Современные формы и методы работы с родителями
статья

Описаны формы работы с родителями в течение учебного года. Статья будет полезна классным руководителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные формы и методы работы с родителями

Федотова Т.А.

Работа с родителями  – неотъемлемая часть системы работы педагога дополнительного образования. Очень важно с самого начала обучения детей в творческом объединении вовлекать родителей в педагогический процесс. К сожалению, некоторые родители настолько перегружены своей основной работой, что не могут уделять достаточного внимания своему ребенку. Однако необходимо отметить, что активность родителей детей младшего школьного звена все-таки выше, чем среднего и старшего звена. Именно среди них, как правило, чаще встречаются группы инициативных родителей, которые привлекают и организуют других. Большое значение в работе с родителями имеет заранее продуманная система сотрудничества. И сегодня именно на педагога ложится ответственность за поиски новых форм работы с семьей. Важно найти такие формы общения с родителями, при которых возможно сотрудничество в решении задач обучения и воспитания, творческого развития ребёнка (слайд 2).

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать (слайд 3). Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, предотвращении негативных поступков и проявлений в поведении.

В свою очередь, опыт тесного сотрудничества родителей с детьми делает их общение более интересным и эмоционально-значимым. Своей деятельностью педагоги нашего центра стараются показать взрослым большой потенциал семейного воспитания.

Направления работы с родителями (слайд 4):

  • педагогическое просвещение по вопросам обучения и воспитания детей;
  • вовлечение в образовательный процесс;
  • участие родителей в управлении образовательным процессом, которые реализуются через различные формы взаимодействия.

Выделяют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Традиционными формами (слайд 5) называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех образовательных учреждений. К ним относятся:

  • Беседы
  • Дни открытых дверей
  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Выставки 
  • Анкетирование

Сложившаяся в мире ситуация открыла педагогам новые горизонты для самообразования. Повышение уровня цифровых компетенций стало приоритетной задачей. Проведение традиционных родительских собраний в привычном формате, оказалось недоступным, по понятным причинам.  Общее родительские собрания в центре «Айылгы» за текущий учебный год  проводилось 1 раз на платформе Zoom. Также мы провели родительское собрание по проекту «Гончарный круг надежды» также на платформе Zoom.  Важно! Во время планирования включить автоматическую запись конференции.

Нетрадиционные формы работы (слайд 6) - современные формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

  1. Сайт образовательного учреждения.

Официальным способом поддерживания связи с родителями является передача информации путем размещения ее на страницах сайта. В наше время практически каждое образовательное учреждение имеет свой сайт. Преимуществ у этого вида общения очень много.

Вместе с тем, есть и некоторые недостатки:

    обычно на сайтах размещается информация в общем по учреждению;

    педагог не всегда имеет доступ к администрированию сайта;

    не все родители регулярно и в обязательном порядке просматривают содержимое сайта;

    информация сайта находится в свободном доступе для каждого, поэтому возможность личного общения отсутствует.

  1. Инстаграм-аккаунт творческого объединения (слайд 7)

Довольно распространенной формой работы становится создание инстаграм-аккаунта творческого объединения. Специфика инстаграм-аккаунта творческого объединения заключается в том, что он нацелен на определенную аудиторию: родители творческого объединения, обучающиеся, педагог. Публикуются репортажи о событиях в объединении, результаты учебной деятельности, творческие работы обучающихся. Каждый родитель может посмотреть работы своего ребенка, информацию о его новых достижениях (слайд 8). Дети, посещая инстаграм-аккаунт, видят результат своей деятельности, свои достижения. Детям важно, что это видят все родители и другие обучающиеся, это, безусловно, мотивирует ребенка. Обучающиеся в свободное время могут зайти в инстаграм и показать своим родственникам свои творческие работы, фотографии или видео. Педагогами оформляются фотовыставки и фотомонтажи. Родители пишут свои отзывы. Это своего рода визитная карточка творческого объединения. Помимо этого через социальные сети педагог может познакомиться со страничками родителей и детей, чтобы узнать их интересы и увлечения. Все это помогает педагогу лучше изучить и понять родителей и ребенка и выстроить с ними работу. (Слайд 9) Изостудия «Радуга» - 2337 публикаций, 174 подписчика, студия «Сувениры» - 58 публикаций, 126 подписчиков, студия «Утум» - 762 публикации, 120 подписчиков, «Тыыннаах тыл» - 179 публикаций, 294 подписчика, «Моделирование и дизайн» - 120 публикаций, 155 подписчиков, студия «ПолиАрт» 860 публикаций, 118 подписчиков (слайд). Приглашаем всех подписаться на страницы этих творческих объединений.

