Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия
книга по психологии (11 класс) по теме

Левина Оксана Евгеньевна

В данных методических рекомендациях рассматривается проблема организации личностно ориентированного урока психологии с привлечением субъектного опыта учащихся.

Для педагогов-психологов, учителей психологии, учителей, разрабатывающих методику личностно ориентированного урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_psihologii.docx62.02 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации г. Березовского

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

О.Е. Левина

Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия

Методические рекомендации

Березовский

2005

Автор: О.Е. Левина, учитель психологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Березовского

Левина О.Е. Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия: Методические рекомендации  [Текст] / О.Е. Левина. – Березовский: Ред.-изд. центр: «Первая школа», 2005. – 55 с.

В данных методических рекомендациях рассматривается проблема организации личностно ориентированного урока психологии с привлечением субъектного опыта учащихся.

Для педагогов-психологов, учителей психологии, учителей, разрабатывающих методику личностно ориентированного урока.

© О.Е. Левина, 2005г.

© Ред.-изд. центр «Первая школа», 2005г

                                                                2

Содержание

Введение…………………………………………………4

Проблема личностно ориентированного урока

в педагогической литературе…………………………...6

Организация личностно ориентированного урока

психологии с привлечением субъектного опыта

учащихся………………………………………………..14

Литература………………………………………………39

Приложения……………………………………………..41

Приложение 1. Проект «Медиатека»……………….…41

Приложение 2. Схема анализа

личностно ориентированного урока

(Е. В. Бондаревская)…………………………………….51

3

Введение

Современное состояние российского образования характеризуется как время модернизации, поиска новых форм и методов обучения, стремления сделать образовательный процесс процессом сотворчества учителя и ученика. Актуальной является проблема практической реализации принципов личностной педагогики.

Личностно ориентированное образование определяют как педагогическую практику, основной ценностью которой «является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности», а основная цель «состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов»   (2, с.8).     Личностно ориентированный подход  «позволяет обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развитие его индивидуальности» (Там же, с.8).

4

         Личностно ориентированное образование  имеет целью «не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми,   природой, культурой, цивилизацией»  (5, с.45).

Обобщая данные определения, под личностно ориентированным образованием мы понимаем педагогическую практику, реализующую идеи гуманистической философии и имеющую результатом воспитание самоактуализированной личности.

Такое понимание сущности образования требует переосмысления арсенала педагогического воздействия, содержания образования, разработки адекватных образовательных технологий. В предложенных вниманию читателя методических рекомендациях мы рассмотрим формы и методы организации урока психологии, основанного  на привлечении субъектного опыта учащихся

Проблема личностно ориентированного урока

в педагогической литературе

        Личностно ориентированное обучение – перспективная линия развития школьной практики. Педагогические технологии личностно ориентированного образования, по мнению С.В. Кульневича, являются по преимуществу авторскими, выращиваемыми в опыте. И в то же время, им свойственны некоторые общие черты.

Характерными чертами личностно ориентированных технологий являются:

  1. сотрудничество;
  2. диалогичность;
  3. деятельностно-творческий характер;
  4. направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  5. предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия решения, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения  (5,с.46)

             И.С. Якиманская отмечает, что технология личностно ориентированного образования предполагает систематические усилия педагога в следующих

6

направлениях:

  1. работа с субъектным опытом ученика (его содержанием, структурой, источниками приобретения);
  2. выявление и использование образов как особых личностных образований;
  3. раскрытие способов мышления, сложившихся в опыте познания каждого ученика  (9,с.36-37).

Личностно ориентированный урок характеризуется, по мнению И.С. Якиманской, следующими особенностями:

  1. сотрудничество как основа взаимодействия учителя и ученика;
  2. анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;
  3. позиция ученика как активного творца;
  4. гибкое варьирование учебных ситуаций в зависимости от контекста урока.

   Принципы построения личностно-ориентированного урока имеют мало общего с традиционной методикой, для которой характерен стандартный набор инструментов.

Здесь это скорее «более целостный и мягкий

7

набор ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитию» (5,с.108)

     С.В. Кульневич предлагает «критериальный алгоритм», смысл которого состоит в разработке авторских планов урока на основе единой схемы критериев. Данный алгоритм  рассматривается как постепенное продвижение ученика к достижению главной цели - самоорганизации культурно-рефлексивного слоя сознания. Такая самоорганизация способствует выработке ценностно-творческих отношений к изучаемому материалу, опосредованно влияет на самоорганизацию творчества в целом (Там же,с.109).  Личностно ориентированный урок по данному алгоритму содержит следующие этапы.

     1. Вводная информация - текст, сообщаемый как информация для размышления и последующего обсуждения.

Способы представления:

  1. работа учителя с содержанием темы, позволяющая обратиться к реальным источникам существования парадокса;
  2. исчерпывание возможностей накопленного научного опыта;
  3. представление существа проблемы с позиций различных научных подходов;
  4. представление противоречий;
  5. развитие позиции критического отношения к явлениям;
  6. введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров.

