материалы для работы с классными руководителями
статья

Харитонова Ольга Анатольевна

материалы для работы с начинающими классными руководителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас.
Эрнест Вилфрид Легуве

         В работе каждого учителя есть трудная, но, на мой взгляд, важная роль – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее второстепенной, другие – неотъемлемой частью своей работы. Я придерживаюсь второго мнения, так как, по-моему, одной из основных функций школьного образования является воспитание   - процесс целенаправленного содействия максимальному развитию личности ученика. Это содействие в системе школьного образования осуществляют все педагоги, однако, на мой взгляд, ключевая роль в этом процессе принадлежит именно классному руководителю, который должен создать условия для разностороннего развития личности.

     У классного руководителя есть преимущества перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность. Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаёшь

В. Ключевский

     Необходимым  в работе классного руководителя, я считаю, любовь и уважение к детям.  Когда я вхожу в класс, то передо мной не просто ученики, это личности, которым необходимо мое участие, помощь, совет в нелегком пути освоения стремительно бегущей жизни. И направить, помочь найти выход из непростых ситуаций может, на мой взгляд, именно классный руководитель.  Роль классного руководителя я представляю себе следующим образом:

Классный руководитель – лидер детей, умеющий создать оптимальные условия для успешной работы коллектива, помогающий достигать поставленные цели, увлекая своим собственным примером

Классный руководитель – хороший организатор детского самоуправления, распределяющий и координирующий поручения по интересам.

Мой лозунг: сотрудничество. Больше доверяй, сплачивай, привлекай, не стой в стороне, участвуй. И я участвую вместе с детьми во всех наших классных делах.

«В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка" 

                                                                                   В.А Сухомлинский

      Так, в сентябре 2013 года я стала классным руководителем 5 «А» класса.  Так как класс был для меня новым, я начала свою работу  с изучения классного коллектива и семей учащихся.  Сложность состояла в том, что при формировании 5-х классов решено было сформировать предпрофильный физико-математический класс, в состав которого вошли ученики всей параллели с хорошей и отличной успеваемостью, зачастую обладающие лидерскими качествами; поэтому в вверенном мне классе остались ученики с удовлетворительной успеваемостью, низким уровнем самооценки, равнодушным отношением к общественной работе. Кроме того, состав класса пополнился вновь пришедшими учениками, которым требовалось время для адаптации в новом коллективе.

     Для изучения классного коллектива я опиралась на известную и неоднократно апробированную методику А.Н. Лутошкина. Она позволила изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его дружным, крепким и единым. По результатам диагностики выявилось, что  коллектив больше всего подходил под ступень формирования, которая определена как «песчаная россыпь».  Это означало, что в коллективе каждый как песчинка: вроде все вместе, но в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

    В количественном составе преобладали девочки. Между мальчиками и девочками ощущалась явная конфронтация; были дети, которые за годы начальной школы так и не стали полноправными участниками классного коллектива. Явных лидеров в классе не было. Преобладали замкнутые приятельские группы, которые мало общались между собой.  В большинстве ребята были малоактивные, равнодушные к делам класса и школы, но порученные задания они выполняли добросовестно. Вместе с тем большим положительным моментом в классе было то, что еще в начальной школе ребята часто принимали участие в воспитательных мероприятиях школы: тематических праздниках, спортивных соревнованиях, открытых уроках – где  часто занимали призовые места. Таким образом, у ребят  желание быть успешным классным коллективом было твердое. Мне бы хотелось во что бы то ни стало не потерять этот настрой.

             Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся. Поэтому нам необходимо было двигаться вперед.

     Между тем, начав общаться с ребятами я поняла, что каждый из них – личность, своеобразная, со своим, порой непонятным внутренним миром, со своим взглядом на то, что происходит вокруг. Какими станут они через несколько лет? А. Шопенгауэр писал: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в обществе с другими он сможет сделать многое» Как выстроить свою работу, чтобы мои ученики стали не просто личностями, а успешно смогли адаптироваться в современном обществе, быть востребованными его составляющими.

  Таким образом, главной целью воспитательной работы в классе стало создание условий для самореализации личности каждого ученика в рамках классного коллектива, воспитание настоящего гражданина, патриота нашей Родины для дальнейшей социализации в обществе.

    При решении поставленной задачи особое внимание уделялось методике КТД. Именно вовлечение всех учащихся в совместную творческую деятельность, по моему мнению, должно было позволить добиться положительных результатов в создание устойчивого коллектива.

