Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения). Тема. «В стране шахматного королевства».
план-конспект на тему
Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavuch_-_info.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Куканова Татьяна Валентиновна, Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества», педагог дополнительного образования. Конспект занятия кружка «Юный шахматист», 2014 г.
Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения).
Тема. «В стране шахматного королевства».
Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы.
Оборудование. Демонстрационная магнитная шахматная доска с шахматными фигурами, шахматные наборы, иллюстрации с изображением природы и древних городов Индии, аудиозапись сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» - «Утро».
Ход занятия.
I. Организационный момент:
1. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели занятия.
II. Вступительная часть:
1. Чтение приветственного стихотворения педагогом.
Кто ты – Петя, Валя, Тоня,
Говорун или тихоня,
Непоседа – озорник,
Или лучший ученик,
Дрессируешь ли собаку,
Затеваешь с братом драку,
Любишь спорт или кино-
Это в общем всё равно.
Дело то сейчас не в том,
Дело то сейчас в другом –
Хочешь, в новый мир – игру
Дверь тебе я отопру?
Что с собой нам взять в дорогу?
Желанье и терпения чуть-чуть.
Шахматы – игры названье,
В шахматы мы держим путь!
2. Знакомство с историей возникновения шахмат ( звучит аудиозапись сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» - «Утро» и демонстрируются иллюстрации или слайды с изображением природы и древних городов Индии в ходе рассказа педагога).
2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах. Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое – нибудь развлечение. Через некоторое время мудрецы пришли к нему и
стали развлекать танцами, музыкой, фокусами. Но скоро и это надоело их хозяину. И вот один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые очень были похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Это оказалось интересно и не так – то просто! С тех пор все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.
А ещё через несколько столетий русские купцы приплыли на кораблях – ладьях в Индию, чтобы поторговать. Они продавали свой товар и покупали товар, которого не было в России. И среди разных изысканных вещей попались и шахматы. Так они и приплыли к нам в страну и стали распространяться с невиданной скоростью.
В шахматы любили играть многие знаменитые люди: писатели, полководцы, художники, политики.
3. Физкультминутка.
Вырос высокий цветок на поляне
(из положения сидя вытянуться вверх, подняв руки),
Утром раскрыл он свои лепестки
(стоя на носочках, поднятые руки развести в стороны),
Всем лепесткам красоту и питанье
(наклоны в стороны с поднятыми вверх руками)
Дружно дают под землёй корешки
(присесть, опустив руки вниз, наклонив голову).
III. Изучение нового материала:
1. Шахматная сказка. (По ходу рассказа сказки педагог на демонстрационной доске выставляет шахматные фигуры).
В некотором царстве, в некотором государстве было некогда одно королевство. Состояло оно из чёрных и белых полей. Их насчитывалось 64. В одном краю королевства жил белый король, а в другом краю жил чёрный король. Они были очень важные и ленивые, поэтому ходили в любом направлении, но только на одно поле, если никто не стоял на пути. У белого короля была белая королева и звали её Белый ферзь и жила она в белой комнате, а у соседа королеву звали Чёрный ферзь и жила она в чёрной комнате. Обе королевы были очень любопытны, поэтому ходили по любым полям в любом направлении и на любое расстояние, если на пути никто не стоял. Как у всех знатных особ, были у них и телохранители – слоны. Слон белого поля двигался по диагонали белых полей, а слон чёрного поля двигался по диагонали чёрных полей, если на пути никто не стоял. Как у всех настоящих рыцарей – телохранителей, у слонов были свои кони, резвые и быстрые. А кони не простые, волшебные, потому что могли перепрыгнуть через всё и всех, стоящих на пути. И скакали они по – особенному: только на 3 поля, и то в форме буквы «Г». По границам королевств строили защитные башни – ладьи. Они тоже были не простые, а передвижные. При необходимости, их можно было передвинуть на любое количество полей, но только по прямой, если никто не стоял
на пути. Все эти фигуры прятались за простыми солдатами – пешками. Только пешки не могли отступать назад. При атаке они могли сделать рывок на два поля, а затем двигаться только вперёд на одно поле. А если на пути встречали врага, то сразить его могли только по диагонали. Однажды стало королям тесно, и решили они захватить соседние земли. С тех пор они ведут сражение между собой. Только Вы, игроки, можете помочь одержать победу одному из них.
2. Вопросы на восприятие сказки: - Сколько королей у каждого игрока? Как зовут королев? Кто их охраняет? Как называют солдат в шахматах?
3. Физкультминутка.
Буратино шёл, шёл (маршировка на месте),
Землянику нашёл (остановиться).
Наклонился, сорвал (наклон),
И дальше побежал (бег на месте).
IV . Практическая работа:
1. Знакомство с шахматной доской. Дети делятся на пары, садятся друг против друга. Раздаются шахматные наборы и обучающиеся рассматривают доску. Педагог рассказывает, что доска имеет форму квадрата - по 8 одинаковых клеток со всех сторон. Клетки чёрно-белые чередуются.
2. Знакомство с правилом левой руки (поднять левую руку, опустить её на нижний левый угол доски – под ладошкой всегда должна быть чёрная клетка, если там окажется белая клетка, значит, доску надо перевернуть).
3. Знакомство с правилом цифр (где написаны цифры 1 и 2 – там расставляют белые фигуры, а где написаны цифры 7 и 8 – там расставляют чёрные фигуры).
4. Расстановка фигур на доске ( под руководством педагога дети называют и ставят все фигуры по очереди на своих досках).
5. Игра «Покажи фигуру». Педагог называет фигуру, дети находят её на доске, поднимают вверх и показывают, говорят сколько таких фигур у каждого игрока.
V. Итог занятия:
1. – В какой стране придумали шахматы? Сколько лет назад?
2. Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровья"
Цель: способствование формированию представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями «здоровье», «эмоциональное здоровье».2. ...
Конспект урока в 5-м классе по теме "Финикия - страна мореплавателей"
Цель урока для учителя:Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определ...
План-сценарий занятия в группе первого года обучения театральной студии "Страна чудес"
Это 7 занятие по программе первого года обучения "Театр - это мечта, которая сбудется". В начале обучения по дополнительной общеобразовательной программе "Театр Страна Чудес" основная цель всех заняти...
Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»
Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»...
Конспект занятия по ФЭМП 3 год обучения
Упражнять детей в счете в пределах пяти. Упражнять в ориентировке в пространстве....
План-конспект занятия для детей 1 года обучения
Волшебный мир пения...