Современные формы и методы работы педагогов по формированию профессионального самоопределения воспитанников в соответствии с возрастными особенностями.
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)
Аннотация. Актуальность профессионального самоопределения воспитанников детского дома в настоящее время является приоритетным направлением в нашей педагогической работе – это формирование полноценных граждан нашей страны и содействие в развитии у детей профессиональных качеств в избранном виде труда, оказание им в помощи при выборе профессии с учетом их интересов, возможностей, способностей, учитывая потребности государства.
Ключевые слова: Профориентация, профессиоведение, профессия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кривилева Надежда Леонидовна
Воспитатель первой квалификационной категории
ГБУ «Елабужский детский дом»
E-mail: class="c3 c10">
Современные формы и методы работы педагогов по формированию профессионального самоопределения воспитанников в соответствии с возрастными особенностями
Аннотация. Актуальность профессионального самоопределения воспитанников детского дома в настоящее время является приоритетным направлением в нашей педагогической работе – это формирование полноценных граждан нашей страны и содействие в развитии у детей профессиональных качеств в избранном виде труда, оказание им в помощи при выборе профессии с учетом их интересов, возможностей, способностей, учитывая потребности государства.
Ключевые слова: Профориентация, профессиоведение, профессия
Krivileva Nadezhda Leonidovna
Educator of the first qualification category
GBU "Yelabuga orphanage"
Abstract. The relevance of professional self-determination of children from orphanages is currently a priority in our pedagogical work - this is the formation of full-fledged citizens of our country and assistance in the development of children's professional qualities in the chosen type of work, helping them choose a profession taking into account their interests, opportunities, abilities, taking into account the needs of the state.
Key words: Career guidance, vocational studies, profession
Выбор будущей профессии для наших воспитанников детского дома является, можно сказать, выбором всей своей жизни. От этого зависит, как сложиться их будущая судьба. В случае неправильного выбора ребенок не может самореализоваться и достичь успеха, он не сможет правильно адаптироваться в обществе. Они испытывают большие трудности после выпуска с нашего учреждения, когда один на один остаются с самостоятельной жизнью. Дети в такой ситуации начинают теряться и могут пойти по пути своих родителей, ведут аморальный образ жизни и т.д. С проблемой выбора профессии сталкиваются не только наши дети с непростой судьбой, но и большинство людей. Перед многими нашими детьми стоит вопрос «Куда пойти учиться?» На него не так легко ответить нашим ребятам, бывают затруднения, ведь от этого зависит их будущее. Есть среди них целеустремленные, у которых с детства есть мечта о том, кем они хотят быть и они уверенно идут к этой цели. Но таких детей у нас мало, единицы. Многие из воспитанников до настоящего времени еще не определились с выбором профессии. Наша задача как педагогов проводить усиленную работу в этом направлении, мы должны применять современные формы и методы по формированию профессионального самоопределения воспитанников. У каждого ребенка есть право выбора, но он должен сам понимать, что для достижения своей цели нужно иметь достаточный уровень знаний, так как никаких льгот наши воспитанники детского дома не имеют, поступают в колледжи, училище, техникумы и т.д на общих основаниях, по бальной системе.
В своей работе, как правило, ставим следующие задачи:
- анализ потребности рынка труда, какие профессии более востребованные и подходят нашим детям с их способностями, интересами и возможностями;
- прогнозирование успешности воспитанников в данной профессиональной сфере;
В свою очередь, профессиональная ориентация является предпосылкой профессионального самоопределения воспитанников, мотивацией к учению в выбранном профессиональном направлении и постоянному совершенствованию в своей профессии. У нас есть очень успешные воспитанники, которые реализовались в жизни и правильно сделали свой выбор, например, это Малыхин Сергей, он живет и работает в г.Москве директором сети гипермаркетов «Магнит», Миронова Наташа имеет экомагазины «Гринвей», Андреев Алексей выучился на автослесаря и считается высококлассным специалистом в своем деле и т.д.
Профориентация - это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий воспитаннику детского дома определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями.
Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших воспитанников детского дома является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, воспитателей, родственников. Проводим с ними дидактические и ролевые игры, беседы, различного вида конкурсы по этой тематике и т.д.
Подростковый возраст - период становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей.
