Особенности поведения детей с нормой психофизического развития и детей с ОВЗ
презентация к уроку (9 класс)

Панфилова Ольга Ивановна
В рамках возрастной и педагогической психологии для родителей читается курс лекций с презентациями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент социальной защиты населения города Москвы Управление социальной защиты населения ТиНАО Государственное Бюджетное Общеобразовательное учреждение города Москвы о бразовательно-реабилитационный Центр « Солнышко» «Особенности поведения детей с нормой психофизического развития и детей с ОВЗ » Докладчик: заведующий отделения психолого- педагогической помощи О.И. Панфилова 2018г

Слайд 2

Понятие норма поведения Расстройства поведения при умственной отсталости 1) Игнорирование требований взрослых; 2) Имитация отрицательных лидеров; 3) Показная демонстративность ; 4) Самоутверждение с позиции «культа силы».

Слайд 3

-Данные негативные проявления у олигофренов отличаются устойчивостью и прослеживаются, и после окончания юношеского возраста. -У детей с умственной отсталостью выделяются патологические и непатологические формы девиантного поведения . - В условиях психотравмирующей ситуации, неправильного воспитания и неадекватного обучения непатологические варианты нарушений поведения у детей с интеллектуальным недоразвитием возникают особенно легко. -Кроме того, детям, страдающим олигофренией, вследствие присущей им чрезмерной внушаемости свойственна повышенная имитация форм поведения окружающих, что усиливает нарушения поведения. Эти отклонения также не могут быть расценены как патологические.

Слайд 4

Девиантное поведение встречаются при осложнённых формах олигофрении , когда наблюдаются не только недоразвитие мозговых структур, но и сосудистые и ликвородинамические нарушения. Расстройства поведения проявляется: в повышенной аффективной возбудимости, импульсивности, суетливости, неумении подчиняться требованиям дисциплины, нецеленаправленном двигательном беспокойстве . Такое поведение возникает обычно по незначительному поводу или без причины. Как правило, не сопровождается сколько-нибудь заметными психогенными переживаниями . Самые большие трудности для адаптации этих детей представляет формирующаяся патология влечений: - повышенная сексуальность , -влечение к употреблению алкоголя, бродяжничество . Если усиление сексуальных влечений, влечение к употреблению алкоголя развиваются, как правило, в подростковом возрасте, то синдром уходов и бродяжничества у умственно отсталых детей возникает относительно рано уже в 9 – 10 лет. Основную роль в проявлении бродяжничества у детей с интеллектуальными нарушениями играет не реактивный момент, а отсутствие возможности подавления влечений.

Слайд 5

Умственно отсталые с синдромом уходов и бродяжничества лучше всего адаптируются при длительном пребывании в учреждениях закрытого типа: в силу большой внушаемости и пассивности, недостатка инициативности они не уходят из детских учреждений с хорошо поставленным надзором. Выраженные эмоционально-волевые нарушения резко снижают возможность дебильных лиц руководить своим поведением, что свидетельствует о значительной глубине психического дефекта. При лёгкой и умеренной степени дебильности с гиподинамическим характером эмоционально-волевых расстройств наблюдается некоторая «психическая вялость, низкая самостоятельная активность психической деятельности и повышенная подчиняемость внешним воздействиям. Больные легко поддаются влиянию заинтересованных лиц. Повышенная внушаемость сама по себе не определяет недееспособность больных, но оказывает большое влияние на основные клинические признаки олигофрении. Таким образом, при изучении особенностей лиц, страдающих олигофренией, необходимо анализировать степень выраженности не только интеллектуального дефекта, но и глубину клинических особенностей эмоционально-волевой сферы, аффективные и поведенческие нарушения, а также компенсаторные возможности личности, необходимые для социальной адаптации даже на сниженном уровне.

Слайд 6

1 2 3 4 Когнитивная терапия Ж. Пиаже; Д. Келли; А. Риле; А. Бек; Л. С. Выготский и другие. В процессе когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики ребёнка и делается упор на особенности его личности. Личностные нарушения, депрессивные реакции, страхи, психосоматические заболевания. Личностные нарушения, страхи, депрессивные реакции,психосоматические заболевания. Игровая терапия З. Фрейд; А. Фрейд; Ж. Пиаже; Д.Б. Эльконин; К. Роджерс; И. Выгодская; А.Захаров и другие. Это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание , нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. Продолжение Таблицы 1

Слайд 7

Аутогенная тренировка И. Шульц и другие. Это метод психологической разгрузки и снятия нервного напряжения, посредством частого повторения подбадривающих фраз. Эмоциональные нарушения, психосоматические заболевания. Психогимнастика. Г. Юнова; Д. Морено; Чистякова и другие. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека (как познавательной, так и личностно-эмоциональной сферы). Трудности эмоционального контакта, высокий уровень развития тревожности, агрессивности, низкий уровень развития коммуникативных навыков, низкий уровень развития внимания.

