Проект на тему «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»
проект

Менлязова Анастасия Александровна

Одним из важнейших направлений в сотрудничестве детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»

Менлязова А.А. социальный педагог

Одним из важнейших направлений в сотрудничестве детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых  лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка , его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

- защиту его от всех форм жестокого обращения;

- права на охрану здоровья;

- защиту его права на образование;

- права на игру;

- права на сохранение своей индивидуальности.

В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний , в том числе телесных.

Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста, получается, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Вместе с тем, согласно ст.156 УК РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права.  Но все же допускают по попе и даже использование ремня.

Многие родители понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия – неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм .Некоторые справедливо полагают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми – к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть, родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью поддерживает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в отдельных случаях. Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка наказания не приемлет, ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Но почему же родители прибегают к всякого рода наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:

  • с ними аналогично поступали в их собственном детстве;
  • родители не знают альтернативных методов воздействия;
  • не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

 Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания – все эти формы отражают отношение к ребенку как к объекту воспитания. Методы субъективного отношения – доброжелательная критика, советы, утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды – именно эти формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям.

Практика, а так же многочисленные исследования показывают, что дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они не организованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Часто права детей нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и невысокий образовательный статус родителей. Отсутствие отца – источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию

 у ребенка таких черт характера, как агрессивность по отношения к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может спровоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Также средний интеллектуальный уровень снижается при увеличении числа детей в семье. Хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее, отношение родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Взаимодействие с семьей имеет очень большое значение для ребенка-дошкольника. Семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Сотрудничество с семьей предполагает решение задач оказания помощи родителям через индивидуальные и фронтальные занятия, используя традиционные и нетрадиционные формы, активизируя и обогащая воспитательные умения родителей. Индивидуальные формы (беседы, консультации, приобщение родителей к жизни в детском саду) важны для оказания помощи семьям разного типа, заинтересовывают родителей в предстоящей фронтальной работе, в получении необходимой помощи у специалистов и т.д. Наиболее распространенными в сотрудничестве с семьей являются беседы. Беседа является наиболее благополучной и результативной возможностью воспитателя убедить родителей в особенности своей педагогической позиции. Каждая беседа индивидуальна, она зависит от конкретных людей, от конкретных ситуаций.

Фронтальные формы:

-традиционные родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы;

- семинары-практикумы формируют педагогическую рефлексию и позицию;

- занятия тренингового характера, основная цель – помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;

- вечера вопросов и ответов;

-заседания  стола;

- проведение совместных праздников, на которых родители не пассивные зрители, а активные участники: готовят номера, выступают вместе с детьми.

Нетрадиционные формы построены по типу развлекательных программ, направленные на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Родители могут лучше узнать своего ребенка. Эти формы сокращают эмоциональную дистанцию ( «Поле чудес», КВН, конкурсы знатоков, педагогический случай, «Папа, мама, я –спортивная семья» и т.д.). в системе работы педагогов важно использовать все формы работы, при этом главное – содержательная сторона, а не увлечение увлекательностью. Выбор форм работы с каждой семьей зависит от профессионализма, компетентности  и индивидуальности воспитателя и родителей, и принадлежит самому педагогу, с одной стороны, а также зависит от потребностей и желаний родителей, с другой.

В приведенной ниже таблице предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения в работе по защите прав ребенка в семье.

Коррекционная работа с родителями, нарушающими права детей

Матерей и отцов этой группы не следует сразу выделять из общей массы родителей, которые водят своих детей в ту или иную возрастную группу. Сначала необходимо познакомить всех родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости психики ребенка, возможных последствиях жестокого или грубого обращения с ребенком дошкольного возраста.

Затем нужно дать возможность родителям сравнить собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, использующих в воспитании своих детей методы и приемы, не травмирующие психику ребенка. Наиболее целесообразно сосредоточиться на разговоре о проблеме наказаний и отношение к агрессивному поведению вообще. Только после этого имеет смысл выделить группу риска для проведения дальнейшей работы. Работу можно представить в виде дискуссионных занятий. Занятия преследуют цель изменить способы воздействия родителей на своего ребенка. Ключевой момент, отражающий низкую родительскую компетентность, является проблема поощрений и наказаний. Родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским характером.

Меры дисциплинарных воздействий делятся на тир группы:

Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физические  наказания.

