Клуб "Диалог" в рамках деятельности Центра помощи семье и детям МКУ "Детский дом "Семья"
статья

Акчулпанова Ляйсан Нургалиевна

работа клуба "Диалог" с сопровождаемыми кровными и замещающими семьями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет  деятельности клуба замещающих семей «Диалог» в рамках деятельности Центра помощи семье и детям  МКУ «Детский дом «Семья» за 2018 -2019 учебный год.

В рамках работы Центра помощи семье и детям в 2018-2019 учебном году сопровождалось 8 семей (12 детей): замещающие семьи: 4 семьи (6 детей), кровные семьи: 4 семьи (6 детей).

В работе Клубе «Диалог»  используются различные формы проведения: беседы, мастер-классы, обсуждения, консультации. Выбор тематических направлений обусловлен потребностями участников Клуба, освещает вопросы, касающиеся психологического развития и воспитания детей, профилактики конфликтов в семье, эмоционального выгорания опекунов, социально-правовых знаний. Уже не первый год педагоги работают с семьями, которые оказались в какой –либо сложной ситуации. Работа с семьей-это кропотливый труд. Иногда очень сложно семье восстановить отношения без помощи специалистов. Поэтому к работе подключаются все необходимые педагоги.

Цель клуба «Диалог»:

- Создание системы психолого-педагогического сопровождения родителей и детей, при которой устанавливается тесное и доверительное сотрудничество между членами семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком. Занятия проводятся в форме групповых и индивидуальных консультаций, тренингов, практикумов, досуговых мероприятий, творческих мастерских.

Основные задачи Клуба:

- развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), замещающих родителей, педагогов;

- формирование доверительных отношений между родителями и детьми; - оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций;

- оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в осуществлении совместных творческих замыслов;

- расширение сферы общения детей и взрослых через организацию активного досуга;

- обмен опытом между замещающими родителями, между замещающими родителями и педагогами для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания приемных детей.

Основные направления деятельности Клуба.

К основным направлениям деятельности Клуба относятся:

3.1. Занятия Школы замещающих родителей.

3.2. Развивающие и профилактические занятия, беседы с детьми из замещающих семей для воспитанников с целью устройства в семью.

3.3. Досуговые мероприятия для замещающих семей.

3.4. Творческая мастерская для детей и родителей.

3.5. Индивидуальное консультирование родителей по возникшим проблемам.

Клуб «Диалог» рассчитан на семьи, воспитывающие усыновленных, опекаемых и приемных детей, проживающих в Ноябрьске и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Мероприятия проводятся в рамках Центра помощи семье и детям комплексного сопровождения замещающих семей

Клуб «Диалог» в рамках сопровождения кровных и замещающих семей организуется в форме регулярных встреч замещающих родителей и может иметь несколько задач, в частности:

• взаимная поддержка замещающих родителей;

• обмен личным опытом;

• приобретение новых знаний и навыков

Клуб замещающих семей и кровных семей, сопровождаемых Центром помощи семье и детям, оставшимся в трудной жизненной ситуацииорганизован в форме групп взаимной поддержки для родителей, обучающих интерактивных семинаров, совместных занятий родителей с детьми. Также, в рамках клуба приёмных семей проводятся праздничные встречи для родителей и детей, посвящённыеНовому году, Дню матери и пр.

Клуб «Диалог» осуществляет свою деятельность в рамках Центра сопровождения замещающих семей МКУ «Детский дом «Семья».

          В своей деятельности Клуб руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, указами Президента РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным Законом «Об опеке и попечительстве» №48-ФЗ от 24.04.2008 г., Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (в редакции от 31.12.2014г., с изм. от 02.05.2015г.) «Об образовании в Российской Федерации»,Рекомендациями Министерства образования и науки РФ по совершенствованию деятельности и организацийдля детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;Уставом МКУ «Детский дом «Семья», а также приказами, распоряжениями директора и должностными инструкциями работников.

1.3. Положение о Клубе утверждается директором.

1.4. Занятия в Клубе проводятся согласно составленному годовому плану и согласно разработанной программе Клуба.

1.5. Занятия в Клубе ведут специалисты Центра сопровождения замещающих семей и приглашенные специалисты:

- психолог;

- инспектор ОПДН ОМВД России по г. Ноябрьск.

- священнослужители.

1.6. Методическое руководство деятельностью Клуба осуществляется Центром помощи семье и детям, МКУ «Детский дом «Семья»

Мастер-классы

Огромную роль в восстановлении родительски-детских отношений играют мастер-классы, которые проводит педагог дополнительного образования Гуральник З.Г., воспитатель Акчулпанова Л.Н. Совместная деятельность всей семьи очень помогает найти силы и найти ту любовь и доверие, которые они потеряли. Первый раз на занятие заходят дети и такие же неуверенные в себе родители. Порой, кажется, что эти самые близкие люди друг другу не знают, о чем говорить, с чего начать общение.     В течение года проводилось 4 мастер-класса с семьями в кабинете дополнительного образования. В мастер- классах приняли участие приемные родители, опекуны и их подопечные, кровные семьи.

