Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения). Тема. «В стране шахматного королевства».
план-конспект на тему

Куканова Татьяна Валентиновна

 

Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavuch_-_info.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Куканова Татьяна Валентиновна, Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества», педагог дополнительного образования. Конспект занятия кружка «Юный шахматист», 2014 г.

Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения).

Тема. «В стране шахматного королевства».

Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Оборудование. Демонстрационная магнитная шахматная доска с шахматными фигурами, шахматные наборы, иллюстрации с изображением природы и древних городов Индии, аудиозапись сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» - «Утро».

Ход занятия.

I. Организационный момент:

   1. Приветствие.

   2. Сообщение темы и цели занятия.

II. Вступительная часть:

   1. Чтение приветственного стихотворения педагогом.

Кто ты – Петя, Валя, Тоня,                                
 Говорун или тихоня,

                              Непоседа – озорник,                
                                         Или лучший ученик,                                              
                                        Дрессируешь ли собаку,                              
                                        Затеваешь с братом драку,

                             Любишь  спорт или кино-

                              Это в общем всё равно.

                              Дело то сейчас не в том,

                              Дело то сейчас в другом –

  Хочешь, в новый мир – игру

                              Дверь тебе я отопру?

      Что с собой нам взять в дорогу?

    Желанье и терпения чуть-чуть.

                             Шахматы – игры названье,

В шахматы мы держим  путь!                          

2. Знакомство с историей возникновения шахмат ( звучит аудиозапись сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» - «Утро» и демонстрируются иллюстрации или слайды с изображением природы и древних городов Индии в ходе рассказа педагога).

2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах. Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое – нибудь развлечение. Через некоторое время мудрецы пришли к нему и

стали развлекать танцами, музыкой, фокусами. Но скоро и это надоело их хозяину. И вот один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые очень были похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Это оказалось интересно и не так – то просто! С тех пор  все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.

   А ещё через несколько столетий русские купцы приплыли на кораблях – ладьях в Индию, чтобы поторговать. Они продавали свой товар и покупали товар, которого не было в России. И среди разных изысканных вещей попались и шахматы. Так они и приплыли к нам в страну и стали распространяться с невиданной скоростью.

    В шахматы любили играть многие знаменитые люди: писатели, полководцы, художники, политики.

    3. Физкультминутка.

Вырос высокий цветок на поляне

(из положения сидя вытянуться вверх, подняв руки),

Утром раскрыл он свои лепестки

(стоя на носочках, поднятые руки развести в стороны),

Всем лепесткам красоту и питанье

(наклоны в стороны с поднятыми вверх руками)

Дружно дают под землёй корешки

(присесть, опустив руки вниз, наклонив голову).

III. Изучение нового материала:

       1. Шахматная сказка.  (По ходу рассказа сказки педагог на демонстрационной доске выставляет шахматные фигуры).

В некотором царстве, в некотором государстве было некогда одно королевство. Состояло оно из чёрных и белых полей. Их насчитывалось 64. В одном краю королевства жил белый король, а в другом краю жил чёрный король. Они были очень важные и ленивые, поэтому ходили в любом направлении, но только на одно поле, если никто не стоял на пути. У белого короля была белая королева и звали её Белый ферзь и жила она в белой комнате, а у соседа королеву звали Чёрный ферзь и жила она в чёрной комнате. Обе королевы были очень любопытны, поэтому ходили по любым полям в любом направлении и на любое расстояние, если на пути никто не стоял. Как у всех знатных особ, были у них и телохранители – слоны. Слон белого поля двигался по диагонали белых полей, а слон чёрного поля двигался по диагонали чёрных полей, если на пути никто не стоял. Как у всех настоящих рыцарей – телохранителей, у слонов были свои кони, резвые и быстрые. А кони не простые, волшебные, потому что могли перепрыгнуть через всё и всех, стоящих на пути. И скакали они по – особенному: только на 3 поля, и то в форме буквы «Г». По границам королевств строили защитные башни – ладьи. Они тоже были не простые, а передвижные. При необходимости,   их можно было передвинуть на любое количество полей, но только по прямой, если никто не стоял

на пути. Все эти фигуры прятались за простыми солдатами – пешками. Только пешки не могли отступать назад. При атаке они могли сделать рывок на два поля, а затем двигаться только вперёд на одно поле. А если на пути встречали врага, то сразить его могли только по диагонали. Однажды стало королям тесно, и решили они захватить соседние земли. С тех пор они ведут сражение между собой. Только Вы, игроки, можете помочь одержать победу одному из них.

       2. Вопросы на восприятие сказки:  - Сколько королей у каждого игрока? Как зовут королев? Кто их охраняет? Как называют солдат в шахматах?

                               3. Физкультминутка.

                         Буратино шёл, шёл (маршировка на месте),

                         Землянику нашёл (остановиться).

                         Наклонился, сорвал (наклон),

                         И дальше побежал (бег на месте).

IV . Практическая  работа:

      1. Знакомство с шахматной доской. Дети делятся на пары, садятся друг против друга. Раздаются шахматные наборы и обучающиеся рассматривают доску. Педагог рассказывает, что доска имеет форму квадрата - по 8 одинаковых клеток со всех сторон. Клетки чёрно-белые чередуются.

       2. Знакомство с правилом левой руки (поднять левую руку, опустить её на нижний левый угол доски – под ладошкой всегда должна быть чёрная клетка, если там окажется белая клетка, значит, доску надо перевернуть).

       3. Знакомство с правилом цифр (где написаны цифры 1 и 2 – там расставляют белые фигуры, а где написаны цифры 7 и 8 – там расставляют чёрные фигуры).

       4. Расстановка фигур на доске ( под руководством педагога дети называют и ставят все фигуры по очереди на своих досках).

       5. Игра «Покажи фигуру». Педагог называет фигуру, дети находят её на доске, поднимают вверх и показывают,  говорят сколько таких фигур у каждого игрока.

V. Итог занятия:

   1. – В какой стране придумали шахматы? Сколько лет назад?

   2. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ  Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Путешествие в страну здоровья"

Цель: способствование формированию представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями «здоровье», «эмоциональное здоровье».2. ...

Конспект урока в 5-м классе по теме "Финикия - страна мореплавателей"

Цель урока для учителя:Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определ...

План-сценарий занятия в группе первого года обучения театральной студии "Страна чудес"

Это 7 занятие по программе первого года обучения "Театр - это мечта, которая сбудется". В начале обучения по дополнительной общеобразовательной программе "Театр Страна Чудес" основная цель всех заняти...

Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»

Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»...

Конспект занятия по ФЭМП 3 год обучения

Упражнять детей в счете в пределах пяти. Упражнять в ориентировке в пространстве....