяние, упаднические настроения и гнев. Но ругаться на «жизнь» бессмысленно, проще глубоко вздохнуть, подумать и взяться за решение снова, но уже спокойно и выдержанно ища ответ.

Педагоги советуют знакомить детей с играми постепенно

                                                           «Танграм».

  1. Сначала покажите набор, прочитайте его название. Упражняйтесь в различении геометрических фигур, пробуйте сочетать стороны и углы.
  2. На второй стадии — конструирование простых изображений: домиков, корабликов, грузовиков.
  3. Следующий шаг — составить картинку. Одинаковые по форме фигуры раскладывают в   конверты по 15-20 в каждый. Сначала ребенок пытается составить картинку только из одинаковых треугольников, потом — трапеций, крестов, букв Г и т.д.
    4. Ну а закономерным продолжением станет составление собственных схем. Головоломки по воздействию чем-то сродни шахматам, шашкам и нардам, они требуют концентрации и терпения, умения просчитывать собственные «ходы» наперед. Однако в отличие от шахмат, где всегда присутствует соревновательный дух и кипят нешуточные страсти, головоломки не настраивают играющего против кого-то. Головоломка — почти всегда игра в «эврику!». Подобно Архимеду, у ребенка есть шанс совершить маленькое открытие, и это ощущение раскрытой тайны будет прекрасной наградой победителю.
    Головоломки не обязательно решать в одиночестве, в кругу семьи веселее. Дети нередко решают головоломки быстрее родителей, потому что мыслят не стереотипно.

В этих маленьких хитроумных игрушках таится много пользы для развития ребенка. Попробуйте — не пожалеете!

Литература:

  1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
  2. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
  3. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
  4. Никитин. Б.П Развивающие игры.- Москва, :Педагогика,   1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол"Выбирая профессию, я выбираю будущее"

Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по...

Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в  нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...

Классный час "Выбирая профессию – выбираю будущее"

Тема классного часа:  Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик  «Ученик лекаря» (притча)  Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми...

Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "

Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...