Цель мастер-классов:Помощь в установлении взаимопонимания между детьми и родителями, укрепление детско-родительских отношений в замещающей семье.

Задачи: Сплочение семей, выработать общие интересы и увлечения. Кроме положительных эмоций это мероприятие несет и практический характер. 

Мастер – классы в клубе «Диалог»

В 2018-2019 учебном году были даны следующие мастер - классы педагогом дополнительного образования Гуральник З.Г. и воспитателем Акчулпановой Л.Н.:

  1. 31.10.2018 г. Изготовление сложной поздравительной открытки в 3D. Групповое занятие в творческой мастерской.        
  2. 25.11. 2018 г.        Изготовление Ямальского сувенира «Ямалочка», смешанная техника.        Групповое занятие в творческой мастерской.        
  3. 15.01.2019 г.«Рождественский ангел». Групповое занятие в творческой мастерской.
  4. 19.02.2019 г. «Мы разные, но мы вместе». Техника: тестопластика (соленое тесто)        Групповое занятие в творческой мастерской.        
  5. 28.04.2019 г. Изготовление поздравительной открытки «Звезда победы» ветеранам на 9 мая. Смешанная техника.        Групповое занятие в творческой мастерской.

  1. Изготовление сложной поздравительной открытки в 3D. Групповое занятие в творческой мастерской.

        

Вот уже приближается праздник День матери. Что же такое придумать, чтобы выразить свою любовь самым близким людям?Как сделать открытку маме, бабушке, учительнице? Порой в рукодельном порыве хочется сделать что-то красивое своими руками, но как назло ничего не лезет в голову, не получается придумать так, чтобы было интересно и красиво. Но в нашей творческой мастерской всегда есть фантастические идеи. Вот и на этот раз наши сопровождаемые семьи собрались  вместе сделать красивую оригинальную открытку своими руками. Набросали эскиз простым карандашом, добавили немного цвета, а потом полетели бабочки, появились красивые разноцветные цветочки и добавили много любви теплоты! Как же без этого?! И получилось очень здорово!Открытка получилась самой красивой и трогательной!

  1. Сувенир «Ямалочка».

Сегодня мы совершили экскурсию в сказочную страну, где реки от мороза кипят, где летом ездят на санях, где хвойные деревья сбрасывают иголки, а взрослые берёзы ростом по колено. С самых древних времён живут в этих северных округах коренные жители: ненцы, нганасаны, селькупы, кето, ханты и другие. Все они знатоки и любители природы, по характеру добры, отзывчивы и миролюбивы. Их дом – чум, просторный и уютный внутри. Сооружают его из деревянных опор и покрывают шкурами оленей.

Мужчины северных народностей – хорошие рыбаки, охотники и оленеводы. Они уходят в тайгу на промысел на несколько дней. Женщины, как правило, остаются дома с детьми, занимаются домашними делами: обрабатывают оленьи шкуры, шьют одежду, украшают её бисером, узорами, орнаментом. Красива и тепла национальная одежда народов Севера! Вот тема нашего сегодняшнего  мастер-класса. Мы узнали в какой одежде тепло и комфортно Северным народам и сделали веселую жизнерадостную Ямалочку.

  1. «Рождественский ангел»

В этом мастер-классе участвовали замещающие семьи замещающие и кровные семьи.  Вот и сегодняшнее мероприятие закончилось доверием и надеждой. Дети совместно со своими родителями и опекунами делали Рождественского ангела. Ангелы символизируют предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо и добавила, что этот ангел, которого они сделали своими руками обязательно исполнит все их желания и мечты. Наверное, поэтому и взрослые и дети очень старательно делали своих ангелов. Каждый человек имеет свое представление о своем ангеле, своё виденье его образа. Наши ангелы получились тоже разными: добрыми, задумчивыми и веселыми.С большой надеждой загадав свои сокровенные желания светлыми ангелочками украсили мы наше волшебное дерево.

Чаепитие в кругу семьи завершило сегодняшнее мероприятие. Каждый из них ушел с теплой надеждой, что их ангел –хранитель обязательно поможет и совсем скоро вся семья соберется вместе.

  1. «Мы разные, но мы вместе».  (техника: тестопластика)

Был проведен необыкновенный мастер-класс по тестопластике «Мы разные, но мы вместе».

Немного истории возникновения тестопластики.