2. Изучение текстов и выполнение заданий (самостоятельная работа учащихся).

             3. Беседа-дискуссия, проводимая в условиях личностного отношения к знаниям.

Способы открытого представления знаний:

  1. проблематизация ситуации;
  2. неполное сообщение информации;
  3. дополнение информации обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом учеников;
  4. оценка информации с точки зрения ученика;
  5. оценка зависимости явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития.

       Результат - дополнение научных смыслов обыденными значениями этих смыслов, существующими в представлениях учеников

9        

4. Критерии для выставления оценок за самостоятельную работу:

  1. знание предмета;
  2. систематичность изложения;
  3. самостоятельность;
  4. творческий характер;
  5. аргументированность позиций;
  6. открытость;
  7. критичность;
  8. дополнение собственными смыслами;
  9. представление личностной позиции. (Там же, с.111-113)

В статье «Современный урок. Этапы его подготовки и анализа» Л.Н. Вавилова предлагает следующую схему анализа личностно ориентированного урока:

Мотивационно-ориентационный (целевой) аспект:

  1. обеспечение учителем мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся;
  2. точное и доходчивое разъяснение целевых ориентиров учебного занятия, превращение их в личностно значимые для учеников;
  3. нацеленность деятельности педагога на развитие индивидуальности учащихся;
  4. согласование целей учителя и учащихся на уроке, возможность для учащихся вносить изменения в содержание урока.

Содержательный аспект:

  1. адекватность учебного материала программе, целям, задачам, идеям урока;
  2. опора на групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребенка, личностная значимость учебного материала для ребенка;
  3. формирование системного представления об изучаемом явлении;
  4. очевидность практической направленности учебного материала;
  5. возможность выбора учащимися варианта содержания образования в зависимости от их способностей и возможностей;
  6. характер заданий, предлагаемых учащимся (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, творческий)

Организационный аспект:

  1. использование приемов для актуализации и

11

обогащения субъектного опыта учащихся;

  1. применение диалоговых и полилоговых форм общения, опора на субъектный опыт учеников, обучение рациональным способам работы;
  2. стимулирование учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида занятия и формы его выполнения;
  3. создание ситуации успеха для каждого учащегося, толерантность и доверие учителя в учебном взаимодействии;
  4. различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (фронтальные, парные, групповые, индивидуальные);
  5. создание условий для проявления самостоятельности учащихся, оптимальная мера помощи учителя, учет индивидуального темпа и стиля учебной деятельности учащихся;
  6. дифференцированный характер домашнего задания, реальное право учащихся выбора варианта домашнего задания.

Оценочно-результативный аспект:

  1. предмет оценочных суждений учителя

12

(правильность, оригинальность ответа, самостоятельность поиска, рациональность путей и способов выполнения учебного задания);

  1. способствование оценочно-аналитической деятельности учителя формированию положительной «Я-концепции» ребенка, выработке индивидуального стиля познания;
  2. вид оценки, преимущественно используемый на уроке (критериальный, горизонтальный, вертикальный)  (2,с.8).

       Таким образом, личностно ориентированный урок, являясь технологическим звеном новой педагогической практики, выполняет задачу создания условий для личностного саморазвития ученика, контекстуален, вариативен, наполнен смыслом «здесь и сейчас», взаимообогащает духовный опыт учителя и учеников

13

Организация личностно ориентированного урока

психологии с привлечением субъектного опыта

учащихся

Урок психологии – важное средство развития личности старшеклассника. Очень важно сделать его по-настоящему значимым событием в жизни ученика, а не дополнительной нагрузкой, ведущей к переутомлению и опустошенности. Поэтому актуальным для нас становится отбор методических средств, помогающих в решении задач личностной педагогики. Чтобы в полной мере использовать личностный, развивающий потенциал психологического образования, необходимо, на наш взгляд, определить:

  1. какие методы и в какой комбинации будут наиболее эффективными;
  2. какие приемы будут способствовать решению поставленных задач;
  3. на каком содержании целесообразно развивать систему психологического знания у учащихся;
  4. какие педагогические технологии эффективны в психологическом

14

  образовании.

              Используя классификацию педагогических методов И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, представим личностно ориентированный урок психологии как систему методов учебного взаимодействия, имеющую целью побудить ученика к личностному развитию.

  1. Методы активизации познавательной активности учащихся

1). Проблемное изложение

Суть: учитель ставит перед учащимися проблему и сам ее решает, но при этом показывает ход своих мыслей и рассуждений.

Пример: лекция, объяснение феноменов психической реальности.

Временные затраты: ≈40% учебного времени.

2). Частично-поисковый (эвристический)

Суть: способ поиска решения проблемы определяет учитель, но  сами решения находят учащиеся.

Примеры:        - беседа;

- аналитическая работа;

- интерпретация  данных эксперимента,

 наблюдения, теста.

Временные затраты: ≈40% учебного времени.

15

3). Исследовательский

Суть: способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. Учащиеся

самостоятельно овладевают элементами научного познания, способностью видеть и формулировать проблему.