Слайд 8

Арттерапия А.Хилл; З. Фрейд; К.Г. Юнг; К.Роджерс; А. Маслоу; Л. С. Выготский и другие. Это терапия искуством. В её структуру входят: а)музыкотерапия; б)библиотерапия; в)проективный рисунок; г)сочинение историй; д) сказкотерапия; е)куклотерапия; ё) пескотерапия. Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет Трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная

Слайд 9

Арттерапия "Я-концепция", низкая, искаженная дисгармоничная самооценка, низкая степень самопринятия. Социально-психологический тренинг Л. Анн и другие. Это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого происходит овладение социально-психологическими знаниями, развитие способности познания себя и других людей; формирование положительной Я-концепции. Высокий уровень развития тревожности, агрессивности, низкий уровень развития самооценки, коммуникативных навыков,

Слайд 10

П атологические и непатологические формы девиантного поведения -В условиях психотравмирующей ситуации, неправильного воспитания и неадекватного обучения непатологические варианты нарушений поведения у детей с интеллектуальным недоразвитием возникают особенно легко. страдающим олигофренией, вследствие присущей им чрезмерной внушаемости свойственна повышенная имитация форм поведения окружающих , что усиливает нарушения поведения. Эти отклонения также не могут быть расценены как патологические . -Расстройства поведения у таких больных обнаруживаются рано, и проявляется в повышенной аффективной возбудимости, импульсивности, суетливости, неумении подчиняться требованиям дисциплины, нецеленаправленном двигательном беспокойстве. - Такое поведение возникает обычно по незначительному поводу или без причины. Как правило, не сопровождается сколько-нибудь заметными психогенными переживаниями.

Слайд 11

-Однако все большие трудности для адаптации этих детей представляет формирующаяся патология влечений – повышенная сексуальность, влечение к употреблению алкоголя, бродяжничество. Если усиление сексуальных влечений, влечение к употреблению алкоголя развиваются, как правило, в подростковом возрасте, то синдром уходов и бродяжничества у умственно отсталых детей возникает относительно рано уже в 9 – 10 лет Основную роль в проявлении бродяжничества у детей с интеллектуальными нарушениями играет не реактивный момент, а отсутствие возможности подавления влечений. Умственно отсталые с синдромом уходов и бродяжничества лучше всего адаптируются при длительном пребывании в учреждениях закрытого типа: в силу большой внушаемости и пассивности, недостатка инициативности они не уходят из детских учреждений с хорошо поставленным надзором . - При лёгкой и умеренной степени дебильности с гиподинамическим характером эмоционально-волевых расстройств наблюдается некоторая «психическая вялость, низкая самостоятельная активность психической деятельности и повышенная подчиняемость внешним воздействиям

Слайд 12

Стадия 1 -конфронтация

Слайд 13

— Девиантное поведение у детей, склонных к вступлению в асоциальные группы сверстников, воровству, бродяжничеству, пропуску школьных занятий, злоупотреблению психоактивными веществами. Такое поведение чаще наблюдается у детей в семьях, где родители не проявляют к ним интереса, и где в ближайшем окружении имеются асоциальные элементы Нарушения поведения и агрессивность в таких случаях представляют собой попытку добиться компенсации своей неудовлетворенности семейными отношениями . — Демонстративное поведение с бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований наблюдается у детей, воспитывающихся в семьях, где они занимают положения «кумира семьи». — Тормозное поведение, проявляющееся в неуверенности, чрезмерной застенчивости, беспокойстве, слабой адаптации в детских учреждениях, проявляются у детей, растущих в семьях, где родители отличаются тревожностью и повышенной чувствительностью, либо проявляют к детям чрезмерные требования. — Поведение, в котором явно проявляются реакции компенсации и гиперкомпенсации часто в форме напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, патологического фантазирования . Такие поведенческие реакции характерны для детей, страдающих хроническими заболеваниями, значительным расхождением между реальным и идеальным Я.

Слайд 14

Стадия вторая - отвержение

Слайд 15

-В связи с этим были выделены так называемые ситуативные нарушения поведения, возникающие как ответ на отсутствие правильного подхода со стороны педагога. К подобным нарушениям были отнесены: ситуативно-демонстративное, ситуативно-агрессивное, ситуативно-инфантильное, ситуативно-неуверенное, ситуативно-репродуктивное, ситуативно- гиперактивное , ситуативнопротестное поведение. Таким образом, подростковый возраст у умственно отсталых школьников отличается высокой степенью риска возникновения различных

Слайд 16

Стадия 3 -разрешение

Слайд 17

Мария Либлинг -В отечественной психологии метод холдинг-терапии успешно разрабатывался Марией Либлинг . У неё метод удержания намного мягче, чем классическая холдинг-терапия. -« Суть метода состоит не в механическом удерживании ребёнка, а в том, что происходит между ребёнком, матерью и отцом в процессе холдинга. Мать берёт ребёнка на руки, сажает на колени лицом к себе и обнимает его. -При этом она не должна все время плотно прижимать его к себе, так как у мамы и ребёнка должна быть возможность посмотреть друг другу в глаза. - Родители настойчиво объясняют ребёнку, как он им нужен, говорят, что не желают его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть ».-

