Методическая разработка: интерактивный плакат "Готовимся к школе"
методическая разработка

Яровинская Анна Владимировна

Методическая разработка представляет собой  интерактивное пособие для проведения родительских собраний будущих первоклассников. В ней представлены информационные материалы на тему физиологических и психологических особенностей будущих первоклассников, тесты для определения готовности к школе, интернет ресурсы для дополнительного изучения темы, раздаточный материал для работы с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon interaktivnyy_plakat_gotovimsya_k_shkole_1.ppt382 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К школе готов! Советы психолога Педагог-психолог ГБОУ лицей № 389 Санкт-Петербург А.В. Яровинская Определяем готовность Готовность – это… Готовимся, играя

Слайд 2

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием. назад далее

Слайд 3

2. Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации. 3. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это как у взрослых, но личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная - ведь так у взрослых. назад далее

Слайд 4

4. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем хорошо даются чтение и счет. Очень многих трудно разбудить утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...». В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. назад далее

Слайд 5

5. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно. назад далее

Слайд 6

6. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше - помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша. назад далее

Слайд 7

7. «Спасибо», «извините», «можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует Ваш стиль. Ведь он Вас любит и стремится подражать во всем. назад далее

Слайд 8

8. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике, где находится туалет или сам займет очередь к специалисту. назад далее

Слайд 9

9. Чем больше ребенок может делать сам, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. 10. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни. назад далее

Слайд 10

11. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: "Сколько ложек тебе понадобится?" Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины. назад далее

Слайд 11

12. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. назад далее

Слайд 12

Занимаясь с ребёнком, помните, что работоспособность маленьких детей невелика. Разнообразьте ваши занятия с малышом ролевыми и подвижными играми, физкультминутками, пальчиковыми играми. Обязательно помогайте ребёнку выполнять задания, обсуждайте их, задавайте наводящие вопросы. Не забывайте подбадривать малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет справиться с любой задачей. назад далее

Слайд 13

1 . Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. 2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. 3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. 4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. 5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. 6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. 7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. 8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. 9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. 10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. 11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. 12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. назад

Слайд 14

Традиционно выделяют 3 аспекта готовности к школе: физиологический, психологический и социальный. Физиологическая готовность - составляет состояние здоровья, острая заболеваемость за предшествующий год, уровень биологического развития ребенка. Если у вашего ребенка имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, часто болеет (4 раза в году и более), отдавать его в школу (или прогимназию) с 6 лет не рекомендуется. назад далее

Слайд 15

В медицине существуют понятия «паспортный и биологический возраст». Что же такое паспортный возраст – число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту. Биологический и паспортный возраст могут не совпадать: биологический иногда ниже или выше паспортного. Существенным препятствием для обучения в школе является сниженный уровень биологической зрелости. В этом случае по паспортному возрасту шестилетний ребенок на самом деле является пятилетним или даже четырехлетним по зрелости органов и систем организма, в том числе и мозга. Естественно, что он не готов к обучению в школе, не может полноценно усвоить программу, очень устает на уроках, поэтому часто болеет. назад далее

Слайд 16

П с ихологическая готовность - включает в себя развитие мышления, памяти, внимания, речи, произвольности. Особое внимание Вы должны обращать на подготовку рук ребенка к письму к школе. Как часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки. Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям: ну почему друге дети пишут ровно и красиво, а наш?… далее назад

Слайд 17

У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие – слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи – неверно располагают пальцы и т.д. Подумайте, с чем это может быть связано у вашего ребенка? Иногда это происходит от того, что он не умеет работать за столом, не знает, как надо правильно держать ручку или карандаш. В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать. Правда, для этого необходимы время и строгий контроль взрослого. Но чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита «ручная умелость». Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Они долго застегивают пуговицы, неловко шнуруют ботинки, часто роняют посуду, накрывая на стол, и т.д. в основном это неуравновешенные, возбудимые, подвижные дети. назад далее

Слайд 18

Социальная готовность к оммуникативные навыки: умение строить отношения с учителем; общаться со сверстниками знание принятых в обществе правил поведения - вежливость, сдержанность - навыки самообслуживания назад

Слайд 19

Учеными разработаны специальные задания, по успешности выполнения которых можно судить об уровне развития. Например, по умению нарисовать человечка (подробность, детальность рисунка) можно судить одновременно о развитии мышления, внимания и памяти, а по тому, как он справляется с воспроизведением образца (срисовывание короткой фразы, обведение круга), - о развитии готовности руки к обучению письму. далее назад

Слайд 20

Задание 1 (рисунок человека) Попросите ребенка: "Нарисуй какого-нибудь дядю так, как умеешь». На любой встречный вопрос отвечайте: «Рисуй так, как умеешь». Если он не может начать работу, то подбодрите его. На вопрос, можно ли рисовать «тетю», объясните, что надо рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал дядю. назад далее

Слайд 21

Оценка результатов Задание оценивается от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая) баллов. 1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Признаки мужской одежды. 2 балла – выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Но возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица. 3 балла – должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда, пальцы на руках. 4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией. 5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей, каракули. далее назад

Слайд 22

Задание 2 (срисовывание написанного текста) После того, как он выполнил первое задание, дайте ему второе. Заранее напишите рукописную фразу «Он ел суп» или «Ей дан чай» и покажите ее малышу. Задание второе формируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать». 1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в два раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30. 2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность - необязательна. 3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма. 5 баллов – каракули. назад далее

Слайд 23

Тесты для детей и родителей: Сборник. Соколова Ю. Тесты на готовность детей к школе. Тесты онлайн: http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/37492362/ Литература для занятий с ребенком: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/03/30/gotovnost-k-shkole назад

Слайд 24

Играем в развивающие игры: http://pochemu4ka.ru/index/0-399 Отгадываем ребусы и кроссворды: http://www.solnet.ee/sol/007/r_000.html Развиваем память и внимание: http://igraem.pro/razvivaem-vnimanie-i-pamyat/ назад

Слайд 25

Информационные источники Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя:Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997 Картинки: программа Microsoft offis. Данилова О.А. Готов ли ребенок к школе? http://school5-suvorov.narod.ru/psiholog/zapiska-k-plakatu.pdf Юдина Е.С. Памятка для родителей будущих первоклассников. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/10/24/buklet-pamyatka-dlya-roditeley-budushchikh-pervoklassnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Интерактивный музей"

Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...

Методическая разработка "Интерактивный музей"

Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...

Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"

Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...

Методическая разработка интерактивной игры "Здоровье - залог успешности"

Пропаганда Здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса...

Методическая разработка "Интерактивная игра по теме «Стражи из камня» (программа "Удивительный Петербург")

Электронный ресурс "Поле чудес":   интерактивная игра по теме "Стражи из камня"...

Методическая разработка интерактивной игры «СВОЯ ИГРА. ПАВЛОВСК» для краеведческого конкурса «Я – павловчанин»

Организация и проведение конкурсов  с использованием игровых технологий наиболее эффективный способ активизации мыслительного процесса школьников.        «Игра ...

Методическая разработка интерактивной игры "Полет над Нижним"

Интерактивная игра «Полет над Нижним».Игра рассчитана на младший школьный возраст. Проводилась в рамках празднования 300-летия Нижегородской губернии в начальных классах гимназии. Текст экскурсии и пр...