Пример:         - подготовка реферата и исследовательской работы;

                       - занятие секции НОУ «Психология»;

                       -научно-практическая конференция;  

                       - презентация исследовательского проекта.

Временные затраты: за счет индивидуальных часов школьного Учебного плана – не менее 32 часов в течение учебного года.

2. Методы, основанные на воспроизводящей деятельности

4). Информационно-рецептивный

Суть: учитель сообщает готовую информацию любыми средствами, учащиеся воспринимают ее и фиксируют.

Пример: - просмотр фильма;

                - конспект лекции, печатных источников.

Временные затраты: ≈ 10% учебного времени

5). Репродуктивный

16

Суть: Учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению полученных знаний.

Пример: - практическая работа;

Временные затраты: ≈ 10% учебного времени.

Таким образом,  приоритет отдается методам, организующим активную познавательную деятельность учащихся, стимулирующим самостоятельный интеллектуальный поиск.

Методы, основанные на воспроизводящей деятельности учащихся, используются нами для формирования системы знаний и контроля усвоения учебного материала. Само содержание материала (художественный фильм, музыкальное произведение, газетная статья), используемого нами, является интересным, часто – личностно значимым для ученика, заставляет активно искать ответы на экзистенциальные вопросы. Так, мы работаем с текстами современных песен, тех, которые мы слышим на дискотеках. Ведь они достаточно точно отражают мировоззрение молодого человека, его возрастные проблемы и коммуникативный опыт.

При практической работе, предполагающей применение изученного материала, даются задания,

17

ориентированные на развитие самосознания и коммуникативной компетентности.

Примеры.

  1. «Приведите примеры поведения человека, находящегося под влиянием своего «супер-эго», «эго», «ид».
  2. «В школьных дневниках  старого образца была графа «Отметка за поведение». Что, по-вашему, оценивалось? Почему ее убрали?»
  3. «Термин «аддиктивное поведение» - от латинского additio – «прибавляю». Что человек всегда стремится себе прибавить? Чего много не бывает?»

Методически организуя урок психологии, мы стремимся к достижению целей личностно ориентированного образования.

        Для активизации познавательной активности учащихся, развития внутренней мотивации нами используются следующие приемы, обращающие к субъектному опыту учащихся.

  1. Вопрос «Ты точно знаешь, как это, но не знаешь,

почему» (при анализе коммуникативных

18

проблем);

  1. Вопрос «Только ты сможешь ответить» (признание уникальности личного опыта);
  2. Вопрос «О чем вы подумали, когда об этом услышали?» (привлечение ассоциативных связей при изучении нового материала);
  3. Вопрос «Что еще?» (при анализе явлений уходим от поверхностных толкований и стремимся «дойти до сути»);
  4. Задание «Прокомментируйте» (учимся выражать собственную точку зрения);
  5. Рисунок, построение модели (например, своей личности, своего общения и т.д.)
  6. Рисунок-ассоциация (для выявления скрытых переживаний) и т.д.

Использование активных приемов на уроке делает его не только и не столько внешне привлекательным, но и внутренне значимым, так как побуждает к личностной работе, осмыслению, новому взгляду на хорошо знакомые вещи.

        Само психологическое знание несет в себе значительный личностный потенциал. В содержании психологического образования мы  акцентируем

19

компоненты, направленные на личностное саморазвитие, включающие учащихся в значимую для них деятельность по самопознанию, развивающие познавательную мотивацию. Нами разработана учебная программа курса «Основы психологии» для учащихся 10-11 классов. При ее составлении были учтены необходимые требования к содержанию образования. Однако, помимо этого, мы стараемся постоянно учитывать то, что является важным для учащихся. Поэтому практикуем  опросы-рефлексии по отношению к учебному знанию

Ниже приведены выдержки из самостоятельных работ десятиклассников.

Вопрос: Какой материал, изученный в течение первой четверти, показался Вам наиболее интересным, важным?

Ответы:

«Мне понравилась тема «История возникновения психологии». Я узнал, какое представление о жизни было у древних людей. Я заметил различия между взглядами людей древних и современных» (Старов Егор).

20

«Мне очень понравилась диагностика по рисунку…Этот тест помог мне понять свои проблемы, переживания» (Агаркова Ирина)

«Диагностика по рисунку. Я думаю, что эта тема нужна в жизни…Может быть, когда я закончу 11 класс, пойду учиться на психолога, буду вести психологию в садиках, буду узнавать детей, их волнения, что беспокоит в жизни. По рисунку легко

узнать человека, что его тревожит, чего он боится. Это даже можно проводить с родителями тех детей» (Корсакова Марина).

«Я считаю, что психология может научить меня решать важные жизненные вопросы, правильно вести себя с окружающими, помогать своим близким» (Шестаков Михаил).

