Методы и технологии социально-психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ, обучающихся в ГБОУ ТРОЦ "Солнышко".
статья
Давно общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качественного и многостороннего взаимодействия семьи и школы. Тем более, такая зависимость очень велика, если ребенок имеет тяжелые нарушения развития, умственно отсталый.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы с родителями.»
(из личного опыта работы в коррекционной школе)
Учащиеся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
Давно общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качественного и многостороннего взаимодействия семьи и школы. Тем более, такая зависимость очень велика, если ребенок имеет тяжелые нарушения развития, умственно отсталый. Очень часто бывает, что при поступлении ребенка в школу, родители начинают считать, что обучение, развитие и воспитание – это задача только школы, что по мановению волшебной палочки ребенок научится всему и станет «нормальным». Или всецело полагаются на компетентность учителей, воспитателей и специалистов, занимающихся с их детьми.
Умственно отсталый ребенок вызывает нездоровый и, зачастую, оскорбительный интерес у других людей. Насмешки, пренебрежительное отношение – вот что встречает семья, имеющая умственно отсталого ребенка. И это усугубляет самочувствие родителей, и без того незавидное. Ведь чувство вины, горечи, боли за ребенка не оставляет их всю жизнь! Не только их детям, но и им самим нужна психологическая помощь и поддержка.
Знакомясь с семьей, с родителями, я, как классный руководителей, в первую очередь выясняю пристрастия ребенка, прошу рассказать, как добиться его внимания, выполнения распоряжений, привлечь его к игре.
Очень часто, поняв, что у ребенка нет домашних обязанностей, или, что на него мало обращают внимания, или, что он является маленьким деспотом в семье, я не стараюсь обвинять в этом родителей. Коррекционная школа должна помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания их родителей. Благоприятная почва для успешного обучения и воспитания ребенка могут быть созданы только на основе оздоровления семейной обстановки, нормализации отношения семьи, к своему ребенку, к учителям, воспитателям и к коррекционной школе в целом.
Хорошо, если мама проявит желание присутствовать на всех занятиях – это будет большой помощью ребенку и, конечно, учителю. Учитель, вместе с родителями, вырабатывает правильное поведение ребенка в школе – на уроках и на переменах. В моем классе мама (И.Г.) двух братьев, тяжело умственно отсталых, уже четвертый год присутствует на каждом уроке. Она оказывает помощь в выполнении практических заданий, провожает в туалет, в столовую, следит за поведением своих детей на уроках и на переменах. И.Г. не только не мешает мне проводить занятия, но и очень помогает нам с воспитателем в нашей работе на уроках и на переменах, она очень деятельный человек, может помочь не только своим сыновьям, но и другим детям, если это нужно учителю. Эта мама видит, как нелегко даются занятия с детьми классному руководителю, сколько он (в данном случае – я) затрачивает сил и энергии на обучение и воспитание детей, и авторитет учителя только повышается среди остальных родителей, которые, конечно, узнают обо всём от этой мамы.
У меня есть негласное правило – в начале работы с классом сообщать родителям о их ребенке только хорошее. Мои жалобы на школьника могут привести к нежелательным результатам. Ведь не все родители достаточно критичны, очень часто они склонны видеть в своем ребенке только хорошее. И надо поддерживать в них это ощущение.
Может быть и по-другому: родители начнут наказывать своё чадо и это даст не очень хорошие результаты – ребенок не захочет посещать занятия, затаит злобу на учителя и даже на школу.
Родители умственно отсталых детей очень ранимы и обидчивы. Скорей всего – это их защитная реакция. Они не выносят назидательного тона (как, впрочем, и почти все люди) и высокомерия. Надо считаться с этим, следить за своим тоном и высказываниями. И только тогда, когда родители почувствуют искреннее желание учителя помочь им и их детям, они начнут открываться учителю, рассказывая о всех проблемах, связанных с их детьми. Это очень кропотливая ежедневная работа. Формы и методы её разнообразны. Я, как классный руководитель, должна сделать семью своим союзником, единомышленником, создать партнерский стиль отношений.
В дальнейшем учитель может предъявить более строгие требования как к самим родителям, если те забывают, например, о своем родительском долге, так и к их детям, делая замечания, порицая негативные поступки. Но это только в том случае, если учитель сможет завоевать доверие у родителей.