При выборе воспитанники детского дома должны знать, что есть типы профессий по направленности деятельности: Человек - Человек, Человек - Техника, Человек – Художественный Образ, Человек – Природа, Человек - Знаковая Сила. Ребята должны быть настроены на то, что ему скоро придется работать, что профессию выбирают они на долгие годы и поэтому данный выбор должен быть осознанным.
Наиболее известной в отечественной литературе является профессиограмма профессий Е.А. Климова. Так, в соответствии с объектом труда Е.А. Климов выделяет пять типов (групп) профессий:
- Человек – Живая природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: агроном, ветеринар, микробиолог.
- Человек – Техника (и неживая природа). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: техник-механик, автослесарь, электрик.
- Человек – Человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец, парикмахер, врач, учитель.
- Человек – Знак. Предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа – это естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Примеры: программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
- Человек – Художественный образ. Предметный мир представителей данного типа профессий - явления, факты художественного отображения действительности. Примеры: художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
А.А. Бодалёв обосновал необходимость выделения ещё одной группы профессий, а именно «Человек – Рынок»[1].
Профессии подразделяются не только по орудию труда, но и по цели труда, по условиям труда, а также по признаку основных средств труда.
Современные формы и методы работы педагогов детского дома по формированию профессионального самоопределения воспитанников достаточно разнообразны. В нашем учреждении, во время занятий по профессиональному самоопределению мы рассматриваем вопросы подготовки к выбору будущей профессии. При этом используем различные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, онлайн - встречи с представителями различных профессий: дизайнерами интерьера, специалистами по экскурсионному обслуживанию, журналистами, историками моды, фотографами и т.д. Совместная работа с БФ «Трамплин»: экскурсии в «Иннополис» который является одним из наукоградов в Российской Федерации, созданных для развития информационных и инновационных технологий; экскурсия в магазин «Пятерочка» и знакомство воспитанников детского дома с профессиями работников торговли; экскурсия на завод по изготовлению изделий из дерева и металла и т.д. Проведение экономической игры «Пирамида успеха», занятия в тренировочной комнате по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и проведение практикумов по кулинарии и знакомство воспитанников с профессией повара и т.д.
Рассказываем и объясняем детям информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, где можно получить ту или иную профессию, о профильном обучении наглядно показывая презентации, видеоролики по данной тематике на мультимедийном устройстве, выезды экскурсии на предприятия, заводы и т.п.
Проводим тестирование, диагностирующие черты личности и направленность - зто совместная работа проводится с биржей труда.
Для воспитанников наиболее интересными формами занятий являются профориентационные игры (БФ «Трамплин») и проводимые психологом нашего учреждения тренинги, где они стараются раскрыться и показать свой потенциал.
Очень важным является участие воспитанников в днях открытых дверей в профессиональных учебных заведениях. Например, наш воспитанник Самигулов Марат посетил день открытых дверей в Елабужском колледже культуры и искусств и ознакомился со специальностями колледжа, куда планирует поступать после окончания 9го класса СОШ №2 г.Елабуги.
Профессиоведение (психологическое профессиоведение) - это направление психологии труда, которое изучает такие понятие как профессия, специальность, психологическое профессиографирование, а также методы профессиоведения.
Профессия- род трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования,
Воспитывая и обучая воспитанников детского дома по профессиональному самоопределению, мы педагоги должны помочь им при выборе профессии, чтобы каждый воспитанник выбрал дело по душе и был востребован на рынке труда и был успешным.
Список литературы:
1. Бодалёв А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. – № 5.
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
4. Ковзиридзе М. А. Профессиография и психологические основы профессиоведения: Учебное пособие. Часть I. -М.: РУТ (МИИТ), 2018. – 60 с.
5. Логинов Д.А. Профориентация в старшей школе // Российский учебник. – URL:
6. Федеральные государственные образовательные стандарты. – URL:
[1] См.: Бодалёв А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. 1993. – № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы работы как средство повышения профессиональной компетенции студентов колледжа
Рассматривается понятие интеактивного обучения, его такие формы как дискуссия, деловые игры....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...

Статья "Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками"
В статье рассматриваются наиболее эффективные формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками....

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организац...

Формирование профессионального самоопределения воспитанников
План мероприятий по профориентационной работе...

