Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании. Родители обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
консультация
Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании. Родители обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
ЛОГОПЕД:. Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом своей работы с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата и показать, как вы, родители, в домашних условиях могли бы использовать представленный мной материал для занятий со своими детьми.
Из всего комплекса коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата я решила рассказать и показать приемы работы по коррекции просодической стороны речи, которая представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи (темп, ритм, голосовые модуляции, логическое ударение).
Почему?
Во-первых - это один из наиболее характерных признаков речевых нарушений у детей с ДЦП.
Во-вторых - нарушения просодических компонентов речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с НОДА.
В-третьих- они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности и приводят к нарушению письменной речи.
У детей с НОДА нарушение просодической стороны речи, обусловлено недостаточной иннервацией (проводимостью) мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. В связи с этим имеет место изменение мышечного тонуса, недостаточность кинестетического восприятия, нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что в свою очередь приводит к трудностям коммуникации.
Часто речь у детей с НОДА часто смазанная, нечёткая.
- Темп речи нарушен.
- Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз
- Голос монотонный, иногда с носовым оттенком,
-Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.
Работа по коррекции просодической стороны речи может включать такие направления как:
1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания) на фоне нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики.
2.Выработка правильных фонационных ощущений (речевое дыхание)
3.Развитие модуляций голоса по силе и высоте.
4. Формирование и развитие ритмических структур.
5.Формирование мелодико-интонационной стороны речи.
Дыхание – это основа речи. А у детей с НОДА преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. При формировании правильных дыхательных кинестезий (ощущений) мы, учителя-логопеды, работам над целенаправленностью, длительностью и силой воздушной струи.
Вот некоторые приемы работы:
- футбол (ребенку предлагается забить гол без использования рук силой воздушной струи, при этом мячи сделаны из разного материала и имеют разный вес, начинаем с самого легкого) -идет развитие целенаправленности и силы воздушной струи.
-воздушные фломастеры (работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи. Ребенку предлагается что-то нарисовать, при этом линии должны быть проведены на одном выдохе.
При коррекции просодической стороны речи важна последовательность, поэтапность работы и системный подход, который включает непосредственное участие родителей.
Как в домашних условиях родителям можно закрепить те приемы работы, которые использует учитель-логопед на своих занятиях? Вечером в кругу семьи всегда приятно посмотреть любимые передачи.
Посмотрев передачу «Непутевые заметки», вы можете предложить ребенку представить себя на берегу моря. И с помощью простого приспособления (стакана с водой и трубочки) можно формировать силу выдоха, поднимая волны разной величины в стакане воды.
Задание: приглашаются 2 родителя (2 стакана с водой, 2 трубочки) Инструкция: первому- поднять в стакане слабые волны, второму – сильные, затем наоборот.
Известно, что у детей с НОДА имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. При выработке правильных фонационных кинестезий(ощущений) учитель-логопед работает над:
- увеличением времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи.) АОУИ
-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий (Проговаривание слогов и слоговых рядов, слов, фраз на одном выдохе.)
Мы, учителя-логопеды, для формирования координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий используем, например, тренажер «Сырная доска». Ребенку необходимо на одном выдохе, проговаривая числовой ряд, найти самые большие отверстия в «Сырной доске». При этом фонация сочетается с движениями рук для отвлечения от голосоподачи и автоматизации речевого дыхания.
А дома, например, посмотрев передачу «Минута славы», вы можете сказать ребенку, что минута славы может быть у каждого, и у него, если он выполнит, например, такое задание:
ЛОГОПЕД:. Приглашает 2 родителей. Из положения поднятых вверх рук при опускании через стороны их вниз нужно прочитать как можно больше слов на одном речевом выдохе. (Соревнование – кто больше слов проговорит).
Как показывают обследования детей с НОДА, наименее сформированы у детей способность к восприятию и воспроизведению модуляций голоса по силе и высоте. Развитие голосовых модуляций проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движение руки, графическое изображение или с применением различных приспособлений.
ЛОГОПЕД показывает работу с тренажером « Шары»
Ну а в домашних условияхпредложить ребенку поиграть с любой игрушкой, например, с самолетом.
ЛОГОПЕД:. Играем все. При движении моей руки с самолетом вверх – голос повышается, вниз- понижается. Движение голоса проходит на одном выдохе.
У детей с НОДА значительно страдает темпо-ритмическая структура речи как на уровне восприятия, так и на уровне воспроизведения.
Развитие ритмической стороны речи учитель-логопед проводит путем
обучения восприятию-воспроизведению ритмических рисунков и комплекса ритмических структур с целью развития ритмического чувства речевых движений. Работа проводится от простого к сложному: от восприятия к воспроизведению.
ЛОГОПЕД:. (все родители): Задача - повторить за мной ритмический рисунок, отхлопывая в ладоши.
- простой рисунок /// /// ///
-сложный рисунок // /// / ///
- с акцентированным ударом // / // /
В домашних условиях можно использовать любые звуковые предметы ( деревянные ложки, погремушки, маракасы и т.д.)
.На самом низком уровне развития у детей с НОДА находится : восприятие и воспроизведение логического ударения . Формирование мелодико-интонационной стороны речи начинается со знакомства с различными видами интонации, дифференциация их в импрессивной речи и перевод в экспрессивную речь, формирования представлений о логическом ударении.
Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее важное слово – ребёнок отвечает полным ответом.
ЛОГОПЕД:. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру: я буду задавать кому-то из вас вопрос, выделяя голосом главное слово, а вы будете отвечать полным ответом.
Вам понравился мой мастер-класс?
Вам понравился мой мастер-класс?
Вам понравился мой мастер-класс?
Вам понравился мой мастер-класс?
ЛОГОПЕД: Речевое общение с детьми должно происходить четко, внятно, на хорошей, комфортной громкости, в нормальном темпе. Обязательно должно соблюдаться логическое и словесное ударение. У детей при ДЦП трудно выработать новые автоматизированные навыки ритма, мелодичности, интонированности речи, но при своевременном начале, последовательности, системном подходе и при активном участии и помощи со стороны родителей, можно добиться неплохих результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использование...

Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация работы педагога с родителями обучающегося с нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА)
Обучение детей с НОДА – это сложный, долговременный процесс, составляющими звеньями которого должны быть сам ребенок, компетентные, настроенные на положительный результат родители, специалисты....

Конспект урока Труд (технология) по теме "Шнуры. Свойства" по АООП ОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренным, тяжелым, глубоким нарушением интеллекта, тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2)
Конспект урока Труд (технология) по теме "Шнуры.Свойства"...

