Конспект занятия в игровой форме с участием родителей "Что? Где? Когда? В шахматном мире".
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Малинина Эльвира Венедиктовна

Cценарий занятия в игровой форме с участием родителей "Что? Где? Когда? В шахматном мире".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия по шахматам в игровой форме

«Что? Где? Когда? В шахматном мире»

С участием родителей (законных представителей обучающихся).

Разработала: тренер-преподаватель по шахматам Малинина Эльвира Венедиктовна

Цель занятия: формирование интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Задачи занятия: - расширить знания по истории шахмат;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, коммуникативную речь, умение логически мыслить;

- воспитывать интерес к шахматам;

- формировать личностные качества: чувства товарищества, ответственности, взаимовыручки;

- воспитывать умение работать в коллективе, уважение к мнению других.

Методы словесно-наглядные и практические: - рассказ, беседа, демонстрация, объяснение, совместная практическая работа, игровая деятельность.

Оформление: плакаты «Что? Где? Когда? В шахматном мире»

Участники: обучающиеся учебно-тренировочной группы и их родители.

Ход занятия.

1. Приветствие. Звучит музыка (Штраус. Гимн Солнцу).

- Добрый день! Сегодня мы с вами здесь собрались, чтобы сыграть в игру «Что? Где? Когда? В шахматном мире».

2. Организационный момент.

- В телевизионной версии игры борьба ведется между командами знатоков и телезрителей. У нас также будут бороться две команды: команда детей и команда родителей. Выберем капитанов и придумаем название командам.

- Все вопросы будут касаться шахмат и всех, кто с этой игрой связан. От участников не требуются специальные знания в области шахмат. Ответы на все вопросы можно найти логическим путем!

- так как у нас игра не простая, а обучающая. То вместе с вопросами я буду преподносить новую информацию из истории шахматной игры.

- Время на обдумывание 2 минуты, если команда знает правильный ответ, капитан подает сигнал и объявляет отвечающего. Всего 15 вопросов. За каждый правильный ответ – очко. Выигрывает та команда. Которая наберет большее количество очков. Удачи!

3. Формирование новых знаний и умений. Творческая практическая деятельность (применение знаний и умений в новой ситуации).

- Начинаем! Внимание, первый вопрос! В 1927 году в Лондоне проходил международный шахматный турнир. Вильям Винтер – чемпион Англии перед заключительным туром делил последнее и предпоследнее места. Все зависело от финальной партии, если Винтер ее выигрывал, он был не последним, ничья или поражение означали последнее место. Соперник винтера получил явно проигранную позицию и был крайне удивлен. Когда тот предложил ничью. Почему Винтер предложил ничью?

Ответ: за последнее место давали утешительный приз.

Вопрос 2: Новозеландский шахматист, международный мастер Роберт Уэйд, будучи в 1951 году в Москве, дал сеанс одновременной игры 30 московским школьникам. Ничего необычного, много сеансов прошло в таком формате. А из-за чего этот факт вошел в шахматную историю?

Ответ: как самый неудачный сеанс. Уэйд ни выиграл ни одной партии, только 10 ничьих.

Вопрос №3: Когда Марк Тайманов проиграл матч Фишеру всухую – 0:6- на него обрушились репрессии. Его лишили звания заслуженного мастера спорта, ему перестали выплачивать гроссмейстерскую надбавку. Но все эти меры были короткоживущими и примерно через полгода были с Тайманова сняты. Что послужило причиной этого?

Ответ: Фишер выиграл у следующего соперника, Бента Ларсена, и опять со счетом 6:0. Тут уж стало понятно, что Тайманов не виноват.

Вопрос 4: Об австрийском шахматисте конца 19 - начала 20 веков ходила молва, что он сильнейший шахматист мира! Тем не менее, он не был чемпионом мира, ни разу не побеждал ни в одном турнире и при встречах с другими гроссмейстерами обычно проигрывал. Чем же объяснялась такая репутация?

Ответ: Его огромной физической силой.

Вопрос 5: Когда молодой бразилец Энрико Мекинг играл претендентский шахматный матч с ветераном советских шахмат, экс-чемпионом мира, Тиграном Петросяном, то постоянно жаловался в жюри на то, что Петросян не дает ему сосредоточиться – то громко дышит, то громко мешает ложечкой кофе, то скребет монеткой по столу, то еще чего…Отчаявшись добиться справедливости от черствого жюри, нервный бразилец решил отомстить Петросяну и сам стал издавать всякие шумы, один раз даже запев песенку. Но Петросян избавился от акустических эффектов соперника очень просто. Каким образом?

