Ваш ребёнок - пятиклассник
методическая разработка

Выступление на родительском собрании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект выступления на родительском собрании в 5 классе.

Ваш ребёнок – пятиклассник.

Цель: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

        Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам. С психологической точки зрения: снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогами, какие правила обязательны для выполнения, а какие нет.

        Основное внимание родителям в пятом классе следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учится, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые навыки.

В пятом классе условия обучения, как вы уже успели заметить, коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. А в нашем случае дети еще поменяли и школу.

        Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того,  определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь.

        Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, в пятом классе школьники переживают период адаптации во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых школьнику разными учителями. И даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно сложным испытанием для психики ребёнка.

        В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязанными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон и аппетит. У большинства детей подобные проявления носят единичный характер и исчезают, как правило через 2-4 недели после начала учебы. Однако, есть дети у которых период адаптации затягивается на 3-4 месяца и даже больше.

         С периодом адаптации часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

        В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник ощущал постоянную поддержку и помощь со стороны родителей.

        При слишком длительном процессе адаптации, а так же при наличии множества функциональных отклонений необходимо обращаться к школьному психологу.

        Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это противоречивость требований разных педагогов: учительница по истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п.

        Такие мелочи нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением необходимым для взрослой жизни. Трудности  у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с адаптационным периодом.  И в первой, второй, а часто и в третьей четверти пятого класса школьникам нередко нужна помощь родителей в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Самое главное – помочь ребёнку в ситуации адаптации к средней школе. Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого обратимся к результатам диагностики.

Как всегда в сентябре проводилось диагностическое обследование пятиклассников. Главным для меня было посмотреть какими общеучебными навыками и умениями обладают дети, на что необходимо обратить внимание прежде всего. Так же в результате проведения диагностики мы выясняли, как дети привыкают к новым условиям обучения, т.е. как проходит процесс адаптации. Хочется отметить, что детей с дезадаптацией, т.е. не привыкших к школе, в этом классе нет. Дети с желанием ходят в школу: хорошая школьная мотивация у 6 детей (29%), высокий уровень школьной мотивации, познавательный мотив у 8 детей (38%), положительное отношение к школе, но привлекает внеучебная деятельность у 7 детей (33%).

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся пятых классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребёнок пятиклассник

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5 класса - сложный этап для ребенка, для учителей, и для родителей. Возраст учени...

Ваш ребёнок пятиклассник(памятка для родителей)

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5 класса - сложный этап для ребенка, для учителей, и для родителей. Возраст учени...

Ваш ребёнок - пятиклассник!

Советы родителям на первом родительском собрании учащихся 5 класса, оформленные в виде буклета...

Ваш ребёнок - пятиклассник

О чем говорить на первом родительском собрании в 5 классе? Расскажите родителям об особенностях данного возраста и о трудностях, с которыми столкнется ребёнок при переходе в среднее звено. В качестве ...

"Ваш ребёнок – пятиклассник"

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе труднейшим периодом школьного обучения....

Ваш ребёнок - пятиклассник.

Родительское собрание...