Праздник правильной и красивой речи
план-конспект на тему

Ерышева Ольга Николаевна

Итоговое занятие для учащихся 1-3 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_pravilnoy_i_krasivoy_rechi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

              ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

                            КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

             СЛОВЕСНАЯ МОЗАИКА

                             

                                                        Выполнила

                                                               Учитель-логопед

                                                                  Ерышева О.Н.

                            г. Дзержинск , 2016год

ЦЕЛИ:

Закреплять приобретенные произносительные умения;

Развивать навыки самоконтроля;

Совершенствовать звуковой анализ и синтез;

Формировать навыки чтения и работу над техникой чтения;

Совершенствовать зрительное восприятие, пространственные ориентировки;

Развивать внимание, память, снижать психоэмоциональное напряжение и умение преодолевать внутренний страх перед выступлением.

Оборудование – костюмы царя Речевика, царицы Грамматики, шапочки лисы, осы, жука, зайца, кота; шапочки с буквами; карточки с заданиями; кроссворды.

                           Ход занятия

Логопед: Здравствуйте дорогие ребята и гости!

Я приветствую всех, кто пришел к нам на праздник «Словесная мозаика». Как и положено, на празднике, мы с вами будем рассказывать стихи, петь, шутить, и при, этом, конечно, красиво говорить.  

 Красивую и правильную речь приятно слушать, вы согласны?

 

 -А какую речь можно назвать красивой?

(Яркую, богатую, выразительную, содержательную, грамотную).

 Часто истоки её мы черпаем в устном народнои творчестве, поэтому некоторые задания бу дут посвящены  скороговоркам, пословицам.

 Логопед: За высокими горами, за далёкими лесами

                  Чудо-государство есть

                   Под названием

                   «Родная речь».

Как во всяком книжном царстве,

Королевским государством

Правит мудрый царь-старик

Строгих правил  - Речевик!

(На троне сидит уч-ся в форме царя  РЕЧЕВИКА).

ЦАРЬ: (грозно смотрит вокруг себя, затем поднимается с трона)

Слуги-звуки, подходите,

Обстановку доложите!

Дружат с вами ли ребята?

ЗВУКИ: (вместе)

Не всегда бывает лад,

Нарушают звукоряд:

Пропускают, добавляют,

Иногда переставляют.

ЦАРЬ Нужно меры предпринять –

Спецурок ребятам дать!

(Дает рукопись Звукам, в которой записан урок)

ЗВУКИ (вместе)

Принимаем ваш указ,

Идём с заданьем сейчас.

(Под музыку марша обходят класс и встают перед уч-ся).

ЗВУКИ (вместе)

Шлёт привет вам  Речевик!

Спецурок вам дать велит.

А каждый правильный ответ

Проверит школьный логопед.

 ЛОГОПЕД: Вот уж буквы встали в ряд,

                       Начинается парад!

Буква С

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Буква З

Завиток на завиток,

Закрывается замок,

Заинька морковь грызёт,

В зарослях змея ползет.

Буква Ц

Буква «Ц»! Такая цаца!                                      

                                                       

Мастерица наряжаться,    

Цепи ценные носить,        

Как царица в них ходить!

( Мы обозначаем свистящие звуки и думаем, что мы самые важные для ребят).

А мы живем в домике для шипящих ( все вместе) Ш, Ж, Щ,Ч

Буква Ш

- Шпалы шашлыки, шалаш –

Буква Ш – любимец наш!

Буква Ж  

Стала снежинка буквою Ж,

Солнце её не растопит уже!

Буква Щ

Буква «Щ» поможет нам

Чистить зубы по утрам!

Буква Л

Л немножко инвалид –

Ножка левая болит.

 Буква Р

Буква Р согнула ручку –

Не пройтись ли нам под ручку?

Буквы Р, Л.  А мы считаем, что мы – главные!

ЛОГОПЕД.   Да, как раз произношение этих звуков и осваивали дети на наших логопедических занятиях.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед: Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл.

- Ус хорошо – а два лучше.

 ( Ус – ум)

- Не для Шавки голова на плечах.

 (Шавки – шапки)

- Больше дела, меньше снов.

  (снов-слов).

- Лось до добра не доведёт.

 ( лось-ложь)

Логопед. Вот внимательно послушайте и запомните одну историю. В каких словах заблудились чужие звуки

       Сценка

Автор. Встретил жук в одном лесу симпатичную осу...

Жук. Ах, какая модница! Пожжжвольте  пожжжнакомиться.

Оса. Увазззаемый прохозззый!

Ну,на сто ззз это похоззе!

Вы не представляете, как вы сепелявите!

