Программа родительского просвещения «Мир начинается с семьи»
рабочая программа

Мироненко Людмила Михайловна

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБУ ДО «Детская школа искусств»

_________________Н.Н. Любимова

«_______»________________2019 г

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Программа родительского просвещения

«Мир начинается с семьи»

Составили:

педагог-психолог

Попова Л.Н.

социальный педагог

Мироненко Л.М.

                  г. Нефтеюганск

                2019 г.

Описание деятельности программы «Мир начинается с семьи»

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».

В.А. Сухомлинский

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьей - есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности  перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.

Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

Изменившиеся социальные условия, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.

Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Цели программы:

  1. Повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.
  2. Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.
  3. Обучение навыкам бесконфликтного поведения родителей.

Задачи:

  • Предоставить родителям объективную научную информацию об особенностях развития детей и подростков в разные периоды жизни;
  • Способствовать формированию положительного образов: «семьи», «родителей», «детей»;
  • Развивать навыки самоуважения и уважения к детям;
  • Способствовать развитию навыков анализа чувств и преодоления стресса;
  • Способствовать развитию навыков эффективного общения;
  • Способствовать осознанию родителями своих ценностей;
  • Способствовать формированию навыков принятия обоснованных решений;

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:

1.    Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей в мероприятия программы «Мир начинается с семьи».

2.    Изменение отношения к воспитательному процессу родителей: снижение или отсутствие случаев жестокого обращения с детьми.

3.     Оптимизация внутрисемейных отношений: снижение частоты конфликтных ситуаций в системе «родитель – подросток (ребенок)».

Целевая группа:

Родители (законные представители) учащихся МБУ ДО ДШИ.

Ожидаемые результаты:

Повышение психолого-педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков.

Предупреждение жестокого обращения с детьми и подростками.

Основные мероприятия по реализации программы

п/п

Наименование мероприятие

Форма проведения

Участники

Сроки проведения

Ответственный

Диагностические мероприятия

1

Анкетирование родителей учащихся, для определения тематики «Мир начинается с семьи» на учебный год.

Родители учащихся школы

Июнь

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

2

«Насколько вы ответственный родитель?» Анкетирование.

Родители учащихся  

6-16 лет

Сентябрь

Октябрь

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

3

Уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой)  Анкетирование.

Родители учащихся  

6-16 лет

Май

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

Просветительские мероприятия

1

«Подростковый возраст – переживаем вместе». Родительский лекторий.

Родители учащихся  

6-16 лет

Сентябрь

Педагог-психолог

2

«Старший подростковый возраст. Становление личности».      Родительский лекторий.

Родители учащихся  14-16 лет

Октябрь

Педагог-психолог

3

«Усиление мер безопасности за жизнью и здоровьем детей».  Родительский лекторий.

Родители учащихся  

6-16 лет

Октябрь

Ноябрь

Социальный педагог

4

«Организация режима дня ребенка». Родительский лекторий.

Родители учащихся

Ноябрь

Классные руководитель

5

«Родительская ответственность за воспитание и развитие детей».  Беседа.

Распространение листовок «Безопасность в зимние каникулы».

Родители учащихся  

6-16 лет

Декабрь

Социальный педагог

Классные руководители

6

«Профессиональная направленность учащихся». Родительский лекторий.

Родители учащихся  выпускных классов

Декабрь

Январь

Педагог-психолог, учителя-предметники

7

Каникулы с пользой. Распространение буклета с рекомендациями для родителей.

Родители учащихся  

6-11 лет

Март

Социальный педагог

Классные руководители

Профилактические  мероприятия

1

 «Одаренный ребенок, что делать?»          Консультация.

Родители учащихся, с признаками одаренности    

Январь

Педагог - психолог

2

«Рекомендации по взаимоотношениям  с детьми старшего подросткового возраста».        Консультация.

Родители учащихся

12-16 лет

Февраль

Педагог - психолог

3

Профилактика употребления запрещенных веществ несовершеннолетними  Консультация для родителей. Распространение информационных буклетов

Родители учащихся

12 – 16 лет

Март

Социальный педагог

4

«Психологический климат в семье» Родительский лекторий».

Родители учащихся

Март

Педагог - психолог

Реализуют программу психолого-педагогического просвещения родителей специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители. Тематика для проведения просветительских мероприятий формировалась на основании плана работы на учебный год.

Просветительская работа проводится по плану, иногда вносятся корректировки в план мероприятий, в связи с возникающими обстоятельствами.

Результаты, планируемые в ходе реализации программы

- Снижение количества семей, находящихся в социально-опасном положении;

- снижение количества детей и подростков, состоящих на разных видах учета;

- снижение числа семей, находящихся в «группе риска»,

- повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа родительского просвещения по профилактикевредных привычек у детей младшего школьного возраста

Программа для работы с родителями  по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании  у воспитанников клуба по месту жительства....

Родительское собрание "Всё начинается с семьи"

Материал  для  проведения  родительского  собрания...

Родительское собрание «Воспитание начинается в семье»

Родительское собрание «Воспитание начинается в  семье» . Начальная школа...

Сценарий родительского собрания "Все начинается с семьи"

Родительское собрание помогает познакомиться с семейными ценностями семьи, на примере семей воспитанников....

Программа родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте

Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленн...

Программа родительского просвещения «Родительский Университет»

Цели программы:1)     повышение психолого – педагогического уровня родителей в вопросах воспитания, образования, развития детей и подростков;2)     предуп...

Программа родительского просвещения "Мы-родители"

Настоящая программа разработана для родителей 10-11 классов. Сроки реализации: 2018-2020 годы...