Тренинг для родителей "Говорить правильно и красиво- это искусство..."
учебно-методический материал

Ермакова Светлана Леонидовна

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является развитие связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Солнышко»

города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с № 13)

Тренинг для родителей

«Говорить правильно и красиво - это искусство…»

                           

                                                                                       Составил учитель-логопед:

Ермакова С.Л.

Цель: сформировать у родителей понимание значимости развития связной речи как одного из компонентов готовности ребёнка к школе.

Задачи:

1.        Познакомить родителей с понятием связной речи и основными способами ее формирования учителем-логопедом.

2.        Предоставить информацию о способах формирования связной речи в домашних условиях.

3.        Отработать некоторые приемы развития речи на практи-ческом материале.

Предварительная работа

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированное связной речи детей и оформление диаграммы.

Подготовка презентации «Формирование связной речи у детей с ТНР»

Подготовка видеоматериала «Рассказывают дети», пополнение картотеки детских рассказов.

Подготовка атрибутов к играм, оформление зала, выставки пособий по теме.

Ход встречи

Все родители и педагог садятся, образуя круг.

 Вступительное слово учителя-логопеда

В рамках заявленной темы консультации поговорим о состоянии связной речи детей и способах ее развития. Ведь только совместные усилия родителей и детского сада помогут подготовить ребенка к школе. Поскольку наша встреча посвящена развитию связной речи, то начинается она с небольшого рассказа о себе.

 «Расскажи о себе»

Передавая друг другу по кругу «волшебный» цветок, все участники представляются и дают некоторую информацию о себе, которую еще не знают окружающие (3—4 предложения).

Теоретическая часть

 Рассказ учителя-логопеда, презентация «Формирование связной речи детей с ТНР»

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является развитие связной речи. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью

и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Р. Львов).

Связная речь отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи. Овладение связной монологической речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи: описанием, повествованием, рассуждением.

Описание — это словесное изображение какого-либо предмета или действия, которое достигается через представление его характерных признаков. Описание позволяет наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий мог хорошо представить себе сам предмет.

Повествование определяется как рассказ о действиях, поступках, событиях. Композиция повествования опирается на хронологическую последовательность событий.

Рассуждение — это логическое развитие темы. Структура иная: утверждение — доказательство — выводы.

Пересказ — это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

Рассказ — это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений:

—        понимать тему;

—        собирать материал к высказыванию;

—        систематизировать материал;

—        совершенствовать высказывание;

—        строить высказывание в определенной композиционной форме;

—        выражать свои мысли правильно.

Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом речи. Овладение общими и конкретными умениями происходит постепенно.

Особенно трудно приходится детям логопедических групп с общим недоразвитием речи. Поскольку им трудно сформулировать фразу, подобрать слова и сказать предложение, то у них не формируются навыки полноценного общения.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу не-достаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Вышесказанное очень значимо для построения коррекционной работы. Необходимо использовать различные способы, которые облегчают процесс становления связной речи, и прежде всего — наглядность на всех этапах обучения, что обусловлено возрастными особенностями детей.

Рассмотрим вопрос развития навыков пересказа.

Благодаря обучению пересказу происходит обогащение словарного запаса, развитие восприятия, памяти, внимания. Обучение пересказу следует проводить с использованием высокохудожественных произведений детской литературы, что позволяет проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи.

При подборе текста важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы.

Для более успешного обучения детей пересказу необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над текстом.

1 -й этап - слушание текста с опорой на иллюстративный материал (в дальнейшем — пересказ по иллюстрациям).

2-й этап — беседа по содержанию в форме «вопрос — ответ» (следить за ответами в форме полных, «красивых» предложений). Можно использовать прием мыслительного вхождения в описанную ситуацию, когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь героя рассказа, причем не только живого объекта, но и неживого предмета. Также можно использовать пересказ с опорой на использование условной наглядной схемы.

На данном этапе важно помочь детям раскрыть смысл действий персонажей, вызывать правильное отношение к героям. Здесь взрослому важно научить детей тому, как надо поступать, правильно выражать свои мысли и оформлять высказывания.

3-й этап — повторное чтение рассказа взрослым.

4-й этап — самостоятельный пересказ текста ребенком с опорой на наглядность. С целью концентрации внимания можно использовать прием «пересказ по цепочке».

Такой алгоритм действий развивает у детей умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание, следить за развитием сюжета, формировать эмоциональное восприятие услышанного, учит отвечать на вопросы по его содержанию, стимулирует детей повторять отдельные слова и выражения из текста.