   Приняв во внимание то, что мои ребята любят и умеют показать себя с внешней стороны, на первом этапе я постаралась включить их в подготовку совместных мероприятий, связанных с постановочной деятельностью. Уже в 1 четверти 5-ого класса помимо классных часов мы провели 2 крупных мероприятия: посвящение в пятиклассники «Путешествие по пушкинским тропам» совместно с 5 «Б» классом, внеклассное мероприятие, посвященное Дню матери для параллели 5-х классов. Учащиеся класса приняли в них активное участие, никто не остался без внимания, каждый внес посильную лепту в общее дело. На классном часе, посвященном анализу проведенных мероприятий, ребята высказали большое желание участвовать в таких делах чаще. Активную позицию в деле сплочения классного коллектива заняли и родители класса. Они стали постоянными помощниками, зрителями, участниками коллективных творческих дел.

   Во 2 полугодии нашему классу было поручено подготовить музыкально-литературную композицию к 70-летию снятия блокады Ленинграда. Времени на подготовку было совсем немного, но желание выступить у ребят было непреодолимое, поэтому они с большим энтузиазмом взялись за дело: учили стихотворения, участвовали в обсуждении, сами искали материл по заданной теме.

    Мероприятие прошло успешно, и ребята сразу стали спрашивать: а что дальше? Какие еще памятные даты и интересные вечера можно еще провести? Я увидела, что их привлекла тема героизма, самоотверженной борьбы, умение показать себя в трудной ситуации. Принимая это во внимание, я решила вовлечь ребят в общее дело через патриотическое воспитание.  Изучив основы патриотического воспитания, я пришла к выводу, что патриотическое воспитание - это  многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность органов самоуправления в классном коллективе, школьных объединений по различным направлениям воспитательной работы, целью которых является формирования у учащихся высокого уровня патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

   Российский патриот – это человек, соединивший свою судьбу с судьбой своего народа, с его вековыми традициями. Этот человек верит в Россию и связан с ней духовно, нравственно и эмоционально. Он определяет линию своего поведения в соответствии с интересами России, с ее настоящим и будущим.

В связи с этим формирование патриотических чувств и убеждений у школьников занимает все большее место в системе работы классного коллектива, родителей, которые используют в своей деятельности различные воспитательные средства для достижения  поставленной цели.

   Неоценимую помощь в достижении этой цели оказала мне организация на базе моего класса  кадетское отряда, который  предполагает физическое, нравственное развитие юношей и  девушек, их социализацию на основе активного взаимодействия с участниками социума, создание основы для подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. 

    Работа по формированию кадетского отряда началась еще в 5 классе. В конце учебного года мы провели классный час "Традиции нашей школы", на котором прозвучали слова о работе военно-патриотического музея 100-ой Свирской Краснознаменной дивизии и работе кадетского отряда. Были представлены фотографии, вырезки из газет о работе кадетского отряда, ребята и сами рассказывали о работе в кадетском отряде их старших братьев и сестер в разные годы. Так первый камушек с организацию кадетского отряда и патриотического воспитания, а значит и общей идеи нашего классного коллектива был заложен.  

Следующим этапом работы была разработка воспитательной программы класса.

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА «МЫ – ПАТРИОТЫ»

                                            Воспитать патриота, готового отдать жизнь за

                                          независимость Родины – это значит наполнить

                                          повседневную жизнь подростка благотворными

                                         чувствами, которые окрашивали бы все, что

                                         человек  в этом возрасте познает и делает.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной  школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  

     Под патриотическим воспитанием понимается процесс  формирования у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к её защите.

Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Вместе с тем героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.   Кроме того, в школе на протяжении многих лет сложилась система военно-патриотического воспитания, центром которого является школьный музей 100-ой Свирской гвардейской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии, который входит в десятку лучших школьных музеев России, в 2007 году в связи с созданием первого кадетского отряда в районе были заложены новые традиции, положено начало возрождению кадетского движения. Кадеты школы – активные участники Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов, слетов, соревнований.  

 Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества.

Нормативно-правовая база  Программы:

  • Закон  «Об образовании в РФ»; 
  •  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан   РФ на  2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);
  •  Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  •  Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);
  • Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”; 
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  •  Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение ,2009;
  • Устав ОУ,
  •  Положение о кадетском отряде в ОУ.