 Лепка из солёного теста имеет давнюю историю. Известно, что ещё в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. Италия в средние века славились поистине удивительными мастерами, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого продать. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Германии в 19 веке главным символом Рождества была ёлка и бедные люди из хлебного теста изготавливали рождественские украшения. На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».
     Чтобы сохранить их от поедания мышами и насекомыми, в тесто стали добавлять большое количество соли - так возникло солёное тесто. Это все мы узнали на мастер-классе. А в настоящее время чего только не делают из такого соленого теста! Мы же сделали удивительно различных мордочек: веселых, грустных, удивленных. Было очень интересно. Людей ведь на Земле много – несколько миллиардов, и все люди разные. Голубоглазые и кареглазые, высокие и низкие, с темным и светлым цветом кожи, умудренные опытом и совсем молодые. Каждый человек по-своему неповторим. И сделанные наши мордочки тоже получились неповторимыми. Каждый участник мастер-класса увидел себя в этой мордочке: веселого, грустного, задумчивого, мечтательного.

В работе Клубе «Диалог» используются различные формы проведения: беседы, мастер-классы, обсуждения, консультации. Выбор тематических направлений обусловлен потребностями участников Клуба, освещает вопросы, касающиеся психологического развития и воспитания детей, профилактики конфликтов в семье, эмоционального выгорания опекунов, социально-правовых знаний. Уже не первый год педагоги работают с семьями, которые оказались в какой – либо сложной ситуации. Работа с семьей - это кропотливый труд. Иногда очень сложно семье восстановить отношения без помощи специалистов. Поэтому к работе подключаются все необходимые педагоги и городские специалисты.

Была проведена групповая беседа замещающих и кровных семей со священнослужителем на тему «Семья. Духовное воспитание в семье. Учимся понимать своих детей».

Каждый аспект нашей жизни требует большой мудрости. И человеческой мудрости оказывается недостаточно для того, чтобы следовать Христовым заповедям; без Христа мы бессильны сделать что-либо божественное. Когда мы передаем жизнь новому поколению, наша задача дать жизнь не только телесную, но и духовную. Важное место для нас занимает труд, чтобы прокормить и одеть ребенка; важнее — обеспечить ему здоровое интеллектуальное и эмоциональное развитие; но несравнимо важнее — побудить его рост духовный. Духовная жизнь — это самое ценное, что мы можем дать нашим детям в наследство. Очень важно для детей чувствовать и видеть в своих родителях единодушие. На житейском уровне это значит, что если возникает какое-либо разногласие между отцом и матерью, то нужно сколько есть сил стараться, чтобы дети видели, что оно разрешено в мире. Никаких ссор, особенно в присутствии детей, ни даже прекословия, разве что с кротостью. А уж если вас заметили ссорящимися, пусть видят вас и помирившимися. Дети чувствуют, даже без слов, напряженные отношения между родителями и страдают. Невозможно ожидать совершенного единодушия во всем между двумя людьми. Однако, разногласия между родителями не должны приводить ребенка к мысли о том, что отношения между ними испорчены. И никогда не должно быть, чтобы дети служили как бы посредниками между родителями. Единодушие родителей очень насущно как для непосредственного благополучия детей, так, например, и для их будущей семейной жизни. Об этом говорил священнослужитель с родителями и с детьми. Вопросов было много. Конечно за одну беседу невозможно ответить на все вопросы, тем более решить проблемы со своими детьми. Но, все разошлись одухотворенные и с надеждой, что они обязательно найдут связь со своими детьми и родителями

«Всероссийскому Дню правовой помощи детям».

В детском доме ежегодно проводится мероприятие, посвященное Дню правовой помощи детям. На мероприятие приглашаются не только воспитанники детского дома и выпускники, но и замещающие и кровные семьи, сопровождаемые Центром помощи семье и детям детского дома. Обратившиеся граждане смогли проконсультироваться по всем волнующим их вопросам. Представители органов социальной защиты населения, Центра занятости, социальной защиты города, образования, внутренних дел, нотариата, Пенсионного фонда РФ провели консультации и информационно-разъяснительную работу.

Программа «Ориентир»

В рамках реализации программы «Ориентир» на участие в видеосъемках социальных роликов привлекаются дети из замещающих и кровных семей, сопровождаемых Центром помощи семье и детям детского дома. Двое детей из таких семей участвовали в съемках социального ролика «Одна у человека Родина…». На наших встречах родители получали ответы на интересующие их темы. Принимали  активное участие в конкурсах и дискуссиях на разные темы. Клуб посещали самые заинтересованные, любящие и заботливые родители.  Делились с нами своими впечатлениями. В целом работа клуба реализована на должном уровне. Исходя из вышеизложенного будем продолжать внедрять  новые формы сотрудничества педагогов и родителей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

Работа воспитателя Центра социальной помощи семье и детям в условиях обновления образования

Социальная работа в системе образования приобретает все большее значение, особенно когда речь идет о проблемах социализации и формировании личности. В центр социальной помощи семье и детям поступ...

Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».

Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям  уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...

План мероприятий государственного автономного учреждения Новосибирской области «Центр социальной помощи семье и детям «Семья» на 1 июня 2016 г.

План мероприятийгосударственного автономного учреждения Новосибирской области«Центр социальной помощи семье и детям «Семья»на 1 июня 2016 г....

ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ...