Сценарий родительского собрания «Семья и школа: детство без жестокости и насилия. Нормативно – правовая база»»
консультация

Бабкина Ирина Александровна

Сценарий родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx509.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему

«Семья и школа:

 детство без жестокости и насилия. Нормативно – правовая база»»

Пояснительная записка

       На современном этапе развития общества, семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широким спектром уникальных возможностей влиять на формирование и развитие личности ребенка. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях зарождаются в благоприятной семейной атмосфере.

       Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

     Цель:

  • предоставить  родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

       Задачи: 

  • познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
  • осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
  • содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения
  • обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

      Целевая аудитория: родители обучающихся (1-11 класс)

      Форма проведения: лекция с элементами беседы

      Продолжительность: 40 минут

      Вводная часть -  вступление:  ставит своей целью обозначить   актуальность     выбранной темы.

      Основная часть собрания  занимает большую часть времени и по своему содержанию включает  ознакомление родителей с видами жестокого обращения в семье,  предотвращение родительской жестокости в отношении детей.

Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию. Обсуждение итогов собрания  проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

        Подготовительная работа:  подготовка памяток  для родителей.

Ход собрания.

        Уважаемые родители! Детство является таким этапом в жизни человека, когда  формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.      

Проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет. По данным статистики ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей.

Изучение этой проблемы представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Происходит деформация личности таких детей.

Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, а тем самым разрушает фундамент безопасности общества, создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

          Исследователи выделяют четыре основных вида насилия над ребенком: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка. Рассмотрим подробнее каждый  из перечисленных видов насилия.

Физическое насилие

Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.

Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.

Формы физического насилия:

•        избиение, истязание;

•        удары;

•        пощечины;

•        прижигание горячими предметами;

•        вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;

•        принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;

•        попытки удушения или утопления ребенка.

Кроме того, физическое насилие почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:

1.        Поведение родителей:

•        родители поздно обращаются за медицинской помощью, или инициатором обращения являются другие люди;

•   дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, например, про нагноившуюся рану говорят, что ребенок только что упал;

•         обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, например, что он ударился сам;

•  обвиняют других детей;

• отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

2.        Внешний вид ребенка:

•        множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.);

•        задержка физического развития, отставание в росте и весе;

•        признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).

3.        Психологические и поведенческие особенности детей:

•        появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, тики, энурезы и другая неврозоподобная симптоматика.

•        младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

•        подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Формы сексуального насилия:

•        демонстрация ребенку половых органов;

•        все виды сексуальных контактов;

•        вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок и пр.)

Чаще сексуальное насилие над детьми совершается лицами с низким социально-экономическим статусом. В отличие от физического насилия, жертвами сексуального злоупотребления, как правило, бывают девочки. Они в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики.

Важно отметить, что при сексуальном насилии в семье дети, как правило, не получают физических повреждений. Сексуальное принуждение в семье – это не единичное событие, а медленно развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый процесс.

    Признаки сексуального насилия в семье:

1. Изменения в выражении сексуальности ребенка:

•  поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

• соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

• необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), проституция.

2. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

• замкнутость, изоляция, уход в себя;

• депрессивность, грустное настроение;

• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

• частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

• трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста;

• отчуждение от братьев и сестер;

• терроризирование младших и детей своего возраста;

3. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

•    резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

•    прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;

•   отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

4.  Изменения самосознания ребенка:

•     падение самооценки;

•     мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

5.  Появление невротических и психосоматических симптомов:

•    боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

•   боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

Формы психологического (эмоционального) насилия:

Отвержение. Означает отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

Отказ в эмоциональном отклике. Представляет собой пассивную форму отказа ребенку в теплых чувствах и заключается в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком.

Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.

Унижение. Означает прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.

Угрозы в адрес ребенка в словесной форме, или запугивание. Включает принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).

Преднамеренная физическая или социальная изоляция. Представляет собой запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в кладовой, сарае или туалете.

Эксплуатация. Это использование слабости либо невинности ребенка. Наиболее ярким примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе. Эмоционально отвергнутые еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, чем желанные дети, чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Признаки психологического насилия:

1.        Особенности психического состояния и физического развития ребёнка: задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).