Цель Программы:

Формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Задачи Программы:

  • Развивать благоприятные взаимоотношения педагогов и кадетов в целях повышения качества обучения и воспитания.
  • Повысить качество проведения индивидуально-воспитательной работы с учетом семейных особенностей, обращая особое внимание на кадетов, находящихся на школьном учете у педагога-психолога или социального педагога.
  •  Повысить эффективность влияния воспитательных мероприятий на улучшение эмоционально-психологических и деловых отношений между кадетами, развитие их познавательного, духовно-нравственного, эстетического, коммуникативного и физического потенциала.
  • Совершенствовать взаимодействие с родительской общественностью, повысить качество организации и проведения родительских собраний.
  • Активизировать работу по ведению кадетами здорового образа жизни.
  • Организовать работу по художественно-творческому   и эстетическому воспитанию кадет. Создать условия для выявления и развития творческих способностей кадетов.

Этапы Программы:

  1. Формирование мнения о значимости патриотических качеств личности и роли кадетского движения. (5 класс)
  2. Проведение системной воспитательной работы по патриотическому воспитанию. (6-8 класс)
  3. Подведение итогов реализации программы.(9класс)

          Участники реализации Программы:

  • Обучающиеся класса.
  • Родители.
  • Учителя – предметники.
  • Классный руководитель.
  • Воспитатель кадетского отряда.

        Ожидаемые результаты:

Установление гуманных отношений между детьми, высокое чувство патриотизма, сформированное чувство долга и ответственность за свое поведение, высокая культура общения, ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме  жизнь, потребность в самовоспитании и саморазвитии, трудолюбие, потребность в здоровом образе жизни, высокий уровень развития самоуправления.

Критерии механизма оценки результатов:

Выполнение Устава ОУ и правил внутреннего распорядка, Кодекса чести кадетов, активное и заинтересованное участие в общественной жизни школы и классы, внешний вид, культура речи, отношение к учителям, родителям, друг к другу, отсутствие нарушений дисциплины в школе и вне школы, развитие самоуправления, потребность в здоровом образе жизни, отсутствие вредных привычек.

 Приоритетные направления в области патриотического воспитания

  • духовно-нравственное;
  • культурно-историческое;
  • гражданско- правовое;
  • военно-патриотическое;
  • спортивно-патриотическое;
  • культурно-патриотическое.

Духовно-нравственное направление включает в себя:

-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;

-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Культурно-историческое направление предполагает:        

-воспитание у учащихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;

-вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Гражданско-правовое направление ориентировано на:

-изучение государственной системы РФ, её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;

-формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

-формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

-развитие реально действующего школьного самоуправления.

Военно-патриотическое воспитание включает в себя:

-изучение военной истории России, знание Дней воинской славы,  боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой отечественной войны;

-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

-формирование позитивного образа Вооружённых Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Спортивно-патриотическое.

 Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое. 

Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

№п/п

Мероприятия

Духовно-нравственное направление

1

Классный час на тему: «Моя семья».

2

Классная беседа на тему: «Наш классный класс».

3

Классный час на тему: «Наша Родина – Россия».

4

Урок  Мужества. Встреча с ветеранами ОМОН «Зубр».

5

Урок Мужества «Горячее сердце».

6

Выпуск газеты-коллажа «Горячие сердца героев России».

7

Мероприятия по формированию уважительного отношения к семье: День матери, Конференция отцов «Отец – ответственная должность»,  День добра и уважения к пожилым людям.

8

Участие в акциях «Дети – детям», «День добрых дел».

9

Проектная деятельность «Маленькие герои большой войны».

Культурно – историческое направление

1

Классный час на тему: «История моего города»

2

Конкурс презентаций на тему: «Великие люди моего города»

3

Классный час на тему: «Исторические памятники родного города»

4

Экскурсии в Мемориальный музей космонавтики с проведением занятии в классе «Космотрек».

5

КТД. Проект: «Ю.В. Ломбах – почетный гражданин города Раменское»

6

Участие в торжественном мероприятии, посвященном выводу войск из Афганистана.

Гражданско-правовое направление

1

Классный час на тему: «Конституция РФ».

2

Классная беседа на тему: «Школьное самоуправление».

3

Классное собрание «Права и обязанности  кадетов».

4

Деловая игра «Права и обязанности школьника»

5

Круглый стол «Жизнь – Отечеству, честь – никому».

6

Встреча с работниками прокуратуры.

7

Встреча с представителями КДН и ЗП «Имею право, знаю обязанности».

Военно-патриотическое воспитание

1

 Цикл Классных часов на тему: «Дни воинской славы»

2

Музыкально-литературная композиция «Тебе, Ленинград», посвященная годовщине снятия блокады Ленинграда.

