Родительское собрание на тему "От опеки - к сотрудничеству", 10 класс
методическая разработка (10 класс)

Федорова Анна Владимировна

Материал представляет собой подробную разработку тематического родительского собрания, проводимого в 10 классе. Кроме конспекта собрания, в разработку включены анкета и памятка для родителей, материалы для проведения дискуссии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 10 классе «От опеки – к сотрудничеству»

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка 
только тогда, когда с ним разговариваете, или 
поучаете его, или приказываете ему. 
Вы воспитываете его в каждый момент вашей 

жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
А.С. Макаренко

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления о личностных особенностях старшеклассников, способах решения конфликтных ситуаций.

Ход собрания.

1.Мотивация (5 мин)

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Просмотр соц. Ролика «Родители»

- Почему возникла проблема в отношениях между родителями и сыном, ведь видно, что родители любили его, заботились на протяжении всей жизни?

- Каковы пути её решения?

Классный руководитель

Дети взрослеют, соответственно должна меняться модель отношений между родителями и детьми. Какой должна стать эта модель? Чтобы понять это, поговорим о психологических особенностях старшеклассников.

2. Работа в группах. Формулировка понятия «Старший подросток» (7-10 мин.). 

Сначала я вам предлагаю ответить на вопрос, кто же такой старший подросток. Для этого вам необходимо объединиться в группы по 4-6 человек. Написать на распечатке, которая у вас на столах ассоциации к понятию «старший подросток». (Приложение 1)

Также в группах подумайте, обсудите, запишите, чем, по-вашему, характеризуется юношеский возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми?

На распечатке у вас представлены особенности поведения подростков. Сравните их, применимо к вашим детям.

Что у вас получилось? (Ответы родителей)

Все, что вы сказали, верно.

Обобщая нашу работу, посмотрим, как психологи характеризуют юношеский возраст, какие проблемы выделяют и каковы способы их решения.

3. Лекция психолога. Психологические особенности старшего подростка. (10 мин)

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Старшеклассники стоят на пороге юношеского возраста, готовятся начать взрослую жизнь. Перед ними встают новые задачи, в решении которых происходит психосоциальное развитие. Одна из важных потребностей этого возраста – освобождение от контроля и опеки взрослыми (родителями, учителями).

Данный возраст является ответственным переходным периодом в жизни любого человека. Не случайно этот период называют кризисным, он связан с трудностями роста и требует особенно внимательного подхода со стороны родителей и педагогов. Отличительную особенность этой ступени онтогенеза можно выразить словами: «Уже не ребенок, но еще и не взрослый».

Личностные изменения проявляются в поведенческих реакциях и суждениях. Это нигилизм, максимализм, эгоцентризм. А между тем стремление быть не таким как все – это удовлетворение потребности утвердиться, заявить о себе, как о личности. Фаза протеста в этом возрасте - нормальное явление, свидетельствующее о естественном пути развития личности. В это время молодой человек постоянно сомневается в себе. Иногда он видит себя значительным, талантливым и неотразимым, в другой момент он считает, что никому не нужен и не интересен. И результат такой неуверенности - неожиданные резкие перемены в настроении, конфликты с теми, кто не понимает и не поддерживает его. Кроме того, старший подростковый возраст характерен неприятием мира взрослых. Человек сознает, что ему придается признать устройство общества и жить в нем. Но в то же время крайне обостренно он воспринимает неискренность, недостатки взрослых, несправедливость. И малейшая искра может в этот момент разжечь костер бунтарства и отрицания всех норм.

Родители в это время тоже выглядят отнюдь не идеальными. Порой родители не понимают, что 16-летний человек переживает один из самых трудных этапов своей жизни. На него обрушивается одновременно несколько лавин: гормональная, эмоциональная и интеллектуальная. С одной стороны, он потрясен теми переменами, которые происходят с его телом. Просыпается сексуальность, которая влечет за собой полную перестройку душевного мира. Общество начинает предъявлять к подростку те требования, которые предъявляет к взрослым, и это тоже меняет самосознание. А с другой стороны, родители продолжают относиться к 16-летнему, как к ребенку: не принимают во внимание его душевные переживания, не интересуются эмоциональной жизнью и вкусами. Отношения с родителями чаще сводятся к разговорам о школе, поведении, дневнике и прочих формальных сторонах жизни. Так теряется доверие, формализуется общение между разными поколениями в семье.

