Развитие межполушарного взаимодействия
консультация
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 453.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие межполушарного взаимодействия
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: проблемы в письме, проблемы в устной речи; в запоминании информации;
в счете как в письменном, так и в устном; в целом восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
зеркальное написание букв и цифр; псевдолеворукость; логопедические нарушения;
неловкость движений; агрессия; плохая память; отсутствие познавательной мотивации; инфантильность.
Причины
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
- болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз;
- малоподвижный образ жизни;
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое.
Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Существует несколько видов упражнений, основные из них следующие:
Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.
Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).
Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства. Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).
Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.
Дыхательные упражнения
1. «Шарик»
Сидя на полу. Вдох. Детям предлагается начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох.
2. «Пьём воздух»
Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и шумом «пьют» воздух.
3. «Носики»
Сидя на полу. Дыхание только через левую ноздрю, а потом через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяется мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Глазодвигательные упражнения
1. Отработка движений глаз по 4 сторонам (верх, низ, направо, налево);
к себе (сведение глаз к переносице) и от себя. Сначала ребенок следит за игрушкой в руке взрослого, затем – игрушка в руках ребенка на расстоянии вытянутой руки (взрослый перемещает руку ребенка), затем ребенок самостоятельно передвигает руку с игрушкой на расстоянии вытянутой руки, затем игрушка в руках ребенка на расстоянии локтя. Упражнение отрабатывается лежа в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях до 3сек.
Сначала правой рукой, затем левой и в дальнейшем обеими руками вместе.
Стараться, чтобы движение глаз было плавным и удержание предмета глазами в крайних положениях было стабильным.
В дальнейшем отработка этого упражнения может проводиться сидя и стоя.
2. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, перевернутой восьмерки. Предмет перемещает ребенок.
3. Взрослый рисует в воздухе перед ребенком различные вертикальные, горизонтальные, кривые линии, различные фигуры, буквы, цифры, которые ребенок должен опознать, нарисовать в воздухе, затем на бумаге.
4. Описанные в 1-ом упражнении движения глаз сочетать с движением языка в ту же сторону, что и глаза и в противоположную ( отработку противоположных движений начинать тогда, когда уже хорошо будут двигаться глаза, будет хорошее удержание в крайних положениях до 5 сек). При отработке этого упражнения обращать внимание на то, чтобы движения глаз и языка были одновременными.
Двигательные упражнения и растяжки
1. «Кулачки»
Поочередное напряжение и расслабление рук сжатых в кулак.
2. «Медуза»
Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
3. «Выше всех»
Сидя или лежа на полу поочередное вытягивание вверх рук и ног.
4. «Руки-ноги»
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
А) Ноги вместе – руки врозь.
Ноги врозь – руки вместе.
Ноги вместе – руки вместе.
Ноги врозь – руки врозь.
Б) Ноги вправо – руки влево.
Ноги влево – руки вправо.
Ноги вправо – руки вправо.
Ноги влево – руки влево.
5. «Колечки»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
6. «Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении ребенку предлагается помогать себе командами («кулак – ребро- ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
7. «Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».
8. «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/01/picture-215876-1669893620.jpg)
Презентация "Особенности восприятия и переработки информации у учащихся. Развитие межполушарного взаимодействия у учащихся".
Презентация для психологического семинара....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-235631-1543330452.png)
Развитие межполушарного взаимодействия
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межпо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-430531-1516652272.jpg)
Развитие межполушарного взаимодействия
В статье представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые могут с успехом использоваться на логопедических занятиях ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-562427-1421010211.jpg)
Влияние движения на развитие межполушарного взаимодействия
Занимаясь с детьми хореографией на протяжении долгих лет, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Меня заинтересовали причины происходящего, возможн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/14/picture-802195-1468490706.jpg)
Семинар для учителей начальной школы "Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия".
"Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия"....
Комплекс логопедических упражнений для дошкольников и младших школьников с целью развития межполушарного взаимодействия.
Комплекс логопедических упражнений для дошкольников и младших школьников ...