Речь родителей
консультация

Для аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

             Правильно ли мы говорим?

Задумывались ли вы над тем, как мы сегодня говорим, насколько грамотна наша речь? Если не задумывались – задумайтесь. Уверяем вас, тут есть о чем подумать…

«Одень плащ – на улице дождь», «Ты выпил таблетку?», «Не ложи сюда книги» и т.п. и т.п. Все это – примеры небрежной, если не сказать безграмотной, речи.

А реклама на телевидении (вспомните хотя бы о «деликатных» (?) тканях, при стирке которых надо применять какие-то там уникальные средства! А щиты с рекламными текстами на улицах? А тексты объявлений в газетах и журналах? А переводы бесконечных сериалов и боевиков? А учебники, выпускаемые с большим количеством фактических и грамматических ошибок?

Да, безрадостная картина получается. Надеемся, что наша новая рубрика «Правильно ли мы говорим» поможет вам избежать многих ошибок в речи. Русских язык красив и бесконечно богат. Не надо его коверкать.

Итак, начинаем наш словарь!

А

Адрес. Неверно говорить «сделать замечание в его адрес», правильно сказать так «Сделать замечание по его адресу»

Автобиография. Распространенная ошибка: при поступлении на работу мне надо было написать свою автобиографию. В этом предложении слово свою лишнее, поскольку первая часть сложного существительного автобиография – авто – переводится с греческого как «сам» и соответствует по значению словам  свой, собственный.

Б

Баловать. Запомните, пожалуйста, что ударение в этом слове падает на последний слог: баловАть. Никогда не говорить бАловать – это безграмотно.

Бензопровод. Правильно произносите это слово: бензопровОд (не бензопрОвод). Аналогично: газпровОд (не газопрОвод), нефтепровОд (не нефтепрОвод).  НО: электропрОвод!

Брелок.  Правильная форма именительного падежа множественного числа: брелОки (неправильно: брелки). Точно сохраняется гласная О и при склонении этого существительного в единственном числе: брелока, брелоку, брелоком и т.д.

В

Вакансия. Свободная вакансия – пример речевой ошибки, называющейся «тавтология» (повторение того же самого другими словами). Значение слова вакансия – «вакантная (незанятая, т.е. свободная) должность». Именно поэтому правильно говорить: открылась вакансия на должность доцента.                                                                                                                                      

Валом. Это наречие произносится с ударением на последнем слоге: народ валОм валИт (неверно: вАлом вАлит).

Включить. Правильно произносите формы этого глагола: включУ, включИшь, включИт (неверно: вклЮчишь, вклЮчит).

Г

Где-то. Сегодня носители русского языка слишком вольно обращаются с этим наречием и употребляют его где надо и где не надо. Примеры правильного использования: где-то на белом свете, там, где всегда мороз; где-то далеко, очень далеко идут грибные дожди. Примеры неправильного использования: я буду в Москве где-то в четверг; где-то чисто по человечески ее жаль (в первом предложении лучше бы было сказать: приблизительно в четверг, во втором – как-то чисто по человечески).

Грейпфрут. Неправильно говорить: грейпфрукт.

Д

Двадцать. Просклоняем это числительное: двадцати, по двадцати, двадцатью.

Двести. Просклоняем это числительное: двухсот, двумстам, по двести, двумястами, о двухстах.

Две тысячи седьмой. Со склонением числительных у нас просто беда! Как только мы их не склоняем в нашей речи! Поэтому давайте просклоняем предложное порядковое числительное 2007-й:

И.п. две тысячи седьмой (год)

Р.п. две тысячи седьмого (года)

Д.п. две тысячи седьмому (году)

В.п. две тысячи седьмой (год)

Т.п. две тысячи седьмым (годом)

П.р. (в) две тысячи седьмом (году)

Вот так и только так!

Джинсы. Запомните, пожалуйста, форму родительного падежа этого существительного: мне очень нравится цвет твоих джинсов (не джинс).

Диспансер. Это слово произносится с ударением на последнем слоге: диспансЕр (неверно: диспАнсер)

Продолжение следует…

 

Подготовлено по книге О.Д. Ушаковой:

Правильно ли мы говорим. Словарик школьника.



Предварительный просмотр:

Продолжаем  наш словарь!