Опыт работы со старшеклассниками свидетельствует о том, что изучаемые на уроках сведения вызывают глубокий интерес. В ряде случаев учащиеся выступают соавторами учителя, задавая вопросы, предлагая в некоторых проблемах разобраться боле детально. Задача учителя – «расставить ловушки интереса», мотивировать ребенка на самостоятельный поиск ответов на важные

вопросы. Содержание психологического образования в

21                                                        

данном контексте выступает как средство личностного

саморазвития учащихся, в чем и заключается, на наш

взгляд его ценность и его соответствие задачам педагогики XXI века, воспитывающим активного, пытливого, свободного и ответственного человека.

Понятие «педагогическая технология» определяется как «процессная система совместной деятельности учителя и учащихся по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам» (8, с. 303)

Компонентами педагогической технологии являются:

  1. целевая направленность;
  2. научные идеи, лежащие в ее основе;
  3. система действий преподавателя и учащихся;
  4. критерии оценки результата;
  5. результаты;
  6. ограничения в использовании.

Современная педагогическая технология может быть охарактеризована со следующих позиций:

  1. технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в ее основе лежат

 22

определенная методологическая, философская позиция автора;

  1. технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  2. функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию возможностей, использование диалога, общения;
  3. поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой стороны, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;
  4. органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов

23

деятельности.

Думается, что наш урок психологии в старшей школе соответствует по методическому арсеналу  личностно ориентированной педагогической технологии, «основной материал [которой] – это собственно работа сознания, которая в гуманистической парадигме не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность» (5, с. 97)

Личностно ориентированная педагогическая технология выделяется не всеми исследователями, так как, несмотря на то, что она обладает признаками технологии (тиражируемость, прогнозируемость результатов), в гораздо большей степени обусловлена личностными свойствами учителя, является менее «жесткой», более вариативной, гораздо ближе к педагогическому искусству, чем любая другая. На наш взгляд, данная технология перспективна для достижения цели личностного саморазвития учащихся и оптимально соответствует нашим ценностным ориентациям.

24

Помимо этого, нами используются технологии моделирующего обучения и информационные технологии.

Технологию моделирующего обучения мы используем, так как она открывает возможности для «моделирования в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни» (4, с. 109). Данная технология содержит совокупность игровых и неигровых методов и имеет следующие преимущества по сравнению с традиционными транслирующими технологиями:

  1. деятельностный характер (вместо вербального), организация коллективной мыследеятельности;
  2. использование потенциала группового взаимодействия как средства развития индивидуальности;
  3. проблемный характер (в отличие от обучения готовым решениям), когда группа в результате коллективного обсуждения проблемы включается в учебную деятельность, и обучение становится личностно значимым;
  4. самообучение на основе рефлексии, что позволяет осознать метод, приведший к

25

результату, способствует систематизации конкретных способов деятельности, открывает возможности для целостного развития личности и самообучения.

Алгоритм технологического цикла состоит их следующих этапов.

  1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение целей, содержания, методов и средств, состава творческих групп
  2. Постановка проблемы: актуализация противоречия, коллективное обсуждение целей, способов деятельности, создание творческих групп.
  3. Работа в творческих группах:

проектировочная деятельность – определение собственных целей, выделение способов их достижения, принятие решения, составление     программы деятельности;

исполнительская деятельность – реализация программы коллективной мыследеятельности, выработка коллективной, индивидуальной позиции, контроль и коррекция рабочего процесса.

26

  1. Общее обсуждение, защита позиций каждой группой, отстаивание или смена их.
  2. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого, группы и коллектива в целом. Каждый участник осознает ценность своего участия в работе, осмысливает свои способы взаимодействия с окружающим миром.

Общение в режиме моделирующего обучения должно соответствовать следующим требованиям:

  1. доброжелательность, неагрессивность;
  2. возможность свободного проявления чувств;
  3. развитая эмпатия;
  4. ненасильственное общение: свобода выбора, снятие запретов, акцент на хорошее, доверие, авансирование похвалы.

Поэтому использование моделирующей технологии возможно лишь в сплоченном коллективе, при позитивном взаимодействии педагога с классом, на фоне благоприятного эмоционального состояния.

Примеры использования моделирующей технологии в учебном процессе

Тема урока: «Человек – индивид – личность»

27

Цель урока: развитие представлений о многообразии человеческой природы, о биологической и социальной сущности человека;

обучение умению работать в группах, вести групповую дискуссию.

10 класс, первый год обучения.

Инструментарий: карточки, на которых написано по одной характеристике человека («лентяй», «блондин», «умница» и т.д.)

Методы:

-организационная игра;

-решение коллективной задачи.

Ход урока.

  1. Организационная игра. Учитель предлагает учащимся разобрать карточки и объединиться в группы. Учащиеся формируют две группы по признаку «биологическое свойство/ социальное свойство».
  2. Эвристическая беседа .Выясняется, по какому признаку сформировались группы.. Обосновываются различия между врожденными и приобретенными качествами

28

человека.

  1. Работа в группах. Группы получают задание: охарактеризовать человека

а) как биологическое существо;

б)как социальное существо.

4.  Выступления групп, вопросы, обсуждение.

