Родительское собрание "Отработка грамматических категорий в домашних условиях"
консультация

Карякина Наталия Васильевна

Данное собрание проводится в ноябре и нацелено на ознакомление родителей с проблемами в развитии грамматических категорий у дошкольников с ОНР, а так же  обучение их игровым приемам закрепления навыков изменения слов по родам, падежам и числам в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание № 2 (ноябрь).

«Отработка грамматических категорий в домашних условиях»

План:

  1. Особенности в недоразвитии грамматических категорий у детей ОНР 2 и ОНР 3 уровня
  2. Содержание работы по коррекции грамматических категорий:
  3. Игры по закрепление лексико-грамматических категорий в домашних условиях.
  4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями

Содержание.

1 вопрос.

Ребенок  осваивает грамматический строй в определенной последовательности (принцип онтогенеза). И к пяти годам он уже, как правило, не допускает грамматических ошибок в своей речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют значительные трудности в усвоении лексики и грамматики языка и без специально организованной   работы к школьному периоду их не осваивают. Это сказывается на трудностях в школьном обучении. Дети не могут ответить полным и грамотным предложением на вопрос, допускают ошибки в окончаниях слов на письме, не могут сформулировать вопрос, не владеют в достаточной степени ориентировкой в пространстве (по речевой инструкции не ориентируются на плоскости листа).

Ознакомление родителей с уровнем развития лексико-грамматических категорий в норме и у детей с ОНР 2 и ОНР 3 уровня.

У детей с ОНР 2 уровня (как правило это дети 3-5 лет) диагностируется

ограниченный запас общеупотребительных слов. Ребенок  затрудняется в  назывании знакомых предметов, действий, признаков, но узнает их на картинках. Часто слова-действия заменяет жестами. На этом уровне возможно пользование местоимениями (Я, ТЫ, ОН, ОНА). Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Дети часто не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, часто слово не изменяется по родам, падежам и числам (примеры).

У детей ОНР 3 уровня уже более развит словарь и грамматический строй речи. Как правило дети уже изменяют форму слов, но  отмечается большое число ошибок в окончаниях слов при изменении их по падежам ( в родительном и предложном падежах), особенно во множественном числе, в образовании притяжательных и относительных прилагательных. Словарь еще отстает от нормы. Ребенок не может подобрать синонимы и антонимы. Не понимает многие значения многозначных слов (пример). В речи ребенок пользуется простым распространенным предложением, предлоги часто употребляет неверно.

2 вопрос.

Раскрытие содержание коррекционной работы по:

-  расширению и активизации словаря детей по лексическим темам;
- отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
- по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

 3 вопрос.


Материал по развитию грамматических категорий, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных игр и упражнений.

(показ игры с мячом: «Жадина» и упражнения в словоизменении «Сосчитай до 5»).

Но кроме домашних заданий, очень важно привлекать внимание ребенка к правильному использованию слов в быту, на улице, в общении. Показывать и называть ему предметы, называть их части. Для отработки рода можно поиграть с ребенком в игру «МОЙ.МОЯ.МОЁ» (демонстрация игры с родителем).

Так при отработке предлогов взрослый может попросить ребенка сначала положить предмет в заданное место, а затем спросить уточнить где он лежит и проконтролировать правильное использование предлога, исправить его при необходимости. (Образец игры с созданием бытовой ситуации на кухне).

 Сначала отрабатываются простые предлоги: У, НА, В, ПОД, НАД, К, ОТ, ЗА, а затем сложные ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ОКОЛО, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ.

Важно учить детей описывать предметы, подбирая качественные прилагательные и уточняя назначение предмета (демонстрация составления рассказа-описания игрушки и животного по схеме).

4 вопрос

 

   Вопросы родителей к логопеду.

5 вопрос

Рефлексия (смайлики с эмоциями родители прикрепляют к планшету).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основные грамматические категории имени существительного"

Урок-закрепление изученного материала в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.

После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...

Речевой материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет по теме «Инструменты: какие они бывают?»

Формирование лексико-грамматического строя речи – одна из ведущих коррекционно-развивающих задач в структуре целеполагания коррекционных мероприятий учителем-логоп...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....

Родительская школа «Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ в домашних условиях»

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.Задачи: повышение знаний в вопросах формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста; активизация взаимодействия с...