Ответ: Выключил слуховой аппарат – он был практически глухим.

Вопрос 6: Не могли бы вы хотя бы приблизительно сказать, какими словами 84-летний шахматист Мизес прокомментировал свою победу в матче с 86-летним голландцем ван Форрестом?

Ответ: «Как всегда победила молодость».

Вопрос 7: В наши мягкосердечные дни занятия шахматами сравнительно безопасны. Максимум. Чем рискует побежденный – это плохое настроение. Не то что в Древней Индии. Скажите, на что играли в шахматы индийцы в Х веке, если никто не мог проиграть больше 10 раз за всю свою жизнь?

Ответ: на пальцы рук. Побежденному отрубали палец на руке.

Музыкальная пауза (Звучит музыка).

Вопрос 8: На Всемирной шахматной олимпиаде 1958 года в Мюнхене в игре команд Ирландии и ЮАР произошел странный случай. Чемпион Ирландии Вольфганг Хейденфельд победил на первой доске соперника, и, тем не менее, команда Ирландии проиграла со счетом 0:4. При этом никаких протестов и незачетов не было. Как такое могло произойти?

Ответ: Хейденфельд, хоть и был чемпионом Ирландии, на олимпиаде играл за ЮАР.

Вопрос 9. Внимание – черный ящик! (Звучит музыка «James Last "Ra-Ta-Ta")

В черном ящике –то, что норманны использовали для облегчения подсчета денег. Название этого предмета до сих пор значится в титуле английского министра финансов. Каждый из нас видел это, а кто-то пользовался. Но для развлечения. Что в черном ящике?

Ответ: шахматная доска. Норманны на ней раскладывали монеты для подсчета, а английский министр финансов именуется Chancellor of the Exchequer – канцлер шахматной доски.

Вопрос 10: немного истории: «После неожиданной смерти чемпиона мира А. Алехина перед миром возник ряд трудно разрешимых вопросов: кому передать почетное звание чемпиона мира, кого считать достойными кандидатами на это звание и как провести соревнование между ними для выявления нового чемпиона? Раньше эти вопросы решались просто, так как никто из чемпионов не уносил с собой в могилу высшего звания по шахматам, а лишался его в матчах. Было решено отобрать сильнейших шахматистов по результатам международных турниров. И в конце 1946 года состоялся первый крупный послевоенный турнир в нидерландском городе Гронингене. И последняя партия решала судьбу первого места. Белыми играл советский шахматист – Михаил Ботвинник. Черными голландец – Макс Эйве. Из воспоминаний Ботвинника: «Ладейный конец неизбежно переходил в проигранный пешечный эндшпиль; мне в пору было сдаваться…» В перерыве между доигрыванием, да, тогда еще игрались партии с доигрыванием, т.е. после продолжительного перерыва, чаще на следующий день, Ботвиннику удалось найти тонкий путь к ничье. Всё! Партия завершена и на табло светится «ничья». Но почему-то нет оваций, все стоят в гробовой тишине. Никто из 2500 зрителей не аплодировал. Почему?

Ответ: Голландцы были страшно расстроены, так как хотели видеть чемпиона их соотечественника Макса Эйве.

Вопрос 11. Послевоенные годы. Решено каким образом определится чемпион мира по шахматам. Расскажу, как все было. На 18 конгрессе ФИДЕ в гааге было принято окончательное решение. Именно здесь в состав ФИДЕ была принята советская шахматная организация. Не обошлось без переживаний. Советская делегация опоздала на заседание и вопрос уже обсуждался. Решали дилемму о проведении матча Эйве – Решевский, либо сразу Эйве чемпион. Но именно в этот момент заявилась наша троица и переломила ситуацию в свою пользу, благодаря заверению, что советская сторона возьмет на себя большую часть расходов. Было решено провести два круговых турнира из 5 претендентов: голландца М.Эйве, американца С.Решевского и советских шахматистов М. Ботвинника, В. Смыслова и П. Кереса. После первого круга в Гааге Ботвинник лидировал. Решевский отставал на полтора очка, Керес и смыслов на 2. Предстоял заключительный турнир в Москве. И вдруг ботвинник приглашается в ЦК партии на заседание его секретариата! И партийное руководство делает ему такое предложение, от которого ботвинник чуть не потерял дар речи, по воспоминаниям М. Ботвинника. Что за предложение поступило от руководства страны?

