Игры для развития памяти и внимания
методическая разработка

Материал для родителей, в котором кратко  и понятно описаны некоторые игры необходимые для развития памяти и внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_pamyati.docx680.73 КБ

Предварительный просмотр:

D:\ДОКУМЕНТЫ\РАБОТА\Солнышко\для уголков\для консультаций\shutterstock_557709481.jpg«Развиваем память и внимание»

Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

Особенности дошкольного возраста состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью ребенок запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Игра – это способ донести до ребенка дошкольного возраста необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры и упражнения по развитию и тренировке различных видов памяти

Игра в слова. Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка.

«Магазин» .Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

«Запомни фигуру». Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

«Чего не хватает?» .Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Ребенку нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Игра в картинки. Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

«Расскажи историю». Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание. Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

«Мультфильм». У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

«Вспоминай и показывай». Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

Запоминание букв. Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв (цифр). Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

«Рисуй и запоминай». Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

D:\ДОКУМЕНТЫ\РАБОТА\Солнышко\для уголков\для консультаций\c303d2e41d0d27c92407f668f73c2ae3--learn-russian-russian-language.jpgПоиск слов ребенку необходимо найти слово, которое находится в рамке. Для читающих детей возможен другой вариант игры, на одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте ребенку лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть ребенок найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

Аудиокнига. Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть ребенок кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

D:\ДОКУМЕНТЫ\РАБОТА\Солнышко\для уголков\для консультаций\labirint veverita.jpgПовторение сказанного. Продиктуйте ребенку цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

Прохождение лабиринтов. Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно. 

Мнемотехника - искусство запоминания.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – навык, требующий тренировки. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, пословицу, сказку, стихотворение, можно «записать» используя картинки и символьные знаки. Глядя на схемы , ребенок воспроизводит полученную информацию.

C:\Users\Яна\Downloads\011.jpg

C:\Users\Яна\Downloads\007.jpg

составитель: педагог-психолог Симакова Я.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка

Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...

Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка

Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованн...

Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

Игры с детьми для развития памяти и внимания

Какое же это прекрасно, весело, интересно проводить время с детьми ЗА ИГРОЙ ! Подобное времяпрепровождения "склеивает" и объединяет людей абсолютно разных поколений , создает неповторимую ат...

"Игры на развитие памяти и внимания"

Что нужно для того, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы мог реализовать все свои возможности, раскрыть способности? Наш совет: постарайтесь прислушаться к малышу, пон...