Практическая часть

Для примера родителям предлагается пересказать сказку «Репка» по цепочке с использованием приема мыслительного вхождения в ситуацию, например пересказать сказку от лица самой репки. Итак, первый человек говорит одно предложение, следующий продолжает и т. д.

Теоретическая часть

 Рассказ учителя-логопеда (продолжение).

Теперь рассмотрим обучение детей составлению связного повествовательного рассказа по картине. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания. Детям надо объяснить, что, как и в любом рассказе, здесь должны быть начало, середина и конец.

Большое значение имеет подготовка детей к восприятию содержания картины — предварительная беседа, чтение литературных произведений по теме картины и пр. На данном этапе можно использовать игровые упражнения «Кто больше увидит?», «Кто самый внимательный?» Дети перечисляют все детали картины.

Первоначально тренируем детей в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам.

Можно добавить такие упражнения, как:

—        восстановление специально пропущенного звена;

—        придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого используем вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»);

—        придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия;

—        придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду);

—        разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.);

—        придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (серии картин), составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).

Практическая часть

 Задания (выполняются в свободной форме либо по цепочке).

Рассматривание картины «Кто больше увидит?»

Беседа «Что было до, что будет после?»

Задание: подобрать не менее 10 «интересных» слов по картине.

Задание: продумать и составить наводящие вопросы для составления рассказа по картине.

Задание: составить самое красивое и длинное предложение.

Презентация рассказов по картине в группах по 5—6 человек.

Теоретическая часть

Рассказ учителя-логопеда (продолжение).

А сейчас поговорим о том, как обучать детей описанию предметов. Сначала ответьте, пожалуйста, на вопросы: «Много ли у вас дома игрушек? Как часто ребенок с ними играет? Вы участвуете в этих играх? Что происходит с игрушками, в которые ребенок уже не играет?»

В каждом доме есть огромное количество забытых игрушек. Их можно использовать для развития связной речи детей при составлении рассказов-описаний.

Наиболее эффективно применение плана-схемы, предложенной Т. А. Ткаченко (демонстрирует изображение).

Дети с помощью наглядности лучше усваивают определенную схему высказывания-описания благодаря формированию представлений об основных структурных частях описательного текста. Первоначально детям объясняют, как следует строить описание предмета. Вначале нужно назвать объект описания («Это кукла»; «Здесь — кошка» и т. п.). Далее следует перечисление признаков предмета по схеме (цвет, форма, размер, из какого материала сделано, части предмета, для чего нужен или что умеет делать). Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду) и приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы.

При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используют различные вспомогательные приемы. Условные символы показывают по ходу составления рассказа- описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой.

Для закрепления навыков составления рассказа-описания можно использовать игры «Угадай по описанию», «Угадай, кто это», «Кто больше расскажет про игрушку?» и др.

Практическая часть

Педагог объясняет правила работы со схемами. Затем проводится игра «Чудесный мешочек». Родители достают из мешка себе по одному предмету и составляют его рассказ-описание по схеме.

После того как все игрушки из мешка были представлены, учитель-логопед выставляет их на видное место и проводит игру «Узнай по описанию». Первоначально педагог дает описание какого-либо предмета, не называя его, а родители должны угадать, о каком предмете идет речь. После 1—2 образцов составления загадки-описания учитель-логопед предлагает одному из родителей поменяться с ним местами и самому составить загадку, не называя предмета. Игра повторяется несколько раз.

Теоретическая часть

 Рассказ учителя-логопеда (продолжение).

Теперь поговорим об одном из самых сложных видов рассказывания для дошкольников — о творческом рассказывании. Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Также дети могут сочинять и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

В заключение встречи родители по цепочке передают «волшебный» цветок и рассказывают, что нового и интересного для себя они узнали, чему научились на этой встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учимся говорить правильно и красиво»

Проект«Учимся говорить правильно и красиво»Цель:·         Воспитание культуры общения·         Создание благоприят...

Праздник правильной и красивой речи.

Предлагаю вам сценарий речевого праздника для детей дошкольного возраста посещающих логопедическую группу. Праздник проводился в рамках недели развития речи на базе ДОУ. «Праздник правильной и красиво...

Логопедический проект «Дышим правильно – говорим красиво»

   Всем известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Однако, кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена –...

Логопедическое развлечение "Праздник правильной и красивой речи"

Цели: закрепление речевых умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, формирование навыков взаимопомощи и работы в коллективе. Оборудование: костюмы для героев, игрушки, воздушные шары...

Праздник правильной и красивой речи

Итоговое занятие для учащихся 1-3 классов...

«Праздник правильной и красивой речи»

Сценарий логопедического праздника...

Памятка для детей "Говорим правильно и красиво"

Памятка для детей "Говорим правильно и красиво"...