3

Классный час на тему: «Участники локальных войн – мои земляки».

4

Классный час на тему: «Моя семья в годы Великой Отечественной».

5

Экскурсия в Музей боевой техники ВОВ на Поклонной горе.

6

Экскурсия в Центральный музей Вооруженных сил РФ с проведением занятия «Оружие Победы».

7

Участие в Параде на площади Победы, посвященном Дню Победы.

Спортивно-патриотическое воспитание

1

Веселые старты среди средней школы.

2

Спортивный праздник  «Я и вся моя семья».

3

Соревнования «Наша первая полоса препятствий».

4

Конкурс –смотр строя и песни.

5

Спортивный праздник «Не перевелись богатыри на земле Русской».

Культурно-патриотическое воспитание

1

Праздник «Посвящение в кадеты».

2

Классный час на тему: «Праздники мира».

3

Классный час на тему: «Традиции русского народа».

4

Музыкально-литературная композиция «Поэт в России больше, чем поэт» к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

5

Музыкально-литературная композиция     «Солдатами не рождаются» к 100-летию со дня рождения К.М. Симонова.

6

Выставка рисунков «Я помню, я горжусь».

7

Конкурс творческих работ «Мой город – капелька России».

При решении поставленных задач  особое внимание уделяется методике КТД. Именно вовлечение всех учащихся в совместную творческую деятельность позволило добиться положительных результатов  в формировании устойчивого коллектива. Я использую различные формы работы.

     Уже 1 сентября нового учебного года в 6 классе на классный час мы пригласили руководителя кадетского отряда Корчагина Павла Анатольевича, который сразу нашел с ребятами общий язык  и прямо-таки зажег в них желание стать кадетами.  Первое родительское собрание в 6 классе мы начали тоже со знакомства с кадетским движением в школе. Родители  охотно поддержали решение ребят стать кадетами. но решить - это еще не стать. начались "трудовые будни". Обучаясь во вторую смену, ребята оставались после уроков постигать науку быть настоящим патриотом. Не все выдержали трудности, но постепенно занятия в кадетском отряде стали потребностью,  даже девочки с удовольствием слушали рассказы воспитателя о десантном движении, учились разбирать автомат, чеканили строевой шаг на плацу.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

 А.С. Макаренко

Важным звеном, помогающим решить многие проблемы, на мой взгляд, является работа с родителями. Я, как классный руководитель, в своей работе во многом опираюсь на положительный опыт семейного воспитания. На первых этапах работы с семьями учащихся я старалась выстроить  доверительные отношения между семьями и классным руководителем. Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Налаживанию контакта во многом мне помогло «транслирование» родителям положительного образа учащегося.

Родители в повседневном общении часто не замечают какие-то стороны личности своего ребенка. Классный руководитель видит подростка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить им эту информацию. Кроме того, очень важно, чтобы родители увидели позитивное отношение классного руководителя к их ребенку и могли быть уверены, что  он действует в интересах учащегося. Важным также является диалог, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для формирования личности учащегося.  

Вместе с родителями мы разработали Программу взаимодействия  «7-Я». (См. Программу в Приложении)

По моим наблюдениям, совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной благодаря использованию разнообразных форм работы.

           Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру.

С.И.Гессен

      Одним из важных направлений работы с классным коллективом, а особенно с кадетами, является  развитие органов ученического  самоуправления. К сожалению, не существует современных методических разработок о том, как быстро и гарантированно организовать самоуправление в классе или, тем более, в школе, найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Основываясь на школьной Программе развития ученического самоуправления,  мы разработали такую программу для класса. (Программа в Приложении). На сегодняшний день реализация этой Программы дает некоторые результаты.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

(по методике профессора М.И. Рожкова)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления в ученическом коллективе,  проанализировать динамику развития ученического самоуправления и  определить дальнейшие задачи развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ.

Основные критерии определения уровня развития ученического самоуправления:

№ п/п

Критерии

5 класс

6 класс

7 класс

1.

Уровень включенности учащихся в самоуправленческую деятельность

0,5

0,67

0,68

2.

Уровень организованности классного коллектива

0,67

0,73

0,83

3.

Уровень ответственности членов коллектива за его дела

0,69

0,72

0.73

4.

Уровень включенности класса в дела общешкольного коллектива

0,5

0,65

0,7

5.

