«Детская агрессивность. Причины, диагностика, рекомендации».
консультация

Горнова Полина Константиновна

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

 

 - стремление привлечь к себе внимание сверстников;

 - стремление получить желанный результат;

 - стремление быть главным;

 - защита и месть;

 - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_roditeley.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Детская агрессивность. Причины, диагностика, рекомендации».

Социальный педагог:

Горнова П.К.

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и так далее).

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

 - стремление привлечь к себе внимание сверстников;

 - стремление получить желанный результат;

 - стремление быть главным;

 - защита и месть;

 - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

-недостаточное развитие интеллекта;

-сниженная самооценка;

-низкий уровень самоконтроля;

-неразвитость коммуникативных навыков;

-повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травм, болезни и пр.).

Диагностика агрессивного поведения у детей

Анкета для родителей: «Критерии агрессивного ребенка»

  1. Временам кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может, промолчат, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все на- оборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинят себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередко приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Критерии оценки:

- Высокая агрессивность – 15-20 баллов,

- Средняя агрессивность – 7-14 баллов,

- Низкая агрессивность – 1- 6 баллов.

 И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

1)     Социализированная;

       

2)     Несоциализированнная.

При первой форме поведения дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, игнорирование социальных норм, слабый контроль. Они обычно   используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции.

Во втором же случае дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга), с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной или физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивным действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Задача родителей при общение с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей.

Причины детской агрессивности

«семейные»

  • Неприятие детей родителями- одна из базовых причин агрессивности. Дети пытаются завоевать столь необходимую для них родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.
  • Безразличие или враждебность со стороны родителей. Следует заметить, что поведение ребенка существенно зависит от эмоционального климата в семье. А детский коллектив, в свою очередь, становится зеркальным отражением семейных взаимоотношений.
  • Разрушение эмоциональных связей в семье- либо ребенок живет в постоянном напряжении из-за нестабильности в доме и конфликтов, либо он черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях- прекрасный будущий манипулятор.
  • Неуважение к личности ребенка. Агрессивная реакция может быть вызвана некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанные публично, порождают в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.
  • Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Подавленный гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился. Агрессия- это завуалированный протест против существующего положения вещей, непринятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Его защита- это нападение (особенно на тех, кто не может ответить). Ребенок защищается от окружающего мира даже тогда, когда никто и не думает на него нападать. Чем жестче установленные в доме правила, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома.
  • Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили игрушку- я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения; не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу. У детей вечно занятых родителей агрессия- способ привлечь у себе внимание, любое, даже негативное.
  • Запрет на физическую активность. Агрессия обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая не может исчезать бесследно. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, то разрядка наступит дома, к вечеру. И если снова попытаться поставить его по стойке смирно, то ребенок, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой.

«личные»

  • Подсознательное ожидание опасности. Отсутствие базовой уверенности и доверия к миру- целый комплекс страхов.
  • Неуверенность в собственной безопасности. Семья и дом не дают ему защиты и стабильности- неуверенность в себе, чувство страха и постоянное ожидание нападения.
  • Личный отрицательный опыт.
  • Эмоциональная нестабильность. Настроение ребенка может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.
  • Недовольство собой- отсутствие эмоционального поощрения от родителей приводит к тому, что дети не научаются любви к себе, а следовательно он не умеет любить других.
  • Повышенная раздражительность. Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.
  • Чувство вины. Дети могут испытывать чувство вины и стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо. Оба эти чувства довольно неприятны. Так стоит ли удивляться, если ребенок испытывает гнев и агрессию по отношению к тому, кого обидел?

«ситуативные»

  • Плохое самочувствие, переутомление. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-то или что-то. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.
  • Влияние продуктов питания- шоколад, чипсы, газировка. Также влияет уровень холестерина в крови- низкий уровень холестерина отмечен в крови большинства самоубийц (пассивная агрессия).
  • Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Одна из самых распространенных ошибок взрослых (даже специалистов – в основном педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности.

Негативные последствия физических наказаний

  • Наказание при помощи физического воздействия унижает ребенка, и он начинает терять чувство собственного достоинства.
  • Формирует негативный образ родителей в сознании ребенка, вследствие чего он начинает терять чувство привязанности к родителям.
  • У детей в результате физических наказаний могут проявляться признаки антисоциального поведения, они становятся агрессивными по отношению к другим людям.
  • Ребенок начинает думать, что весь мир вне его дома устроен точно также – исключительно на насилии.
  • Физические наказания детского периода впоследствии становятся тяжкими воспоминаниями, как для родителей, так и для детей. Из-за этого теряется эмоциональная связь с прошлым, которая должна помогать человеку в настоящем и согревать его.
  • Избиваемый в детстве человек никогда до конца не простит своих родителей и не забудет причиненную ему боль и страдания.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

  • Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.
  • Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка.
  • Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.
  • Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности.
  • Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.
  • Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.
  • Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  • Умейте идти на компромисс.
  • Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе.
  • Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Памятка для родителей по профилактике детской агрессии

  • Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.
  • Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.
  • Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставе, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.
  • Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Американские психологи установили, что дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают иных способов выйти из конфликта или не допустить его.
  • Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.
  • Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессивность и ее причины

Материал для родителей...

Детская агрессивность, ее причины, последствия

мультимедийная презентация для подготовки семинара или родительского собрания...

Детская агрессивность и ее причины

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен  ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как...

Родительское собрание "Детская агрессивность: причины, последствия и пути преодоления"

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. ФГОС, определяя семью, как важнейший институт общес...

Рекомендации для родителей на тему "Причины детской агрессивности"

В документе дана информация для родителей о причинах детской агрессивности, о наказании и поощрении и о том чем заменить наказание....

Презентация на тему "Причины детской агрессивности. Поощрение и наказание в семье."

В презентации дан краткий материал о причинах детской агрессивности и о поощрении и наказании в семье....