Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро- и макросреда
материал

Наталья Иванова

Выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_vospitaniya_detey_v.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро- и макросреда

педагог-психолог Н.Д. Иванова

Цель: Повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей.

Задачи: обсудить с родителями проблемы влияния семейного воспитания на развитие ребёнка; способствовать взаимопониманию родителей и детей; проанализировать проблемы, с которыми семья не справляется; определить круг вопросов, над которыми надо работать. 

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

           - Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада Вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено особенностям семейного воспитания.

Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

          - Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности, которую мне рассказала моя первая учительница. Я хочу вам ее рассказать.

 Притча.

          Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

 - Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

 - С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

 - Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

 - Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плач новорожденного! – ответили люди.

 - Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

 Беседа с родителями

 - Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

 

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

         А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

 Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

         Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.

          Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…

Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей:

 1) авторитарный

2) демократический,

3) попустительский,

4) хаотический,

 5) опекающий.

Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать:

1) «Кумир семьи»,

2) «Гиперопёка», 

3) «Гипоопёка»,

 4) «Ежовые рукавицы»,

 5)«Повышенная моральная ответственность»,

6) «В культе болезни.

Типы воспитания

 1. «Кумир семьи».

  • Ребенок обожаем, любим
  • Любая прихоть ребенка – закон
  • Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
  • Растет капризным, своевольным эгоистом
  • Освобожден от всех обязанностей

 

2. «Гиперопека».

  • Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
  • Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
  • Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
  • Растет безвольным, трудности в общении

3. «Гипоопека».

  • Ребенок предоставлен сам себе
  • Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
  • Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
  • Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

4. «Ежовые рукавицы».

  • Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
  • Внушают лишь подчинение
  • Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
  • Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

  • На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста
  • Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
  • Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни».

  • Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
  • Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
  • Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
  • Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
  • Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего
  • Ждет сочувствия и сострадания от всех
  • С трудом приспосабливается к действительности 

 А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их.

Дорогие родители! Позвольте дать вам некоторые рекомендации по воспитанию детей в семье. Я надеюсь, что они помогут вам вырастить детей достойными людьми.

  1. Умейте слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе, чем сегодня занимались, как дела в школе?».
  2. Умейте говорить со своим ребёнком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость, хамство. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  3. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.
  4. Помните, что достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
  5. Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других
  6. Как можно больше времени проводите со своей семьёй, обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом. Не бойтесь попросить совета у ребёнка – это только сблизит вас.
  7. Обсуждайте возникшую проблему спокойно. Доверять вам будут, если будете способными понять, сопереживать.
  8. Не скрывайте любовь к своему ребёнку. Старайтесь, чтобы его друзья бывали у вас дома, надо знать, с кем он дружит.
  9. Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет отчий дом. Поэтому воспитывать его надо так, чтобы он не забывал свою семью.
  10. Нужно чаще бывать в школе, интересоваться его школьными делами.
  11. Познакомьте своих детей со словами Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на своих родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
  12. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше.

Давайте взглянем на себя со стороны.

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и порвем его.

Итак, избавившись от своих пороков, давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки поставить по местам. Но прежде чем мы их расставим,  очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:

- КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?

И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей.

 Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!

         

Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:

1.     Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.

2.     Исключить применение негативных типов воспитания в семье.

3.     Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!

         На этом родительское собрание можно считать закрытым.

«Решаем проблемы вместе»

План:

1.«Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро-и макросреда»;

2. «Особенности задач семьи и школы в воспитании

и социализации ребёнка. Проблема воспитания

правовой культуры. Права и обязанности родителей»

3. «Вредные привычки».

4. Разное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"...

Физическое воспитание детей в семье.

Здоровый ребенок. Что может быть важнее для родителей?"Здравствуйте!" - говорим мы при встрече.Здоровье человека делает жизнь по-настоящему прекрасной,...

Анкеты и тесты для изучения условий жизни и воспитания детей в семье

Данный материал даст возможность классному руководителю выявить:1. Воспитательные возможности родителей;2. Воспитательную активность семьи.Результаты данного анкетирования помогут классному руководите...

"Трудовое воспитание детей в семье"

Выступление на родительском собрании...

Подбор анкет и тестов для изучения условий жизни и воспитания детей в семье.

                                      АНКЕТА № 1.1.Состав семьи (фамилия, имя, отчество кажд...

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Родительский всеобуч "Семейное воспитание. Ошибки воспитания детей в семье".

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней р...