Автор. И красавица оса улетела в небеса.

Жук. Штранная гражданка, наверно, иноштранка!

Логопед. В каких словах заблудились чужие звуки? (ответы детей и взрослых).

Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились четко произносить звуки.

Логопед: А что помогло нам овладеть звуками?

Дети: Артикуляционная гимнастика, упражнения, стихи, чистоговорки, скороговорки.

Логопед: Давайте послушаем, как вы говорите. Умеете ли вы сказать четко, ясно, красиво? По данному слову надо вспомнить скороговорку и проговорить её быстро два раза.

  1.  Съел Слава сало, да сало было мало..
  2.  Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
  3.  Около колодца кольцо не найдётся.
  4.  Волки рыщут, пищу ищут.
  5. Чужим умом умён не будешь.
  6. Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  7. Бери круглый рублик, купи круглый бублик.

               

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.

9. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

                  10. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Логопед. Молодцы, ребята!  Задание первое;

 Составить слово из слогов: НА, ВЕС; ЧЕЙ, КИ, РУ; КА, ТРАВ; НИ, КА, КУ, ЛЫ;

ЛОГОПЕД. 2. Исключите из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое слово:

 КРОТ, ПЛУГ, ГРОЗА, ШАРФ, КОРКА.

3. А теперь добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово:

ТОЧКА, УТКА, МЕХ, РОТ, ЛЕЩ, ЛЕНЬ.

Логопед 

4. Отгадайте отгадать пары слов, отличающихся только одной буквой.

С буквой «У» - на мне сидят,

С буквой «О» - на мне едят.

(стул – стол)

С буквой «Д» - вас в дом пускает,

С буквой «З» - рычит, кусает.

(дверь – зверь)

С буквой «Г» - я по небу лечу,

С буквой «В» - детишек я лечу.

(грач- врач)

С буквой «Г» - к нам на праздник придёт,

А вот с «К» - лишь собачка грызёт.

(гость – кость)

С буквой «К» - фигура без углов,

С буквой «Д» - дружить с тобой готов.

(круг – друг)

Царь. Славно наш прошёл урок

Пусть знания Вам эти впрок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(музыка «Фиксипелки»)

 -  (Дети выполняют упражнения).

ЛОГОПЕД: Посмотрите-ка, ребята кто нас встречает, царица ГРАММАТИКА.

ЦАРЬ. А теперь хочу я знать, как у Грамматики дела обстоят?

            Как дела ваши идут?

            Правила ребята чтут?

            Уважают ли законы

            Родного языка?

ГРАММАТИКА

 Я скажу вам так, наш царь,

Премудрейший государь,

Детям грамота дается,

Но бывают и вопросы:

Где предлоги написать?

Где приставку указать?

И многое-многое другое.

ЦАРЬ.

Нужно меры предпринять – спецурок ребятам дать!(даёт рукопись)

 

ГРАММАТИКА

Принимаю ваш указ,

Иду с заданием сейчас.

(Грамматика под музыку обходит, разворачивает рукопись –грамоту)

Вас приветствует, друзья,

Строгая Грамматика!

Веду наблюдения за вами я

С самого первого класса!

Шлет привет вам РЕЧЕВИК – Спецурок вам дать велит!

Сразу всех предупреждаю:

Без поднятой руки ответ не принимаю!

А каждый правильный ответ

Проверит школьный логопед!

ГРАММАТИКА: Но сначала я вам загадаю «загадки-шутки».Отгадка в них – окончание последнего слова.

  • Что беспокоит барана?
  • Какую игру уронили в болото?
  • Кто съел антрекот?
  • Что видит Карлсон?
  • Кто плавает в озере за глесом?
  • Что не могут поднять снегири?
  • Что малыш-глупыш налил в носок?
  • Что ест Борис?

Логопед. Выбрать правильный ответ из 4-х предложенных.

(После прослушивания вопроса ребята обводят правильный ответ)

1.ВОПРОСЫ:

  1. Сколько гласных звуков в русском языке?
  2. Какая из этих букв состоит из одного звука?
  3. Какой из слогов обозначает ноту?
  4. Сколько пар согласных по звонкости и глухости в русском языке?
  5. Если позавчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
  6. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
  7. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
  8. Какой из этих знаков не является знаком препинания?.

ОТВЕТЫ:

  1. 10, 8, 6, 5
  2. ё, е, ю, у
  3. фу, ну, фа, ха.
  4. 12, 13, 6, 5
  5. Суббота, четверг, день рождения, воскресенье.
  6. Вопросительный знак, точка с запятой, восклицательный знак, точка.
  7. Заставка, приставка, выставка, подставка.