  1. Проведение акций. Родители вместе с детьми охотно участвуют в благотворительных акциях в рамках проекта «Твори добро, дари тепло».  Ко Дню пожилых родители помогали в организации акции «Дети пожилым». Изготовили вместе с детьми 100 открыток, был снят видеоролик.
  2. Проведение мастер-классов – В рамках Дня художника в ноябре был проведен мастер-класс для родителей по изготовлению елочных игрушек. Все поделки были направлены на благотворительную акцию «Дети детям» в Республиканский центр содействия семейному воспитанию.
  3. Семейные конкурсы и проекты.

Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Дворец детского творчества располагает большими возможностями и большим выбором организации активного позитивного досуга, здесь особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное время ребенком с учетом его интересов и потребностей. Практически все мероприятия в дополнительном образовании проходят с участием родителей. В плане общественно-массовой работы ЭКЦ «Айылгы» место нашли мероприятия разной направленности и содержания, в том числе и семейные конкурсы.  

Весело проходят спортивные конкурсы. Наш центр с 2017 года традиционно проводил в мае месяце, в Международный день семьи, турниры по национальным настольным играм, где участниками выступали семьи с детьми. К сожалению, из-за пандемии нам не удалось провести этот турнир, как в прошлом году, так и в этом году.

В прошлом году национальный праздник Ысыах проходил в дистанционном формате. Наши педагоги проводили конкурсы в рамках этого праздника:

  • Семейный фотоконкурс национальных костюмов «Алгыстаах дьиэ кэргэн»
  • Фотоконкурс «Бастын туhулгэ»
  • Конкурс видеороликов «Наша семейная реликвия».

В октябре 2020 г. ко Дню матери в Республике Саха (Якутия) была организована выставка «Мама – мое солнышко» на ютуб канале изостудии «Радуга» педагога Алексеевой Айталины Ивановны.

В ноябре 2020 г. наш центр провел очень интересный и увлекательный  семейный конкурс видеороликов «Мой многонациональный дом», посвященный Дню народного единства. Участвовало 8 семей.  Все команды отнеслись к выполнению конкурсного задания с большой ответственностью, проявив творчество, сплоченность, слаженную командную работу. Каждая семья сняла очень интересный, красочный, информативный видеоролик о национальности, которая им выпала по жеребьевке.

В феврале 2021 г. был проведен конкурс рисунков «Мой папа – моя гордость», оформлена выставка из 79 работ обучающихся. В основном участвовали дети из изостудий Дворца детского творчества. Родители принимали участие в организации выставки, приносили работы своих детей. Даже сами папы приносили работы со своими портретами.

С сегодняшнего дня стартовал заочный творческий семейный конкурс «Наша здоровая семья» (с 12 по 19 мая 2021 г).

Таким образом, взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Предложения:

  1. Педагогам проводить работу по увеличению количества родителей, задействованных в образовательный процесс.
  2. С целью выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, педагогам нужно проводить анкетирования, опросы, социологические срезы. Сейчас каждый педагог достаточно владеет современными цифровыми технологиями и сервисами, существуют онлайн-инструменты, позволяющие создавать формы для сбора данных быстро и бесплатно.
  3. Проводить тренинги и деловые игры для родителей в группах. Такие мероприятия можно проводить и онлайн. В процессе этих игр участники не просто "впитывают" определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Личный пример родителей – это самый лучший воспитатель для ребёнка. Педагогу важно увлечь не только детей, но и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание форм и методы работы с родителями.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с дет...

Формы и методы работы с родителями с целью усиления воздействия на ребенка

Содержание работы школы с родителями обучающихся...

Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка

В данной разработке речь идёт о формах и методах работы с родителямис целью усиления педагогического воздействия на ребенка , даны рекомендации по проведению родительских собраний....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...

Современные формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.3.Беседуя с...

Использование современных форм и методов работы как условие повышения качества образования

В настоящее время происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с  принятием Государственного стандарта базового и  начального образования и с переходом ...

«Современные формы и методы работы с родителями...»

laquo;Современные формы и методы работы с родителями...»...