Уровень взаимодействия с другими классами в организации общешкольной жизни

0,58

0,7

0,74

6.

Уровень ответственности класса за дела общешкольного коллектива

0,59

0,63

0,71

Анализ диаграммы позволяет сделать вывод, что уровень развития ученического самоуправления в классе повышается. Особенно заметно вырос уровень включенности обучающихся в самоуправленческую деятельность,  уровень организованности классного коллектива и уровень включенности класса в дела общешкольного коллектива.

Динамика развития ученического самоуправления по годам.

  В целом наблюдается положительная динамика развития ученического самоуправления. На данном этапе развитие соответствует достаточному уровню. Работа в этом направлении продолжается.

  В заключении хочется отметить еще одно важное значение участия детей в работе кадетского отряда. Это их занятость  после уроков. Меньше времени остается на пустое времяпрепровождение, что уже является   профилактикой бродяжничества и правонарушений.  Среди учащихся класса нет курильщиков, нет прогульщиков уроков,  никто не состоит на ВШК. И чем больше обучающиеся будут вовлечены в интересную и значимую работу, тем больше будет их заинтересованность, тем выше результат воспитательной работы.

           Современное общество предъявляет молодым людям, вступающим во взрослую жизнь и делающим свой личный выбор: кем быть, каким быть и как жить, серьезные требования. Это, прежде всего, готовность к нравственному поведению в обществе, избранные идеалы и ценности, в соответствии с которыми молодой человек выбирает себе профессию, стиль жизни и строит жизненные планы. Сегодня молодые люди должны уметь эффективно адаптироваться в сложившейся ситуации, а юноши быть готовыми к служению в армии.   И в этом смысле, кадетское воспитание наиболее ценно, поскольку предполагает не только получение молодым человеком качественного среднего общего образования, но и физическое, нравственное развитие юношей и  девушек, их социализацию на основе активного взаимодействия с участниками образовательного процесса, создание основы для подготовки к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. 

Карта диагностических методик

Подразделы

Название методики

Назначение методики

«Давайте познакомимся» или  расскажи нам о себе.

1.Живая анкета «давайте познакомимся»

2.Анкета «цветок»

3. Анкета « Я выбираю»

Изучение потребностей и интересов ребенка.

Получение первичной информации о ребенке

Изучение интересов и желаний ребенка.

Изучение нравственных ценностей и направленности личности учащихся

1.Анкета «фантастический выбор»

2. «Волшебное озеро»

 

 

 3.Анкета «семь желаний»

Изучение нравственных ценностей.

Получение информации о качествах и поступках через его самохарактеристику

Изучение направленности учащегося

Познай себя

1.«Самый – самый», самооценка.

2.Анкета « Кто ты»

 3.Рисуночный тест «Какой я?»

Изучение самооценки учащегося

Исследование черт характера

Получение информации о характере ребенка.

Эмоциональное самочувствие

1.Мониторинг - карта

Получение условной оценки степени развития коллектива

Изучение детского коллектива

1. «Рисунок – образ», «рисунок – символ».

 2.Самоуправление в коллективе (методика М.И.Рожкова)

3. «Мои отношения»

Выявление эмоционального отношения к коллективу

Определение ученического самоуправления

Изучение личности учащегося

Рейтинг личностного роста (методика Д.В.Григорьева)

«Размышляем о жизненном опыте» (методика  Н.Е Щурковой)

Определение развития собственной личности

Определить нравственную воспитанность

Изучение к выбору профессии

Готовность подростков к выбору профессии (методика В.Б.Успенского)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические материалы для кураторов и классных руководителей

кодекс куратора предназначен для кураторов и классных руководителей...

Методические материалы для использования в работе куратора (классного руководителя) по профилактике сквернословия

В современном обществе и самим детям, и родителям, и педагогам достаточно часто приходится сталкиваться с проблемой сквернословия. Это происходит как на улице, так и в учебных заведениях. Сама проблем...

Методические материалы для использования в работе куратора (классного руководителя) по профилактике сквернословия

В современном обществе и самим детям, и родителям, и педагогам достаточно часто приходится сталкиваться с проблемой сквернословия. Это происходит как на улице, так и в учебных заведениях. Сама проблем...

Материалы Муниципального методического объединения классных руководителей городского округа Домодедово

Планировала и анализировала работу Муниципального методического объединения классных руководителей городского округа Домодедово в качестве руководителя...

Я -классный руководитель. Описание моей работы как классного руководителя

Я -классный руководитель. Описание моей работы как классного руководителя...