Индуктивные методы, предполагающие похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствия его действий и поступков.

Лишение родительской любви – игнорирование ребенка, неприятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.

В принципе, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием, но все же их используют. Необходимо установить в сознании родителей связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают. Некоторые родители часто используют методы третьей группы. Они считают их эффективными и психологически не травмирующими. Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых – ярость и агрессию. Необходимо обучать родителей использовать именно индуктивные методы в управлении поведением ребенка. Одновременно ведется коррекционная работа с детьми, поскольку они привыкают к травмирующим способам общения с ними и иногда уже не воспринимают иных форм взаимодействия. В этом случае может помочь игровая терапия – психолог выявляет проблемы и то, как ребенок на них реагирует на них. Затем следует корригирующая игровая терапия с элементами театрализации, чтобы ребенок на примере разыгрываемых сценок-ситуаций постигал новые для него способы поведения и разрешения конфликтов с взрослыми и сверстниками.

Должность, служба

Функции

Примечания

Заведующий ДОУ

Информационная – разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребенка.

Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы разные.

Методист, старший воспитатель

Координирующая

Получает запросы от психологов и педагогов, дает соответствующие поручения обеим службам, контролирует качество исполнения.

Психолог, Социальный педагог

Диагностическая – по психологическим факторам и последующая коррекционная. Мониторинг психологического состояния детей группы риска.

Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска; установки и ценности родителей, их детский опыт; родительские ожидания и их коррекцию; нарушения супружеских взаимоотношений в семье; родительскую некомпетентность.

Медицинская служба

Мониторинг здоровья ребенка

Передает «сигналы неблагополучия» другим службам

Педагогический коллектив

Формирующая – формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека

Работа с родителями предполагает осуществление двух стратегий, различных по целям и направленности воздействия. Первая – это профилактическая разъяснительная работа со всеми родителями. Вторая – выявление проблемных семей и коррекционная работа с ними.

В работе с родителями могут быть выделены следующие этапы:

Этап

Содержание работы

Ответственные

Обязанности

Первичный ознакомительный

Выделение семей группы риска

Социальный педагог, психолог

Собеседование, сбор анкет, разработка и обработка анкет.

Общепрофилактический

Проведение общепрофилактических мероприятий для всех родителей по каждой группе. Создание у родителей представления о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком данного возраста, принятом в детском саду. Утверждение ценностей гуманистической педагогики в данном педагогически-родительском сообществе.

Воспитатели, методист, психолог, социальный педагог

Оформление наглядной агитации. Составление памятки для родителей. Выступление на родительском собрании. Планирование работы на год. Подбор видео, литературы, знакомство с новинками психолого-педагогической литературы.

Работа с подгруппой риска

Коррекция родительских установок и выявление глубоких индивидуальных проблем семьи

Социальный педагог, воспитатели

Организация групповых дискуссий. Тренинги родительской эффективности. Отслеживание поведения ребенка, текущее педагогическое консультирование

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа с родителями, семьями

Социальный педагог

Проведение сеансов семейной терапии

Рефлексивный

Обсуждение изменений взаимоотношений в семьях

Психолог, социальный педагог

Организация групповых встреч

интегративный

Совместные собрания, праздники для всех родителей группы с акцентом на интеграцию семей группы риска в сообщество родителей

Воспитатели

Организация совместной деятельности детей и родителей

Планирование перспектив

Совместно с родителями планирование работы на будущий год

Воспитатели, психолог, социальный педагог

Проведение групповых обсуждений планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмещаться и защить права ребенка.

Роль классного руководителя в защите прав ребенка, выступление на педсовете учителей школы...

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье

Памятка для родителей   по защите прав и достоинства ребенка в семье...

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье.

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье....

Содействие государства в реализации и защите прав ребенка

В данной статье раскрывается информация для родителей по вопросам взаимодействия с различными социальными институтами....

Презентационный материал "Исполнение законодательства по защите прав ребенка"

В данном материале раскрывается актуальная тема на сегодняшнее время. Каждый ребенок, который являетяс гражданином Российской Федерации, должен четко знать и сови права, и свои обязанности....

Семинар для специалистов системы профилактики социального сиротства на тему: " Основные ценности и принципы семейно - ориентированного подхода в деятельности по защите прав ребенка"

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падени...