2.        Особенности поведения ребёнка: беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами детей – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, отсутствие должного внимания и заботы, оставление детей без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим,  опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Семьи, в которых встречается этот вид насилия, обычно низкого социально-экономического уровня. Для таких семей характерна нищета, безработица. Отцы в таких семьях либо вовсе отсутствуют, либо не участвуют в ее жизни. Часто матери в детстве сами испытывали лишения со стороны родителей и, вследствие этого, располагают настолько скудным запасом теплых чувств. Но пренебрежение детьми случается и в полных семьях, не испытывающих материальных трудностей.

Пренебрежение детьми выявить труднее, чем физическое или сексуальное насилие, так как этот вид жестокого обращения не попадает в поле зрения медиков. Ребенок оказывается в больнице, как правило, лишь тогда, когда пренебрежение его основными нуждами приводит к неорганической задержке развития – замедлению роста и развития.

Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка

1. Особенности внешнего вида ребёнка: санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, утомлённый вид, сонливость, педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

2. Особенности психического состояния и поведения ребёнка: испытывает постоянный голод или жажду, ворует пищу, интенсивно привлекает внимание в себе других людей, легко вступает в контакт с посторонними, не по возрасту самостоятельный, имеет трудности в обучении, низкую успеваемость, проявляет агрессивность, пассивность, подавленность, регрессивное поведение, трудности общения, занимается мастурбацией, демонстрирует делинквентное поведение.

        Важно отметить, что все вышеперечисленные виды насилия редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются. Кроме того, каждое отдельно взятое проявление насилия, как правило, сопровождается психологическим давлением – издевательствами, унижением, отказами в удовлетворении жизненно важных потребностей, установлением всевластия и вседозволенности.

В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения родительской жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в семье первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике. Работа в школе  по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях: профилактическом, диагностическом и коррекционном.

Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

1. Работа с родителями.

2. Работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».

3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

5. Повышение психолого-¬педагогической культуры родителей.

          Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка - жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы:

1.  Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей. При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.

        Уважаемые родители, известно, что в Древней Руси детей называли зернышками. В этом был глубокий смысл: чтобы зернышко прорастало и дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ детей-зернышек должен быть созвучен сегодняшней политике детства, подходам к формированию личности ребенка, его воспитанию. Воспитание начинается с момента рождения ребенка. В семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие его последующее воспитание.

Уважаемые родители, доводим до Вашего сведения, что «Забота о детях, их воспитание – равное право  и обязанность родителей (Ст.38, часть 2 Конституции России). Перечень личных прав и свобод в Конституции РФ

открывается правом на жизнь, как самым главным правом человека, гарантией его достойной жизни. Основной закон предусматривает, что  государство обязано создавать для жизни человека благоприятные условия и охранять достоинство личности. Большая группа прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, нацелена на то, чтобы обеспечить свободу и неприкосновенность личности. Жестокое обращение с детьми, физическое или психическое насилие над ними запрещены. Лица, виновные в такого рода действиях, несут установленную законом ответственность. В Семейном Кодексе указано, что у родителей нет права обращаться с ребенком жестоко, грубо, неуважительно, оскорблять и унижать детей. За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей: за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом; за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ; в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением; за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей. Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).

Данная информация – не попытка обвинить кого-либо из Вас, уважаемые родители,  в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей  -  сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой.

        Рефлексия «Рюкзак» предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в рюкзак и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании. Уважаемые родители, мы  желаем вам  успехов в воспитании детей!

                                        Памятка для родителей

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

•        обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

•        защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

•        обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

C:\Users\btf\Pictures\2019-12-11\001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Семья и школа: детство без жестокости и насилия"

Выступление психолога на родительском собрание, призентация к нему, анкетирование учащихся и буклет для родителей в раздатку....

Родительское собрание на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия"

Сообщение на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия. Последствия насилия подростков", видео- ролик....

«Нормативно - правовая база образовательного учреждения по организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями»

Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

Родительское собрание на тему: «Семья и школа: детство без жестокости и насилия».

Причины возникновения насилия в семье и школе многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одн...

Сценарий родительского собрания «Семья и школа — партнеры в воспитании и развитии ребенка»

Определение новых форм и способов эффективного взаимодействия семьи и школы, воспитания и развития обучающихся в ОУ. Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, фо...

Родительское собрание "Семья без насилия и жестокости"

Родительское собрание "Семья без насилия и жестокости"...