Психолог в школе: вызовы, задачи, эффекты
материал

Карпова Елена Витальевна

Текст выступления классного руководителя или директора школы на родительском собрании о работе школьного психолога с учащимися и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog_v_shkole._vyzovy_zadachi_effekty.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Психолог в школе: вызовы, задачи, эффекты

Добрый день, уважаемые родители!

Я благодарю всех, кто пришел на наше сегодняшнее родительское собрание. Тема собрания: Психолог в школе: вызовы, задачи, эффекты.

Выбор данной темы не случаен. Должность педагога-психолога существует уже много лет, однако на практике введена в штатное расписание нашей школы сравнительно недавно. И, возможно, не все родители еще хорошо представляют, чем занимается школьный психолог, действительно ли он может принести практическую пользу детям? Сегодня я постараюсь ответить на эти и другие Ваши вопросы.

ХХI век – век развития информационных технологий, переворачивает многие существовавшие ранее представления, и бросает вызовы современному обществу.  

В настоящее время актуализируются различного рода риски, такие как:

  • суицидальное поведение несовершеннолетних, вовлечение их в деструктивные группы в социальных сетях;
  • рост игровой и интернет-зависимостей;
  • явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения;
  • вовлечение подростков в потребление наркотических средств и психоактивных веществ;
  • раннее начало половой жизни;
  • межэтническая напряженность и межнациональные конфликты, терроризм, экстремизм;
  • снижение толерантности, уважения в общении людей разных культур и религий, разных возрастных групп.

Подобные тенденции связаны в частности с расширением границ доступности средств массовой информации и иных ресурсов при низком уровне безопасности информационной среды для детей и подростков.

Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития, рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии, снижение уровня психологического здоровья у обучающихся.

Все эти вызовы современности диктуют необходимость психологического сопровождения образовательной деятельности.

В связи с этим в декабре 2017 года Минобрнауки утверждена «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года». Концепция определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе образования.

Целью Концепции является определение стратегии развития психологической службы для обеспечения снижения рисков десоциализации обучающихся.

Для реализации цели перед психологами поставлен ряд задач, в частности:

  • Психологическая диагностика учащихся
  • Содействие достижению метапредметных компетенций и личностных результатов освоения образовательных программ в целях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов;
  • Коррекционно-развивающая работа, в том числе работа по реабилитации детей с ОВЗ;
  • Построение индивидуальной образовательной траектории, психологическое сопровождение одаренных детей, реализация программ преодоления трудностей в обучении;
  • Просвещение;
  • Психологическая поддержка детей в трудных жизненных ситуациях;
  • Консультирование;
  • Профилактика девиантного поведения подростков.

Для достижения поставленных перед психологами задач они выполняют свои трудовые функции в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога.

Педагог – психолог, работающий в школе, не является медиком и не занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить педагогическими и психологическими приёмами.

Школьный психолог работает как с детьми, так и с родителями. На тренингах родители учатся лучше понимать своего ребенка; овладевают приемами взаимодействия.

Чтобы Вы получили представление, как психолог работает с родителями, как проводит тренинги, мы с вами прямо сейчас выполним два несложных упражнения.

Первое упражнение  называется «Снежинка».

Вы получили листы бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Из этих листов вы сейчас сделаете снежинки. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- опять сложите пополам

- снова оторвите правый верхний уголок

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

А сейчас среди снежинок своих соседей попробуйте найти точно такую же, как у вас. Вряд ли вам это удастся. Хотя алгоритм действий для всех был одинаков, каждая снежинка уникальна.

В чем смысл этого упражнения? Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но, если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит.

А сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Я вас всех попрошу, все поднимите указательный палец вверх. Быстро, все поднимите, выше поднимите, еще выше. Теперь посмотрите, что вы сделали. Посмотрите! Я же просила поднять указательный палец, а вы подняли большой палец. Вы взрослые люди. Ведь вы же сделали, не то что я вам сказала, а вы взяли и сделали то, что я сделала.

Так вот, запомните! Дети наши, тем более, делают не то, что мы им говорим, а дети делают, то, что мы с вами делаем! Дети нас не слышат, они на нас смотрят! Это нужно учитывать при общении с детьми.

Уважаемые родители! 

Встречи с психологом покажут вам, какая великая миссия быть родителем. Как не просто быть родителем и какое это счастье!

Удачи вам и душевного благополучия! 

В заключение давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

неделя психологии в школе

разработка для проведения недели психологии в школе  по дням недели и направлениям деятельности....

Неделя психологии в школе

В даннома материале содержатся планы недели психологии, отчеты и  разработки мероприятий , проведенные в рамках недели....

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия

В данных методических рекомендациях рассматривается проблема организации личностно ориентированного урока психологии с привлечением субъектного опыта учащихся. Для педагогов-психологов, учителей псих...

Презентация о профессии "Психолог в школе"

Кто такой школьный психолог? Чем он занимается? О содержании этой профессии можно узнать из этой презентации...

«Неделя психологии в школе»

Девиз недели: Давайте жить дружноЦели:1.     Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;2....