Как обучить ребёнка языковому анализу
методическая разработка

Статья посвящена методике обучения ребенка старшего дошкольного возраста языковому анализу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obuchit_rebyonka_yazykovomu_analizu_1_otpr.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Как обучить ребёнка языковому анализу.

   Прочитайте этот раздел очень внимательно. Если возникнут затруднения, обращайтесь к логопеду или воспитателям.

           Звук – это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.

           Звуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно. В русском языке существует шесть гласных звуков – А, У, И, Ы, Э, О.

   ●        Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Они бывают звонкие и глухие. Приложите руку ребенка к горлу и попросите определить, какой звук «звенит»: С или З, Ш или Ж. И он без труда  определит глухие и звонкие согласные. Согласные звуки также различаются по твердости и мягкости. Сравните, например, звук Л в словах ЛИПА и ЛАПА.

   ●        Согласные мягкие звуки будем обозначать зелеными кружками, твердые согласные – синими кружками, а гласные звуки – красными кружками.

           Запомните: Ч, Щ, Й – всегда мягкие, а Ш, Ж, Ц – всегда твердые.

            Буквы – это графическое изображение звука. В русском языке 33 буквы. Из них две буквы (Ъ и Ь знаки) не имеют звуков. Зато буквы Я, Ю, Ё, Е, стоящие после гласных, в начале слова и после разделительного мягкого знака, обозначают два звука:

Я = йа

Ю = йу

Ё = йо

Е = йэ

   Поэтому будьте осторожны, не задавайте ребенку таких вопросов, как, например: какой звук слышится в начале слова ЯМА или в конце слова МОЁ?

           Слог – это часть слова (один гласный или несколько звуков, которые произносятся одним толчком воздуха).

           Сделать анализ слога – это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.

           Ударение – выделение голосом гласного звука.

   ●        Сделать анализ слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков.

   Пример:

   КОНИ – 2 слога, 4 звука, 4 буквы.

   Звук К – согласный, твердый, глухой;

   Звук О – гласный, ударный;

   Звук Н – согласный, мягкий, звонкий;

   Звук И – гласный, безударный.

           Составить схему слова – это значит определить количество слогов в слове, определить, из каких звуков состоят слоги, закрасить кружки, обозначающие звуки, в нужные цвета.

   Пример:

   КОНИ

   КО – НИ

   ●     

           Речевой анализ предложения предусматривает определение количества слов в предложении и характеристику каждого слова.

   Пример:

   Дует холодный ветер.

   Это предложение. В нем три слова. Слово ВЕТЕР отвечает на вопрос ЧТО ЭТО? и обозначает предмет. Слово ДУЕТ отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначает действие. Слово ХОЛОДНЫЙ отвечает на вопрос КАКОЙ? и обозначает признак предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаОсновные направления, этапы, методы и приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует дифференцирова...

Памятка для родителей: "Как обучить ребёнка звуковому анализу слов?"

Данная памятка станет подспорьем для родителей при выполнении с ребенком звукового анализа слова...

"Как обучать детей звуковому анализу слов"

Данная консультация поможет родителям в обучениидетей навыкам звукового анализа и синтеза в игровой форме....