Д

Договор. Во-первых, обращаем ваше внимание на то, что ударение в этом слове падает на последний слог: договОр (не дОговор). Во-вторых, форма множественного числа – договОры, а не договорА (аналогично: вЫговоры, а не выговорА).

Дуршлаг. Пожалуйста, не называйте кухонную посуду в виде ковша с мелкими отверстиями для отцеживания жидкости «друшлаг» - это неверно.

Дикобраз. Запомните: есть млекопитающее из отряда грызунов, спина и бока которого покрыты длинными иглами, и называется это животное дикобраз, а не дикоОбраз.

Е

Ездить. Правильно говорить: я езжу, они ездят. Неправильно говорить: я ездю, они ездиют.

Ехать. Правильно образуйте от этого глагола формы повелительного наклонения: поезжай, поезжайте. Формы езжай и езжайте – просторечные.

Ж.

Жалюзи. Не жАлюзи, а жалюзИ.

Жёлоб. Здесь интерес для нас представляет форма именительного падежа множествненного числа: желобА (неверно: жёлобы).

З.

Заимообразно. Вместо этого правильного наречия сегодня в нашей речи часто употребляется неправильное взаимообразно. Следует говорить: получить деньги заимообразно (от слова заём, поскольку слово заимообразный обозначает «взятый или данный в долг»)

Закончить – окончить. Дело, работу, проект, разговор и т.д. можно и закончить и окончить; а вот школу, гимназию, институт и т.п. можно только окончить.

Залезать. Здесь нас интересует форма 3-го лица единственного числа: он залезает (не залазит).

Занять – одолжить. Чтобы не было путаницы в речи, запомните значения данных глаголов: занять – взять; одолжить – дать. Поэтому если вам вдруг срочно понадобились деньги, вы можете занять их у друга, обратившись с просьбой: «Игорь, одолжи мне, пожалуйста, тысячу рублей». Неверные варианты: займи мне двести рублей; Иван Иваныч одолжил у Петра Петровича пятьсот рублей.

Закрыть – затворить. Здесь мы просто процитируем Б.Н.Тимофеева-Еропкина, знатока русского языка и литературы: «Закрой дверь! Открой окно! Правильно? Пожалуй, не совсем. Почему? Обычно предметы, имеющие крышку, открываются и закрываются, а предметы, имеющие створки, отворяются и затворяются. Вот почему сундук, шкатулка, короба – закрываются, а дверь, окно, шкаф – затворяются. Это отразилось и в народных пословицах и поговорках («Пришла беда – отворяй ворота!»)…»

Звонить. Обращаем внимание на ударение в этом глаголе: звонИть. Соответственно: я звонЮ, ты звонИшь (позвонИшь), он звонИт (позвонИт), мы звонИм (позвонИм), вы звонИте (позвонИте), они звонЯт (позвонЯт). (неверно позвОнит, дозвОнится и т.д.)

И.

Играть роль – иметь значение. Выражение играть роль значит «иметь влияние, значение». Поэтому правильно говорить: это не играет для меня большой роли; это не имеет для меня большого значения. И неправильно: это не играет для меня большого значения; это не имеет для меня большой роли.

Из – С, СО. Правильно употребляйте в своей речи эти предлоги: вернулся из школы, из детского сада (не со школы, с детского сада); пришёл из магазина (не с магазина).

Извиняюсь. Наверняка вы слышали, а может быть говорили и сами: «Извиняюсь». Вот что по поводу этого «извиняюсь» пишет знаток русского языка и литературы Б.Н.Тимофеев-Еропкин: «Чрезвычайно распространенная небрежность речи…Ведь “извиняюсь может обозначать только “извиняю себя, то есть “считаю нормальным, что я вас толкнул”, например. Надо решительно изжить слово “извиняюсь”, заменив его словами “извините”, “виноват”, “простите”»

Продолжение следует…

Подготовлено по книге О.Д. Ушаковой:

Правильно ли мы говорим. Словарик школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"

quot; Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о развитии речи малыша"

Консультация о нормах и этапах развития речи ребенка раннего возраста...

Образец речи родителей

Образец речи родителей...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь?» «Все о развитии детской речи»

 Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.   В 6-7 лет дети, имеющие недостатки речи,...