5.Подведение итогов, обсуждение результатов групповой работы

Наработанные группами материалы удобно использовать при последующем изучении тем «Темперамент», «Характер», «Потребности»

Тема урока: «Конструктивное поведение»

11 класс, второй год обучения.

Цель урока: осмысление феномена конструктивного поведения, осознание личностного потенциала в развитии навыков конструктивного поведения;

Обучение умению работать в группах.

Методы:

-анализ и решение ситуации;

-дискуссия.

29

Ход урока.

  1. Постановка проблемы. Изучив различные проявления деструктивного поведения, давайте определим, что является главной отличительной чертой поведения конструктивного.
  2. Беседа. Учащиеся предлагают различные варианты ответа. Мы классифицируем их. Как правило, легко выделить две группы ответов – качества личности и особенности поведения. На этом основании ребятам предлагается разделиться на две группы.
  3. Работа в группах. Задание:

-Какими качествами обладает личность, способная вести себя конструктивно?

-Каким поведенческим реакциям стоит обучиться, чтобы вести себя конструктивно?

  1. Выступления групп, обсуждение. Стоит отметить, что на этом этапе между группами часто разгорается дискуссия, так как обсуждаемый материал актуален для старшеклассников. Происходит обмен

30

  1. мнениями, взаимообогащение позиций. Роль учителя на данном этапе работы – руководство дискуссией, резюме.
  2. Обобщение информации
  3. Подведение итогов.

Эффективно, на наш взгляд, использование моделирующей технологии при проведении семинарских занятий, на уроках обобщения изученного материала, уроках «предпонимания» (предшествующих теоретическому рассмотрению темы). Это позволяет развить познавательную мотивацию учащихся, включить их обыденный опыт в систему научного знания, добиваясь его осмысления.

Технология исследовательской, проектной  

деятельности используется нами, с одной стороны,  для обучения учащихся способам самостоятельного поиска, умению ставить и достигать поставленные цели, то есть для развития общеучебных компетенций. С другой стороны, применение данной технологии в учебном процессе позволяет реализовать цель личностного развития, так как тема исследования или проекта является значимой для ребенка, побуждает его к

31

порождению собственных смыслов. Задача учителя – «угадать», помочь выявить актуальную проблему ребенка, помочь организовать духовный поиск, создать ситуацию успеха ученику. При таком подходе использование исследовательских и проектных технологий в образовательном процессе выполняет функцию стимула и коррекции личностного развития. Мы никогда не предлагаем учащимся готовых тем для исследования – их выбор является результатом совместного поиска. Мы опираемся на теоретические позиции проектного обучения:

  1. в центре внимания находится ученик, учитель содействует его творческому развитию;
  2. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности,

имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

  1. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
  2. глубокое осознанное усвоение базовых знаний

обеспечивается за счет универсального их

32

использования в различных ситуациях (9, с.328-329)

Примерами использования исследовательской технологии для личностного саморазвития учащихся можно считать исследовательские работы:

  1. «Созидательный потенциал конфликта  между учителями и учениками». Работу выполняет ученица, склонная к конфронтации, имеющая серьезные личностные трудности. Анализ проблемы помогает нам лучше понять, что является ее движущими мотивами в конфликте и найти более приемлемые способы поведения.
  2. «Психология преступника и ее отражение в современной «блатной» песне». Данное исследование интересно тем, что выполнено

учеником, впоследствии поступившим на юридический факультет вуза. Тема помогла развитию ценностных ориентаций, в процессе работы возник устойчивый профессиональный интерес. Кроме этого, для нас наметились интересные подходы интеграции – психология и литературоведческий анализ текста.

3.         «Архетипическая структура художественного

 33

текста (На материале русского рока)» Ученица, выполнившая работу, увлекается современным рок-искусством, идея исследования возникла после знакомства с аналитической психологией К.Г. Юнга. Думается, что совместная работа обогатила не только ученика, но и учителя. В настоящее время девочка учится на отделении «Практическая психология» в педагогическом колледже.

Технологию исследовательской, проектной деятельности мы используем во время индивидуальных занятий. Учащиеся представляют свои работы на экзамен по выбору, выступают с ними на научно-практических конференциях различного уровня. Это

служит развитию их коммуникативных компетенций, расширяет социальный опыт. Думается, использование данной технологии является одним из наиболее важных инструментов личностного саморазвития старшеклассников.

Достаточно часто мы прибегаем к использованию информационных технологий, понимая данный термин как совокупность конкретных способов работы с информацией (4, с. 116). Отличительной

34

особенностью информационных технологий является работа с электронными, мультимедийными источниками информации, что позволяет создать обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, выбрать индивидуальную схему изучения материала.

Перечислим основные точки применения информационных технологий в психологическом образовании.

  1. Использование обучающих и диагностических программ РК (работа в компьютерном классе):

- компьютерная психодиагностика;

- просмотр фильмов на CD, DVD – носителях.

  1. Возможности Интернета

-  неконтактное информационное взаимодействие (участие в работе форума);

- поиск информации.

  1. Реализация проекта «Медиатека» (Приложение 2).
  2. Реализация проекта «Школьный учебник по психологии»
  3. Обучение навыкам работы  с информацией, развитие информационной культуры (на уроках,

35

занятиях НОУ).

