КОНСПЕКТ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ТЕМА: «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия».
материал

Корж Ирина Михайловна

КОНСПЕКТ ОБЩЕГО  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

 

ТЕМА: «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия».

Цель: Повышение правовой культуры родителей.

Задачи:

- формирование в обществе ответственного отношения к рождению и воспитанию детей;

- изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми;

- содействовать в формировании у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.

 

Ход собрания

 

   Ведущий: Добрый вечер уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия». Звучит музыка  «Пусть всегда будет солнце» в зал входят дети.

Выступление детей:

1. Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают —

 

2. Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

 

3. Не отнимешь у ребенка

Права вечного на отдых.

Есть в Конвенции об этом

Специальная статья.

 

4. Папа, мама, ты и я —

Называемся «семья».

И для нас Семейный Кодекс

Выпускается, друзья!

(Звучит музыка «Пусть всегда будет солнце» и дети выходят из музыкального зала).

 Ведущий:  Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». Семья - группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова). Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

   Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

   Дети одинаковы, точнее, равны.

   Они равны и одинаковы - перед добрым и худым.

   Дети поначалу походят на промокашки:

    впитывают в себя все, что грамотно или безобразно

   написано родителями (Альберт Лиханов).

   Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

   Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей - ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

- Что же такое насилие? (ответы родителей)

   Ведущий: Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

   Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

     Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

    Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:

- со стороны мужа по отношению к жене;

 - со стороны жены по отношению к мужу;

 - со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

 - со стороны старших детей по отношению к младшим;

  - со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

 - со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

   Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

   В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Вопрос: Как Вы считаете, какие формы насилия в семье встречаются чаще?

- физическое;

- психическое;

- экономическое;

- сексуальное;

Ответы родителей.

Вопрос: Как проявляется то или иное насилие?

Ответы родителей.

Ведущий:

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое)  насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость;

- внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина -  плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей;

- постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Вопрос:  наказывали ли Вас уважаемые родители в детстве?

Ответы родителей.

Ведущий: Я буду задавать вопросы, а вы подымайте уважаемые родители руки если Вас:

- ставили в угол;

- били;

- лишали любимого занятия:

- ругали;

- оскорбляли;

- выгоняли из дома;

- ограничивали в покупках;

- обижали при посторонних;

- читали нотации;

- прекращали общаться длительное время;

- ограничивали свободу.

    Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

-распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

- кризис морали;

- кризис культуры;

- влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

    Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье:

- материальные трудности;

- наличие в семье безработного;

- нерешенная жилищная проблема;

- алкоголизм и пьянство среди членов семьи;

- наличие наркоманов в семье; неполная семья;

- отчим или мачеха в семье;

- ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем;

- нежеланный ребенок;

- трудный ребенок;

- снятие многих моральных запретов;

- семейные конфликты;

- самоутверждение за счет слабых;

 - культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

   Последствия семейного насилия для ребенка.

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

  1. Они преподают ребенку урок насилия.
  2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, что он любим.
  3. Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
  4. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
  5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
  6. Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
  7. Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:

- что он не заслуживает уважения;

- что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

- что насилие - это проявление любви;

- что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;

- что от взрослых нет защиты.

Вопрос: Какие чувства Вы испытывали, наблюдая жестокое обращение?

- страха;

- ненависти;

- злобы;

- незащищённости;

- ужаса;

- вины;

- стыда;

- подавленности;

- безразличия;

- сострадания;

- жалости;

Вопрос: Какого рода насилие Вы применяли по отношению к  другим людям?

- физическое;

- психологическое;

- сексуальное;

   Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

     Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Я хочу вручить Вам памятки.