Несмотря на то, что я каждый день вижусь со всеми родителями, общаюсь с ними, отвечаю на вопросы, которые возникают у них почти каждый учебный день, один раз в неделю с каждым из них я провожу индивидуальные беседы или консультации. Консультация – форма индивидуальной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны , ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.
Эти беседы способствуют созданию хороших отношений между родителями и учителем. В процессе бесед с родителями я выясняю необходимые для работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации обучения, особенности поведения дома, на улице и т.д.) Больше всего консультаций требуется маме двух братьев, несмотря на то, что она присутствует каждый день на всех уроках. Она с удовольствием рассказывает мне, что младший Н. (совершенно неговорящий, 14 лет) стал говорить слово «Поехали», когда садится в машину, а старший нашел улитку в саду, взял ее в руки и даже понюхал (!), старший интересуется морскими животными (он на самом деле знает очень много названий морских животных), может часами смотреть ролики о морских жителях, а младший стал помогать поливать морковку и т.д. Мы с ней обсуждаем домашнее задание по предметам, прогресс ее сыновей в письме, неумение складывать и вычитать на уроках математики обоих и т.д.
Мама девочки Д. часто жалуется мне на поведенческие проблемы своей дочери, на непослушание и своеволие. И в то же время рассказывает с гордостью о помощи дочери в приготовлении салата, пирожков, уборки территории возле дома и т.д.
Мама еще одного мальчика радуется тому, что Д. стал на уроках заниматься, а не бегать по классу и не кричать. И я поддерживаю их радость все новыми и новыми примерами успешного поведения и обучения их детей на уроках и на переменах. И пусть их успехи покажутся мизерными родителям обыкновенных пятиклассников и шестиклассников, но для нас, для наших детей – это много! И, конечно же, очень радостно!
А с каким энтузиазмом родители помогали мне и воспитателю придумывать, осуществлять и потом защищать (вместе со своими детьми) проекты «Космос», «Военные профессии»! Мало того, что мы осилили два проекта за полугодие, мы еще на последнем этапе, вместе с родителями, испекли торт общими силами и угощали всех наших гостей.
Вообще, проектная деятельность в нашем классе – это наша гордость!
Так как возможности учащихся нашей школы не очень велики, создание и защита проектов представляет собой определенные трудности.
Мы реализуем только творческие проекты, т.к. творческие проекты – это проекты наиболее простые, не требующие ни научного подхода, ни какой-то особой информативной основы. С каким же удовольствием наши мамы участвуют в подготовке и защите этих проектов! Они, вместе со своими детьми, рисуют, раскрашивают, вырезают, приносят фотографии из своих семейных архивов. Фотографии нужны были для проекта «Военные профессии» - фотографии пап, дедушек, братьев, которые когда-либо служили в армии и носили военную форму. Эта часть проекта была особенно интересна.
Поручения родителям. Необходимо заранее обдумать, кому из родителей какое поручение дать, исходя из возможности семьи. Обратиться к родителю в доброжелательной форме и так объяснить значимость поручения, чтобы каждый с охотой откликнулся и выполнил просьбу. Есть несколько требований к такой форме работы с родителями: соблюдение принципа постепенности вовлечения родителей в помощь школе, поручения распределять на всех родителей, а не только на активных. Благодарность можно выразить и индивидуально, и на родительском собрании.
Учитывая удаленность места жительства семей учеников от территории школы, я активно использую и такую форму работы и общения с родителями, как переписка. Мы делимся важной информацией, решаем организационные моменты. Родители обращаются ко мне с вопросами, просят что-либо сообщить, посоветовать. Письма могут содержать информацию о болезни ребенка, о возможности не привозить ребенка в школу по каким-либо причинам.
Кроме того, у нас создана родительская группа в чате «ВатсАпп», где я сообщаю о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их детей, пишу рекомендации по вопросам воспитания, осуществлению лечебно-оздоровительного режима, а также разного рода приглашения на праздники, концерты, спектакли и т.д. .
Самое главное – это спокойный, выдержанный тон, никаких замечаний и упреков. И еще – через этот чат мы поздравляем друг друга с праздниками, со всеми днями рождения, ну и, конечно же, со всеми школьными успехами.