Взрослым кажется, что в 10-м классе нужно оставить в стороне все развлечения и заниматься только учебой, потому что от этого зависит вся будущая жизнь. А подростку необходимо общение с друзьями - именно сейчас он пробует найти свое место в новом для него мире. Общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным и   требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками.

Немаловажная проблема в этом возрасте - это выбор дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. И вместо того чтобы подбирать профессию «получше» и «потеплее», нужно обсуждать с ребенком жизненные и профессиональные перспективы. Важно, чтобы подросток не просто представлял себе свое будущее в общих чертах, а осознавал способы достижения поставленных жизненных целей. Здесь полезно будет рассказать, как в свое время вы сами выбирали профессию, что думали на этот счет ваши собственные родители и были ли они в чем–то правы, привести опыт своих товарищей. Бесполезно отговаривать или категорично что–то запрещать. Важнее выяснить, насколько хорошо ребенок понимает, какую именно профессию он выбрал, нет ли у него иллюзорных представлений о своей будущей профессии, которая позволяет делать «бешеные деньги».

Старшеклассники, вопреки своему поведению и заявлениям, также остро нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Потребность в общении именно с родителями не компенсируется сверстниками. Родители, которые понимают это, стараются дать своим детям максимум тепла, заботы и понимания, не ставя условий послушания и подчинения.

Однако бывает так, что родители уделяют чрезмерное внимание учебе ребенка, быту, достатку, престижности образования и одежды, но за всеми этими хлопотами теряют интерес к внутреннему эмоциональному миру ребенка, его истинным интересам и увлечениям. Как правило, взрослые старательно контролируют поведение детей, их взгляды и суждения, оценивают друзей и подруг, и если в  какой-то момент ребенок начинает вести себя вразрез с представлениями взрослых, происходит конфликт.

Причины конфликтов родителей с подростками

Подростки в конфликте: 
1. Кризис переходного возраста: 
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению; 
3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения; 
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье; 
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными дня него людьми. 
Родители в конфликте: 
1 Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы; 
3. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте; 
4. Борьба за собственную власть и авторитетность; 
5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка; 
6. Неподтверждение родительских ожиданий. 

4. Педагог. Решение проблемы (5 мин)

- Чтобы помочь родителям в решении конфликтов с детьми, психологи разработали целую систему рекомендаций. Ознакомьтесь с ними (распечатки). Постарайтесь выделить один, самый главный,  принцип в общении с детьми. Что должно качественно измениться?

Слайд с темой собрания: От опеки – к сотрудничеству.

- Сотрудничество – вот то новое, что должно появиться в наших с детьми отношениях.

5. Работа в группах. Практикум «Решение проблемных ситуаций» (15 мин)
        Сейчас мы предлагаем вам снова поработать в группах.

Вам нужно выполнить задания по решению жизненных ситуаций (раздаем карточки с ситуациями) (Приложение 2).

К обсуждению ситуаций подключается психолог.

6. Выводы. Мысли мудрых(слайд)

Классный руководитель. Любовь и вера родителей имеют исключительное значение в воспитании детей. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь. Важно помнить, что самое главное для ваших детей, как бы они не стремились к самостоятельности, – это ощущение участия и поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути взросления и самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который в трудную минуту поддержит и поможет.

Я хочу подарить вам рецепт счастья: «Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!»

Приложение 1

Распечатка для родителей

1. Запишите ассоциации к словосочетанию СТАРШИЙ ПОДРОСТОК.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сравните некоторые особенности поведения детей (изменилось ли их поведения).

Особенность поведения

Было 2 года назад

сейчас

Много разговаривает по телефону

Много времени проводит за компьютером и в интернете

Откладывает выполнение домашнего задания на «потом»

Не помогает (мало помогает) по хозяйству

Больше времени уделяет друзьям, а не семье

Остро воспринимает ссоры с друзьями

Чутко и критично относится к внешнему виду (одежде, прическе)

стремится следовать за модой

Стремиться сказать «последнее слово»

Огрызается, грубит, когда его критикуют

Хамит, отстаивает свое

Зачастую отказывается принимать мнение родителей

Часто конфликтует с родителями, друзьями

Делает что-то наперекор вашему мнению

Часто ругается с братом и сестрой

Не реагируют на замечания

Стремится к свободе

Поздно ложится спать

Прибегает ко лжи и ругательствам

Увеличивает время на развлечения (поездки в магазин, прогулки с друзьями, поход в гости к друзьям, в массовые места)

Подражает манерам друзей, звезд, старших товарищей.

