Психологический тренинг для родителей "Мы вместе"
план-конспект

Ондар Зоя Анатольевна

Психологический тренинг для родителей "Мы вместе".

Цель тренинга: с помощью игровых упражнений обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка; сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_my_vmeste.docx54.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сушинская средняя общеобразовательная школа

Психологический тренинг с родителями

«Мы вместе»

Педагог-психолог: Ондар З.А.

Психологический тренинг с родителями

«Мы вместе»

Цель тренинга: помощью игровых упражнений обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка; сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Ход тренинга:

Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада сегодня видеть вас на нашем тренинге!

Воспитание детей в наше современное время стало очень сложным.  Иногда нам тоже не помешает быть как дети, так давайте немножко поразвеемся, поднимем наше настроение.

  1. Приветствие «Друг к дружке».

Вам необходимо свободно перемещаться по аудитории и выполнять мои команды. Когда я скажу «Друг к дружке» - вы должны найти себе пару. После того, как вы найдете пару, я дам задания. И так начали. Друг к дружке». Теперь пожмите друг другу руки, прикоснитесь друг к другу – нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке. Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару.

  1. «Танец с листком».

Упражнение выполняется в парах. Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при том прокладывается между лбами. Задача каждой пары – двигаться по комнате под музыку, удерживая свой листок. Руки при этом необходимо заложить за спину. Процедура заканчивается тогда, когда остается всего одна пара.

  1. «Слепой паровозик»

Участники разбиваются на команды по 4-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Каждый из команды должен побывать на разных местах, в том числе головой паровозика

  1. Упражнение «Доверительное падение»

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

Анализ упражнения:

1. Что  было легче делать, падать или ловить?

2. Какие чувства вы испытывали  при этом?

3. Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете  подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

  1. Упражнение «Стаканы»

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Ведущий: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.

  1. Задача «Цветок»

Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

тренинги для родителей сада

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком, в этом нам поможет тест на следующей странице нашего дневника.

  1. Упражнение «Семейная социограмма»

Родителям раздаются бланки с нарисованной окружностью (диаметром 110 мм). Дается инструкция: “На листе перед вами нарисован круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форе кружков и подпишите их именами”. Эта методика хорошо выявляет семейные коалиции, подсистемы, симбиотические связи, а так же влияние одних членов семьи на других.

Участникам предлагается проанализировать свои рисунки в соответствии с интерпретацией методики, при желании обсудить их.

Тест Е.А.Тарасова

«Какой вы воспитатель?»

1.Уделяете ли Вы своему ребёнку внимание каждый день?

 1.Да (5 очков).

 2.Нет (1 очко).

2.Есть ли у Вашего ребёнка детская комната или уголок?

 1.Да (5 очков).

 2.Нет (1 очко).

3.Ваш ребёнок послушен?

 1.Всегда (5 очков).

 2.Иногда (3 очка).

 3.Нет (1 очко).

4.Терпеливы ли Вы, когда он капризничает, плохо ест?

 1.Всегда (5 очков).

 2.Иногда (3 очка).

 3.Нет (1 очко).

5.Умеете ли Вы прощать своему ребёнку шалости?

 1.Да (5 очков).

 2.Иногда (3 очка).

 3.Нет (1 очко).

6.Если Вы что-то запрещаете ребёнку, объясняете ли ему причину?

 1.Да, всегда (5 очков).

 2.Иногда (3 очка).

 3.Нет (1 очко).

7.Применяете ли Вы « для воспитания» телесные наказания?

 1.Да, часто (1 очко).

 2.Иногда (3 очка).

 3.Никогда (5 очков).

8.Хотите ли Вы, чтобы ваш ребёнок всегда и всем с Вами делился?

 1.Да (5 очков).

 2.Иногда (3 очка).

 3.Не хочу (1очко).

9.Требуете ли Вы от своего ребёнка выполнения всех тех обязанностей, которые, как Вы считаете, он должен выполнять?

 1.Да (5 очков).

 2.Иногда (3 очка).

 3.Нет (1 очко).

Оценка:

От 10 до 23 очков: похоже, что Вы неверно воспитываете своего ребёнка. И чем меньше Вы набрали очков, тем в большей степени это подтверждается. Задумайтесь над этим - если Вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться так, что ваш ребёнок будет огорчать Вас или же просто замкнётся в себе.

От 24 до 37 очков: Ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вероятно, Вам необходимо постоянно проявлять большую заботу о своём ребёнке и чаще уделять ему внимание. В противном случае у Вас в конце концов могут возникнуть определённые проблемы в отношениях с вашим ребёнком.

От 35 до 50 очков: у Вас достаточно терпения и такта, упорства и любви по отношению к своему ребёнку, что чрезвычайно важно.

Вы - хороший воспитатель и заслуживаете за это особой благодарности, которая наверняка последует как со стороны окружающих Вас, так и со стороны ваших детей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Детей воспитывают родители. А родителей?

        Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Вот почему так важно знать, насколько успешно умеем мы справляться с такой сложной  и ответственной задачей, как формирование человеческой личности.

        Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

Ответы

Можете ли вы:

Могу и

всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11.Выделить  ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В

Подсчитайте очки. Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» в 2 очка, ответ «В» в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас вопрос первостепенный важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.

Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания

Выполнение практического задания тренинга.

Рисунок «Коллективное дерево»

Давайте представим, что наши дети саженцы, нам нужно, чтобы они росли здоровыми, сильными, красивыми, гармоничными?

Что для этого нужно? (много тепла, солнца, заботы и любви).

Задание: Нарисуйте мощный ствол с ветками и напишите на осенних листочках все, что вы можете и хотите дать своим детям на данный момент. Это могут быть чувства, эмоции, качества характера. Прикрепите к веткам, вырезанные из бумаги, листья с надписями на дерево…

Родители рассматривают дерево и рассказывают, какое оно стало сильное, красивое, в нем есть все, что они в него вложили!

- Когда это дерево наберет силу, вы сможете сами укрыться в тени его мощной листвы. Чтобы воспитать такие качества характера, ребенку нужны любовь, доверие и внимание, тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.

Просмотр и обсуждение мультфильма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека".

Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека"Цель занятия: Ознакомить учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объяснить значимость различны...

Социально-психологический тренинг для подростков «Мы разные, но мы вместе»

Цель: развитие положительного восприятия окружающих, осознание своего места в коллективе; формирование понятия «толерантность»; развитие групповой сплочённости учащихся....

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

«Гармонизация детско- родительских отношений «Мы вместе» Психологический тренинг

Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам. Методическая разработка поможет педагогу - психологу решить проблему «отцов и детей». Тренинговая форма п...

Гармонизация детско- родительских отношений "Мы вместе" психологический тренинг

Аннотация.Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам.Методическая  разработка  поможет  педагогу  -  психологу  решить  пробле...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.

Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...