Комплексное использование указанных педагогических технологий открывает возможности оптимизации учебного процесса, делает возможным достижение образовательных целей на уроках и во внеурочной деятельности.

Заключение

Вниманию читателя представлен опыт проведения

уроков психологии в старших классах общеобразовательной школы.  Данный опыт выкристаллизовывался в течение десяти лет, но мы далеки от мысли, что процесс осмысления собственной деятельности завершен.

Отметим  моменты, представляющиеся нам

наиболее важными.

Психологию нельзя преподавать как сумму

сведений из учебника для высшей школы – в таком случае это приведет лишь к перегрузке учащихся, ничего не добавив их личности. Мы же стремимся к тому, чтобы на уроке и во внеурочной деятельности состоялся личностный рост, произошла «работа души», осмысление и озарение.

36

Говорить о достижении целей, ориентированных на личностное саморазвитие учащихся, возможно лишь тогда, когда педагогическая деятельность носит системный характер. Совокупность технологий и методов, форм организации учебного процесса и самого содержания психологического образования должна быть целенаправленна. Психология в школе не может быть скучным и нелюбимым предметом. Добиться заинтересованности, устойчивого желания работать с материалом – вот задача педагога, без решения которой вся его деятельность теряет смысл.

Развитие субъектных качеств личности является задачей первостепенной важности для педагогики XXI века, и, как отмечает ряд исследователей

 (1, 7), справиться с этой задачей сможет лишь педагог, который сам является субъектом собственной активности. Поэтому педагогическая рефлексия – важнейшее условие успешности достижения заявленных целей.

Учебный процесс – повод для совместного творчества, которое, как известно, не происходит по

37

приказу и принуждению – «соловей в клетке не поет». Поэтому важно достичь свободы самовыражения в учебном процессе, создать психологически безопасную атмосферу. При соблюдении этих условий психологическое образование станет значимым, позволит приобрести важный жизненный опыт человека свободного, человека-творца.

38

Литература

  1. Битянова М. Ради чего мы посылаем ребенка в школу [Текст] / М. Битянова. // Народное образование. – 2. – 2002. – с 46-53.
  2. Вавилова Л.Н.  Современный урок. Этапы его подготовки и анализа. [Текст] / Л.Н. Ввилова. // Педагогический поиск . – 2 (127). – 2001. - с.8.
  3. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 96 с.
  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]: монография / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  5. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. Пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. [Текст]: монография / С.В. Кульневич – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. – 160с.

39

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. Пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработ. [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 224с.
  2. Хуторской А. Деятельность как содержание образования [Текст] / А. Хуторской. // Народное образование. – 8. – 2003. – с.107-114
  3. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384с.
  4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. [Текст]: монография / И.С. Якиманская. -  М.: Сентябрь, 2000.

40

Приложения

Приложение 1

 Проект использования МЕДИА-средств

в психологическом образовании

Название   проекта:        «МЕДИАтека»

Цель   проекта:                возможность использования полученных на уроках знаний в анализе коллизий человеческой жизни, явлений социальной реальности.

        Проект   рассчитан        на период изучения курса «Основы психологии» в старших классах (два года)

Возраст  учащихся,  принимающих   участие в  проекте:         16-17 лет

Аннотация. Данный проект является формой внеурочной деятельности учащихся в рамках психологического образования и предполагает и заключается в коллективном просмотре художественных фильмов, групповом анализе их коллизий, интерпретации событий, выработке собственного видения. Работа заканчивается представлением материалов, наработанных группой, их коллективным обсуждением. В рамках данного проекта реализуются цели психологического образования – создание условий

41

для личностного саморазвития учащихся, деятельностно-творческого отношения к жизни. Использование художественного материала для анализа и обсуждения развивает личностную позицию, коммуникативные компетенции, углубляет и расширяет представления учащихся о психической реальности, изучаемые на уроках. Материал для проекта отобран с учетом содержания психологического образования.

Выходы: аналитические, творческие работы, служащие для учителя –  показателем   усвоения изучаемого материала, своего рода обратной связью, для учащихся – способом выражения своих взглядов.

Алгоритм реализации проекта

1 этап – изучение материала на уроках психологии;

2 этап – получение задания (вопросы, проблемы, на которые стоит обратить внимание при просмотре фильма);

3 этап – коллективный (индивидуальный) просмотр видеофильма;

4 этап – обмен мнениями, позициями, выявление «точек несогласия», на основании общих позиций формирование 2-4 групп для дальнейшей совместной

42

работы;

5 этап – работа в группах, выработка общего видения на основе анализа и интерпретации художественных фактов, составление творческого отчета о работе;

6 этап – коллективный, проводится на уроке – представление творческих отчетов, их обсуждение, дискуссия; подведение итогов работы.

Тематический план проекта

№ п/п

Название

 фильма

Тема, раздел учебного плана

Примерные сроки

Первый год обучения

1.