8. Точка, запятая, знак больше, тире.

2.» Буква потерялась»

(Вставьте пропущенную гласную букву «а» в слова.. Записать получившиеся слова. На доске вывешиваются «слова» без гласных букв.)

« Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале)

Но сегодня .... – ну и ну! –

Все они сбежали».

Б Р Б Н      СТРТ      РССД   С Х Р    С Т  К Н      М  Р   К

                 

3. Логопед:  Разгадайте метаграммы.

 Метаграмма – это загадка по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

 С буквой Щ – на самом деле

Я на службе у Емели.

М поставь на это место:

Без меня не будет теста.

     (щука – мука)

Кто с у – ползучий,

А с ё – колючий?

      ( уж – ёж)

 

4. РЕБУСЫ

(квартира)

7.Деформированный текст. Составь предложения из слов, данных в беспорядке.( Пословицы). Пословицы украшают нашу речь, делают её выразительнее, ярче. « Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Красна птица опереньем, а человек  - уменьем.

Возьми книгу в руки – не будет скуки.

Дело лени не любит.

Делу время, а потехе час.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Логопед: Выбери из пословиц ту, главная мысль которой похожа на пословицу «Кончил дело, гуляй смело». (Делу время, а потехе час.) Человек может спокойно отдыхать только тогда, когда закончит свою работу.

Логопед. А ещё наши ребята стали настоящими артистами. Сами убедитесь в этом. Открываем страничку «Театральную».

Встречайте наших артистов.

Рыжий кот и старушка-говорушка (звук Р)

-  Рыжий кот,

Вернись к старушке, одинокой говорушке!

- Ни за что я не вернусь, под забором я свернусь:

  По утрам и вечерам в твоем доме та-ра-рам!

- Не ходи ты под забор, с кем вести мне разговор?

У старушки-говорушки рыжий кот – одна подружка!

- Я вернусь, но чур-чур-чур! – не ругать за МУР-мур-мур!

У старушки-говорушки будет котик –говорушка!

                 Лиса  и  заяц (звуки С, Л)

- Где была, лиса?

- В гостях. Ела суп, сметану в миске и толстую сосиску.

- Ну, а где ты был, косой?

- Я ходил за колбасой. Спал у толстой свинки на хвосте и спинке.

Свинка так устала, свеклу всё таскала.

_ Ты бы ей помог, косой, ты б не спал, а капусту потаскал!

- Я таскал и соль, и соду, и муку, и воду.

Свинка тесто замесила, свинка сдобу испекла,

Зайца сладким угостила!

- Вкусный был обед у свинки! Снова к ней сходи косой,

И меня возьми с собой.

- Нет, лиса, не пустит свинка в домик свой меня с тобой.

  Свинка думает: после станет дом совсем пустой.

Должен каждый офицер

Говорить отлично Р,

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

(«Стройся»!, «Равняйся»!, «Смирно»!, «Рассчитаться по порядку»!.)

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

ЦАРЬ

(Царь встаёт и идет к уч-ся)

Молодцы, ребята,

     Справились с заданием!

Пусть поменьше будет троек,

Двойкам мест не оставлять!

Без помарок, без ошибок

Будет чистой пусть тетрадь!

А ещё – спеши учиться!

Ведь школьная пора одна,

И не заметишь,

Как скоро ты простишься и уйдёшь со школьного двора!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник красивой речи

Итоговое логопедическое занятие...

Праздник правильной и красивой речи.

Предлагаю вам сценарий речевого праздника для детей дошкольного возраста посещающих логопедическую группу. Праздник проводился в рамках недели развития речи на базе ДОУ. «Праздник правильной и красиво...

Сценарий к празднику "Неделя Красивой речи"

Данный праздник, "Неделя Красивой речи", предназначен для учащихся начального звена(1-4кл.)  школ II вида (для слабослышащих детей).   Проводится праздник в несколько этапов. Здесь разм...

Логопедическое развлечение "Праздник правильной и красивой речи"

Цели: закрепление речевых умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, формирование навыков взаимопомощи и работы в коллективе. Оборудование: костюмы для героев, игрушки, воздушные шары...

«Праздник правильной и красивой речи»

Сценарий логопедического праздника...

Сценарий праздника "В королевстве Красивой Речи"

Праздник  "В королевстве Красивой Речи" предназначен для учащихся начальной школы (1-5 классы) I и II отделения  и является завершающим этапом "Недели Красивой Речи".В хо...

«Праздник правильной и красивой речи».

Сценарий логопедического утренника. Цель: показать динамику речевых умений и навыков. Дети совершают увлекательное путешествие на паруснике к островам....