Ответ: Чтобы советские участники проиграли Ботвиннику.

Вопрос 12. Из сильнейших шахматистов Ботвинник наиболее благоволил к Василию Смыслову, относился к нему очень по-доброму, по-отечески. Но периодически их отношения сходили на «нет» и они были в ссоре. Но вскоре все возобновлялось. В чем причина такой нестабильной отеческой заботы?

Ответ: Ботвинник не мог играть с человеком, с которым был дружен. Поэтому перед каждым матчем ссорился со Смысловым, да и не только с ним, а со всеми претендентами. Это было необходимо для накопления «спортивной злости».

Вопрос 13. Хочу рассказать о Бобби Фишере, 11 чемпионе в истории шахмат. Человек был неординарный. Возвел шахматы на новый уровень. После его победы вся Америка заиграла в шахматы. После Фишера шахматы стали более оплачиваемым видом спорта. Расскажу про один эпизод, который лучше любых слов говорит о Фишере. На церемонии вручения Фишеру лаврового венка Чемпиона мира, Макс Эйве, президент ФИДЕ на тот момент, также вручил новому чемпиону и конверт с призовым чеком и протянул руку для рукопожатия. Но рука повисла в воздухе и провисела там пару минут, пока Джеймс Роберт Фишер раскрыл конверт, убедился в правильности его содержимого, аккуратно положил во внутренний карман пиджака и только после этого пожал руку президенту ФИДЕ.

Фишера встретили как национального героя. Мэр Нью-Йорка издал закон, по которому пятница 22 сентября 1972 года является «днем Бобби Фишера». Чествовать Фишера собирались на самом высоком уровне. Президент США Ричард Никсон прислал ему телеграмму с пожеланиями счастья и успехов и пригласил на официальный прием в Белый дом. О такой чести любой американец мог бы только мечтать, но только не Бобби Фишер. Он ответил отказом. Как объяснил свой отказ новый чемпион?

Ответ: Дословно слова Фишера: «Я ответил отказом, поскольку узнал, что за этот визит мне ничего не заплатят. К тому же это сильно бы отвлекло».

4. Рефлексия. - Сегодня у нас победила команда ……………. Примите поздравления! Второе место заняла команда……………

Вручаются грамоты и призы.

- Родители, пожалуйста, заполните анкеты. Очень важно Ваше мнение!

Пока родители заполняют анкеты, вопросы детям: - вам понравилась игра?

- Вы узнали новое? Кто доволен своей игрой?

Прощание. Звучит музыка Fausto Papetti "Theme from "Paradise"

Список использованной литературы:

  1. Шахматный журнал «64 — Шахматное обозрение» №5 1998 с. 5; с.11;
  2. Каспаров Г.К. Мои великие предшественники. Фишер и звезды Запада», Том 4. Издательство: Москва. «Рипол Классик», 2005 г., 544 с

Использованные интернет-ресурсы:

1.http:// smekalka.pp.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения). Тема. «В стране шахматного королевства».

Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы....

Методическая разработка зачетного занятия в игровой форме

Для решения проблемы развития мыслительных умений и самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов на уроках органической химии я использую блочное изучение материала, а в конце изучения...

Конспект занятия "В шахматном королевстве"

Данное занятие по изобразительному искусству позволяет не только научить детей технике получения светлотных оттенков черного, белого и серых цветов, но и позволяеет поговорить с ними об уникальности к...

Конспект занятия по Игровому Стретчингу.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ....

Конспект занятия по теме «Начало партии. Основы дебюта» в объединении «Шахматная школа»

Содержание данного занятия актуально для обучающихся первого года обучения, знакомых с правилами шахмат, умеющих ставить мат, знающих ценность фигур и знакомых с шахматной нотацией. Шахматы дисциплини...

Конспект занятия в индивидуальной форме "У лошадки новоселье".

занятие в индивидуальной форме "У лошадки новоселье". повторение темы "Мебель", сравнение величин "больше - меньше"....

Коррекционно- развивающее занятие в игровой форме «О часах и о времени»

Развитие временных представлений у обучающихся : Формирование   у обучающихся  представление о времени, расширить знания о различных видах часов....