3. Что изменилось в Ваших с ним отношениях?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации родителям

  • Регулярно показывайте ребенку свои чувства и, прежде всего, любовь.
  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  • Умейте принять его таким, каков он есть.
  • Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми в классе или с детьми ваших знакомых или родственников.
  • Обсуждайте с ребенком его жизненные планы, ценности, мечты.
  • Показывайте пример уважительных отношений в семье. Создавайте в вашем доме атмосферу доброжелательности и заботы друг о друге и об окружающих.
  • Уважайте его мнение и его вкус. В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой стиль в одежде, свои предпочтения в музыке, в кино. Иногда и даже часто родители не разделяют пристрастий своего ребенка. Любить его музыку и его внешний вид совсем не обязательно, достаточно просто уважать!
  • Уважайте выбор вашего ребенка. Это касается разных сфер жизни – выбор прогулять полдня, а ночью делать уроки; выбор не идти на юбилей к бабушке, даже если там собирается вся семья; выбор купить дорогую вещь сейчас и остаться на несколько месяцев без карманных денег. Давайте ребенку право на такие решения и следите за тем, чтобы он сам нес ответственность за последствия своих выборов и поступков.
  • Привлекайте подростка к решению семейных задач. Соберите семейный совет и вместе решите, куда семья поедет путешествовать. Или распределите вместе семейный бюджет. Подросток будет чувствовать свою значимость в семье наравне со взрослыми.
  • Чем старше становится ребенок, тем больше личных границ он выстраивает вокруг себя. Не надо трогать вещи в его комнате. Если там бардак – это его бардак и его это устраивает. Стучитесь, когда заходите в комнату. Чем скорее вы примете эти границы, тем меньше конфликтов будет между вами.
  • Не критикуйте компанию, с которой общается ваш ребенок, даже если она вам действительно не нравится. Это может повлечь за собой утаивание общения с ними. Пусть ребенок сам примет решение с кем ему быть – доверьте ему это, он сделает правильный выбор.

   Приложение 2

Жизненные ситуации

Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ слышите: «Это ваши друзья, вот сами и разбирайтесь». Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2. Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?». Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3. Ваш ребенок, придя из школы и не приступая к выполнению домашнего задания, сразу же сел играть в компьютерные игры. Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 4. Ваш ребенок был на дне рождения у друга. Пришел домой, и вы почувствовали запах алкоголя. Ваша реакция?

Ситуация 5. Вы уже не раз с вашим ребенком обсуждали вопрос о выборе профессии, и пришли к определенному решению. И вдруг, ваш ребенок заявляет вам, что выбрал другую профессию и решил поступать в другой ВУЗ. Ваши действия?

Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»

1. Терпеливо проясняйте суть и причину конфликтной ситуации.

2. Слушайте ребенка! Когда он убедится, что вы его слышите, то с большей готовностью услышит и поймет вас.

3. Дайте ребенку возможность первому предложить решение проблемы и только затем высказывайте свои предложения.

4. Оцените все предложения и выберите наиболее приемлемое.

5. Помните: выиграть должны обе стороны – и родитель, и ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Родителям о правах ребенка". 6 класс

Цели:познакомить родителей с правовыми документами; расширить знания родителей о правах ребенка, провозглашенных в «Конвенции о правах ребенка».Задачи: ü     пополнить знания родит...

Родительское собрание совместно с детьми в 5 классе "Его Величество Словарь"

Собрание способствует развитию умений работать со справочной литературой, а также уважительному отношению к книге....

Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"

Материал для выступления на родительском собрании ....

Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс

Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...

Выступление на родительском собрании учителя английского языка в 4 классе (в начале учебного года)

Данное выступление поможет проинформировать родителей в следующем: познакомить с программой 4 класса по английскому языку; объяснить, как ученикам следует выполнять устные и письменные д...

Выступление на родительском собрании учителя английского языка в 3 классе (в начале учебного года)

Данное выступление поможет проинформировать родителей в следующем: рассказать о умениях и навыках, которыми должен овладеть ученик третьего класса; познакомить с критериями оценивания ...

Родительское собрание. "Культура подростков глазами взрослых". 9 класс.

В данной методической разработке раскрываются причиныконфликтов и противостояний между родителями и детьми на почве разного отношения к современной культуре подростков; рассматриваются различные субку...