В своей работе я использую и коллективные формы:
Это, в первую очередь, родительские собрания. Провожу их 1 раз в четверть.
Очень часто собрания проводятся мной дистанционно, по программе для видеоконференций ZOOM. Родителям это нравится, не всегда у них есть возможность приехать на собрание вечером, кроме того, они видятся со мной каждый день, а со специалистами – два раза в неделю. На собрания приглашаю тех специалистов, которые сами хотят поговорить со всеми родителями, или родители хотят видеть кого-то из логопедов или дефектологов.
Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, у них появляется четкое представление о школьных делах и о поведении ребенка, возникает чувство союзничества, укрепляется вера в возможности детей. Классный руководитель же получает необходимые ему сведения для более глубокого понимания и осмысления проблем каждого ученика.
Групповые консультации. Их форма может быть разной, от доклада до беседы, от дискуссии по проблеме до просмотра видеоматериалов, фотографий, сделанных на уроках.
Групповые консультации способствуют усвоению родителями определённых знаний, умений, оказывают родителям помощь в разрешении проблемных вопросов, углубляют знания родителей, полученных на общих и групповых собраниях.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми. Чаще всего у нас бывают неплановые консультации, которые проводятся по инициативе школы, а иногда по просьбе родителей.
Консультация должна быть тщательно подготовлена, содержание материала должно удовлетворять запросам родителей. Хорошо, если будет подготовлен наглядный материал, сформулированы заранее советы, рекомендации.
Мы проводим консультации как в школе, очно, так и дистанционно, что больше нравится нашим родителям, т.к. присутствовать в школе без детей не все родители имеют возможность.
Кроме того, перед коррекционной школой, как и перед классным руководителем, конечно, стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке, о причинах возникновения осложнений в развитии, о затруднениях в учебе умственно отсталых детей, об особенностях поведения, ну и, конечно, о роли семьи и родителей в воспитании детей и т.д.
Далеко не все родители умственно отсталых детей владеют основами педагогических знаний, имеют представления о детской психологии, и, конечно же, они не располагают сведениями по олигофренопедагогике. Одни из них считают умственно отсталого ребенка больным, другие, наоборот, не хотят у него видеть никаких отклонений. Часто родители не сознают, что ребенок растет, изменяется, что учащийся старших классов это не младший школьник, что подросток требует к себе особого отношения.
Доклады или сообщения не стоит делать длинными, их должна сопровождать презентация, рисунки, фотографии; в них не обязательно называть фамилии и даже имена детей или родителей, нужно говорить только о проблемах детей и родители сами догадаются, когда в сообщении будет говориться об их семье.
В процессе реализации всех форм работы с родителями воспитанников коррекционная школа решает одну из главных задач этой работы — педагогическое просвещение родителей и повышение их культурного уровня средствами педагогической пропаганды.
Подводя итог своему сообщению о работе учителя и воспитателя с родителями, могу сказать, что далеко не всё даётся легко. В трудоемкой работе с обучающимися и их родителями мы прилагаем немало усилий, чтобы у детей и родителей оставался интерес к школьной жизни, к нашим урокам, стараемся создать в классе благоприятную атмосферу. Я очень благодарна родителям за то, что они помогают мне справляться со многими трудностями, доверяют, бывают откровенны, рассказывая о своих личных, а бывает, и семейных проблемах, связанных с их сложными детьми. Ведь многие проблемы решаются через понимание и откровения.
В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, стараться укреплять содружество семьи и школы, что является залогом успеха развития полноценной личности ребенка.
Источники:
- Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В., Гринько Л.А., Родкевич М.В. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. ООО ВЛАДОС 2007
- Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. Москва, ШКОЛА-ПРЕСС 1994 г.
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986.
- Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Книга для воспитателя.
Из опыта работы. – М., 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии
Психологическое консультирование родителей детей с отклонением в развитии...
Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий...
Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...
Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Программа разработана с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...
Методы и технологии социально – психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ
Презентация для выступления с докладом на заседании методического объединения по теме "Методы и технологии социально – психологического консультирования родителей детей и подростков с ОВЗ&q...
План психолого – педагогического консультирования родителей детей
План психолого – педагогического консультирования родителей детей с задержкой психического здоровья, обучающихся 1 класса МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» на 2022-2023 учебный год...