«Онегин»

2.1. Человек – индивид – личность. Построение личностной модели

1 неделя ноября

2.

Рамиль Гарифулин. Психоаналитические расследования. Фильм-сериал «Личина»

2.3. Личность в концепции Зигмунда Фрейда

1 неделя декабря

3.

«Клетка»

2.7. «Глубинная психология»

3 неделя января

4.

«Мулан»

2.9. Познавательные процессы. Мышление. Асимметрия полушарий

3 неделя марта

Второй год обучения

5.

Петр Буслов «Бумер»

3.2. Деструктивное поведение. Антисоциальное поведение.

1 неделя октября

6.

Андрей Кончаловский «Ближний круг»

3.2. Деструктивное поведение. Фанатизм и конформизм.

1 неделя ноября

7.

Пенни Маршал «Человек эпохи Возрожденья»

4.1. Сущность группового взаимодействия. Феномены ингибиции и фасилитации

3 неделя декабря

8.

Вачовски «Матрица»

6.2. Отражение менталитета в культурных знаках.

4 неделя марта

9.

Владимир Мотыль «Белое солнце пустыни»

6.2. Отражение менталитета в культурных знаках.

1 неделя апреля

10*

Никита Михалков «Сибирский цирюльник»

В рамках элективного курса «Созидательное взаимодейст

вие»

Февраль

11*

«Ромео+Джульетта»

Май

Методическая разработка урока в рамках проекта «Медиатека»

Класс:  10 (первый год обучения)

Тема: «Глубинная психология» (2.7.)После просмотра фильма «Клетка»

Цель: обобщение знаний по теме «Глубинная психология», обучение восприятию продукта творчества как проекции бессознательных образов

Тип урока: обобщающий по разделу «Теории личности в зарубежной психологии»

Художественное произведение нельзя перевести на обыденный язык…нельзя найти некий главный смысл, основную идею, которую несет текст. Перед нами воображаемый мир, в котором все мысли, все идеи так переплетены, что, выбрав какую-то одну, мы уподобимся человеку, рассуждающему о море, зачерпнув из этого моря пригоршню воды.

А.В. Мазур

Оформление доски: Вариант 1.

        Ход урока

  1. Организационный этап. Объявляется тема, цель и задачи урока

Цель: Изучив основные зарубежные теории

45

личности, обобщим то, что стало нам известно, выделим общее и особенности во взглядах крупнейших исследователей на структуру человеческой личности.

Задачи: Для этого нам нужно:

  1. вспомнить суть теорий;
  2. высказать и обсудить предположения о случаях, в которых проявляются описанные авторами особенности личности.
  1. Самостоятельная работа. В течение 5 минут сделайте пояснения к схемам, изображенным на доске.
  2. Очень краткая характеристика каждой концепции, отвечают учащиеся.

Вопрос: Что двигало психологами, когда они создавали свои теории?

Систематизируем ответы:

- помочь страдающим пациентам;

- стремление выделить структурные элементы человеческой личности и их взаимосвязи.

  1. Проблемный вопрос. Почему, на ваш взгляд, нам важна эта информация?

Высказываются мнения.

46

Происходит обмен мнениями, возможно, по каким-то вопросам будут высказаны другие точки зрения.

  1. Систематизируем высказывания, делаем выводы о сложности мира фильма (обращаемся к эпиграфу).
  2. Домашнее задание: Нарисуйте картину своего внутреннего мира – в любой форме – словами, символами. Может  быть, это музыкальное произведение? Или художественное полотно? Постарайтесь понять, что породило именно такие образы (работа выполняется письменно, на следующем уроке желающие могут рассказать о результатах классу).

Заполненные схемы выглядят следующим образом – Вариант 2.

47

Вариант 1. В начале урока

Вариант 2. В конце урока        48

Приложение 2.

Схема анализа урока в системе личностно ориентированного образования

(Е.В. Бондаревская)

  1. Подготовка учителя к уроку.

Какую роль отводит учитель данному уроку в личностном развитии учащихся? Задачи урока, их связь с задачами образовательной области, предмета, темы. Когда проводилась исходная диагностика личностного развития, обученности, воспитанности учащихся? Как использовались результаты диагностики при постановке задач урока, определении его содержания? Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на данном этапе? Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке: в чем продвинулись способные, средние, слабые учащиеся?

  1. Организация урока.

Какие задачи были поставлены учителем перед учащимися? Удалось ли привлечь внимание самих учащихся к постановке задач урока и его организации? Как учащиеся поняли задачи урока, и как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы? Был ли создана мотивация предстоящей учебной деятельности? Как был разбужен их интерес, возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками,

продвинуться в развитии? Как учащиеся участвовали в организации урока: имело ли место взаимное обучение, взаимный контроль и оценка, какие роли выполняли учащиеся на уроке, кто принял на себя

49

ответственность за организацию, порядок, дисциплину на уроке? Какова организационная структура урока? Можно ли выделить этапы урока по пути движения учащихся к цели? Как изменялась деятельность учащихся на каждом этапе? Какие познавательные и личностные задачи они решали на каждом этапе? Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

  1. Содержание урока.

