Развитие межполушарного взаимодействия
консультация

Калинина Светлана Анатольевна

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны.  А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформир​ованы?  И, наконец, как их развивать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.docx453.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия

     Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: проблемы в письме, проблемы в устной речи; в запоминании информации;

в счете как в письменном, так и в устном; в целом восприятии учебной информации.

    Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

зеркальное написание букв и цифр; псевдолеворукость; логопедические нарушения;

неловкость движений; агрессия; плохая память; отсутствие познавательной мотивации; инфантильность.

    Причины

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

- родовые травмы;

- болезни ребёнка в первый год;

- длительный стресс;

- общий наркоз;

 - малоподвижный образ жизни;

    Как и зачем развивать межполушарные связи?

    Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного  мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое.

     Поэтому  с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников

     Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников  приводит к  повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

     Существует несколько видов упражнений, основные из них следующие:

 Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.

 Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства. Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).

Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Дыхательные упражнения

1. «Шарик»

Сидя на полу. Вдох. Детям предлагается начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох.

2. «Пьём воздух»

Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза.  Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и шумом «пьют» воздух.

3. «Носики»

Сидя на полу. Дыхание только через левую ноздрю, а потом через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяется мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Глазодвигательные упражнения

1. Отработка движений глаз по 4 сторонам (верх, низ, направо, налево);

к себе (сведение глаз к переносице) и  от себя. Сначала ребенок следит за игрушкой в руке взрослого, затем – игрушка в руках ребенка на расстоянии вытянутой руки  (взрослый перемещает руку ребенка), затем  ребенок самостоятельно передвигает руку с игрушкой на расстоянии  вытянутой руки,   затем игрушка в руках ребенка на расстоянии локтя.  Упражнение отрабатывается лежа в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях до 3сек.

Сначала правой рукой, затем  левой и в дальнейшем обеими руками вместе.

Стараться, чтобы движение глаз было плавным и удержание предмета глазами в крайних положениях было  стабильным.

В дальнейшем отработка этого упражнения может проводиться сидя и стоя.

2. Слежение за предметом, перемещаемым  по  воображаемому контуру  круга, овала, треугольника, квадрата, перевернутой  восьмерки. Предмет перемещает ребенок.

3. Взрослый рисует в воздухе перед ребенком различные вертикальные, горизонтальные, кривые линии, различные фигуры, буквы, цифры, которые ребенок должен опознать, нарисовать в воздухе, затем на бумаге.

4. Описанные в  1-ом упражнении движения глаз сочетать с движением языка в ту же сторону, что и глаза  и в противоположную ( отработку противоположных движений начинать тогда, когда уже хорошо будут двигаться глаза, будет хорошее удержание в крайних положениях до 5 сек). При отработке этого упражнения обращать внимание  на то, чтобы движения глаз и языка были одновременными.

Двигательные упражнения и растяжки

1.  «Кулачки»

Поочередное напряжение и расслабление рук  сжатых в кулак.

2. «Медуза»

Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

3. «Выше всех»

Сидя или лежа на полу поочередное  вытягивание вверх рук и ног.

4. «Руки-ноги»

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

А) Ноги вместе – руки врозь.

Ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе.

Ноги врозь – руки врозь.

Б) Ноги вправо – руки влево.

 Ноги влево – руки вправо.

Ноги вправо – руки вправо.

Ноги влево – руки влево.

5.  «Колечки»

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

6.  «Кулак – ребро – ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении ребенку предлагается помогать себе командами («кулак – ребро- ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

7.  «Ухо – нос»        

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».

8. «Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,  симметричные узоры или  простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная  рабочая тетрадь.

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/40c33f151acd48333cfbbf1b7a73f969.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/237

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/e201946bb663ae5a5fde7224fee90cc4.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/288

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/7190f3b8ccea10f7764f1845f84f1167.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/110

https://fs-th03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/2e1993d36c7ebfee720c6ed7925a1322.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/198


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия

      Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межпо...

Развитие межполушарного взаимодействия

В статье представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые могут с успехом использоваться на логопедических занятиях ...

Влияние движения на развитие межполушарного взаимодействия

Занимаясь с детьми хореографией на протяжении долгих лет, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Меня заинтересовали причины происходящего,  возможн...

Семинар для учителей начальной школы "Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия".

"Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия"....