Слайд 18

Стадия 3 - разрешение

Слайд 19

. 2. Основные факторы нарушений поведения у умственно отсталых школьников Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей рассматривалась в работах Э.Я. Альбрехт, Г.Г. Запрягаева , Д.Н. Исаева, К.С. Лебединской, В.А. Малинаускене , М.С. Певзнер и др. В возникновении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих олигофренией, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения ( Сеген Э., 1903; Ковалевский П.И., 1911; Tredgold A.F.,1937; Фелинская Н.И., 1944; Балинский И.М., 1958; Kirman В., 1968; Kretschmer E ; и др.), другие делали акцент на значимости психогенных факторов, чувствительности детей- олигофренов к психотравмирующим ситуациям ( Фрейеров О.Е., 1958; Benda C., 1960; Исаев Д.Н., 1971

Слайд 20

. Биологические факторы нарушений поведения включают органическое поражение центральной нервной системы; общие признаки психического недоразвития, присущие любой форме интеллектуальной неполноценности; особенности высшей нервной деятельности при психическом недоразвитии; нарушения, дополнительно осложняющие клиническую картину интеллектуальной недостаточности; дисгармония полового созревания в подростковом возрасте и т.д. По мнению Л.М. Зюбина (1973) появлению нарушений поведения умственно отсталых подростков способствует наличие трех интеллектуальных факторов: 1) недостаточное умственное развитие в целом, что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий; 2) недостаточная самостоятельность мышления и вследствие этого значительная внушаемость конформность ; 3) низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей

Слайд 21

Дети не могут объяснить свои поступки, у них не образуются в достаточной мере морально-нравственные критерии, не развиты интересы, слабо развиты личностные качества, наблюдается некритичность к себе и своим действиям. Нарушения поведения, отмечает автор, чаще наблюдаются при легкой дебильности и пограничной умственной отсталости. Для этих детей характерно сочетание несамостоятельности, внушаемости, легкого усвоения примитивных форм поведения, дурных привычек с одновременным стремлением к самостоятельности, чего нет у глубоких олигофренов . Другие же виды асоциального поведения (воровство, полинаркомания ) являются скорее проявлением неосознаваемого стремления к комфортности. Г.Г. Запрягаев (1986) отмечал, что клинико-психологическое изучение нарушений поведения у умственно отсталых подростков не позволяет охватить все многообразие факторов трудновоспитуемости умственно отсталых и не учитывает социально-психологических механизмов их образования.

Слайд 22

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья: 1.Никогда не жалейте ребёнка из - за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. 5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. 6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

Слайд 23

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. 8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас. 9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. 12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. 13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. 14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! 15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

Слайд 24

Правило №1 Выстраивайте взрослые отношения Смена ориентиров в общении, длительных нравоучений, требований беспрекословного подчинения, напоминайте об ответственности за свои поступки, не стремитесь решить проблемы за подростка

Слайд 25

Правило № 2 Нельзя сравнивать своего ребенка ни с кем. Самооценка в подростковом возрасте устанавливается и поэтому не надо своими руками опускать планку самооценки своего ребенка. Ребенок никогда не будет таким же как: ваши родственники, друзья, вы в его возрасте. Сравнение подростка с кем – либо, вызовет желание бунтовать.

Слайд 26

Правило № 3 Спокойствие ,только спокойствие Крики, упреки, истерики заканчиваются точно таким - же поведением. Перед тем как высказать свое мнение о поступке своего ребенка, необходимо сделать паузу ( несколько вдохов, счет до 10) В вашем мнении должен быть сделан упор на чувства, которые вызывает поступок вашего ребенка. Следите за языком вашего тела: не должно быть сверкающих глаз, упертые в бока руки. Лучше занять место на небольшом расстоянии сбоку.

Слайд 27

Правило№ 4 Интересуйтесь делами своего ребенка Радуйтесь успехам ребенка Интересуйтесь тем, что вам даже не интересно.

Слайд 28

Правило №5 Общение в процессе. Получить интересующую вас информацию можно в с овместной деятельности: компьютерная игра, уборка квартиры, нанесение макияжа.

Слайд 29

Правила № 6

Слайд 34

Литература О. С. Никольская, Е. Р. Баенская , М. М. Либлинг . «Аутичный ребёнок. Пути помощи»: Теревинф ; Москва, 2007 М. М. Либлинг «Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка » М . Welch «Holding-Time». N.Y., 1988

Слайд 35

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом  ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Особенности обучения детей с задержкой психического развития...

Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста.

В последнее время в отечественной науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Обширные данные, полученные при изучении большого и разнообразного контингента людей, позволили сде...

статья "Особенности обучения детей с задержкой психического развития"

У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинств...

Проект "Особенности общения детей с задержкой психического развития"

Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………&helli...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...