Какие ценности были положены в основу содержания обучения на данном уроке и стали ли они предметом обсуждения с учащимися? Какие глобальные и более частные проблемы развития человечества и человека были включены в содержание урока? Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались? Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению или проектированию развития изучаемых явлений, процессов? Была ли создана ситуация выбора (теории, системы, определения, способа решения задачи, проблем для обсуждения и т.д.) и как учащиеся проявили себя в этом выборе? Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами познавательной и практической деятельности овладели учащиеся на уроке? Участвовали ли учащиеся в творческом поиске, в чем он состоял, каковы элементы, результаты «открытия», поставленные проблемы и т.д.?

Какими способами личностного развития, «строительства» собственной личности овладели учащиеся: умением общения, умениями ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления;

50

умением коммуникабельности; умением сотрудничества и взаимопомощи,; умением саморегуляции, самодисциплины, самопознания, рефлексии и т.д.? В чем состоял развивающий характер содержания обучения на данном уроке? Имела ли место интеграция и дифференциация содержания?

  1. Технологии обучения.

Как была организована самостоятельная творческая работа учащихся на уроке? Какими методами, приемами учитель приводил учащихся в состояние активности? Имело ли обучение диалогический характер? Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, учебнику, друг другу? Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке? Имела ли место индивидуальная поддержка? Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся? Как предупреждались затруднения учащихся и устанавливалась обратная связь? Какие из современных технологий обучения использованы учителем? Каков эффект технологии, использованной учителем?

  1. Экология урока.

Состояние здоровья учащихся класса и его учет на уроке. Какое настроение было у детей на уроке, не возникали ли состояния подавленности, агрессии, неудовлетворенности, пассивности, нежелания работать? Что было причиной подобных состояний? Не переутомились ли дети? Достаточно ли были загружены все учащиеся, и не было ли перегрузки учебным материалом? Пережили ли дети радостное чувство успеха? Условия (внешние, материальные)

51

обучения в данном помещении. Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимопонимание и взаимная забота учителя и учащихся, в чем они проявлялись? С каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?

  1. Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке.

Проявлялись ли в поведении и общении учителя и учащихся любовь, доброта и уважение к ним, независимо от успехов в учебе? Понимает ли учитель детскую психологию, причины поведения детей, все ли его действия, поступки и оценки были педагогически справедливы и целесообразны? Хорошо ли учитель владеет специальными знаниями по предмету, умеет увлечь учащихся наукой, возбудить интерес к учению, выстроить ясную систему доказательств тех или иных вопросов? Были ли на уроке творческие педагогические находки, проявил ли учитель вдохновение, фантазию, импровизацию, артистизм, индивидуальный педагогический почерк? Умеет ли учитель гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы, владеет ли искусством проблемного изложения материала и ведения эвристической беседы? Не проявил ли учитель раздражительности, недовольства детьми, не повышал ли на них голос? Не нарушал ли нормы культурного поведения и педагогической этики? Как относится к неверным ответам учащихся, вовлекает в их опровержение других детей, не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам и ответам детей?

  1. Общая оценка урока как элемента системы личностно ориентированного образования.

52

«Да» или «нет» по каждому из пунктов:

  1. урок был хорошо подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, обеспечивал их продвижение в развитии и усвоении знаний;
  2. урок полностью отвечал принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода;
  3. ученики чувствовали себя хозяевами урока, его соавторами и проявили следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, научным поискам, открытиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию и т.д.;
  4. учитель использовал гуманистические педагогические технологии, реализовал стратегию сотрудничества, педагогической помощи и поддержки учащихся, умело сочетал фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учащимися, поощрял индивидуальные творческие достижения детей;
  5. общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали саморазвитию, самообразованию, самовыражению и самоопределению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления,  чувств и личного опыта, стимулировали личные смыслы учения.

53

В кн.: Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.

Анализ современного урока:

Практич. пособие для учителей

и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений,

слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработ. –

Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – с.121-125.

54

Левина О.Е. Урок психологии в школе: практика личностного взаимодействия: Методические рекомендации  [Текст] / О.Е. Левина. – Березовский: Ред.-изд. центр: «Первая школа», 2005. – 55 с.

55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавния уроков в современной школе с испоьзованием личностно-ориентированного обучения на уроках физики

В данной статье рассматривается технология личностно-оринентированного обучения на уроках физики .Рассматриваются вопосы преподавания физики на уроках с межпредметным содержанием...

Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника

Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....

Уроки психологии в школе

В материале рассматривается роль уроков психологии в школе, акцентируется внимание на актуальности данного вопроса в контексте современных тенденций образования....

"Проект "Юный психолог", как инструмент для личностного роста подростков с ОВЗ".

  Проект «Юный психолог» представляет собой индивидуальную, творческую межпредметную проектную деятельность учащихся  9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегриро...

Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 1 Г класса

Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 1 Г класса на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 2 Г класса

Рабочая программа "Жизненные навыки. Уроки психологии в школе" для 2 Г класса на 2019-2020 учебный год...