Взаимодействие семьи и школы - нескучное родительское собрание
методическая разработка

Титова Альбина Андреевна

Взаимодействие участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Взаимодействие семьи и школы. «Нескучное родительское собрание»

Детско-родительские отношения

Периодизация отношений родителей к детям (типы семейного взамиодействия)

Взаимодействие семьи и школы

Родительское собрание – это важнейшая форма взаимодействия между семьей и школой, вне зависимости от стиля родительства. Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося. Также педагог лучше узнает семью и понимает с каким стилем родительства он столкнулся.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом

Особенности родительского собрания

Психологические нюансы, которые важно учитывать

Вариации «Нескучного родительского собрания»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskuchnoe_roditelskoe_sobranie.docx66.51 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие участников образовательного процесса

 в соответствии с требованиями ФГОС.

Взаимодействие семьи и школы:

 «Нескучное родительское собрание»

Подготовила: педагог-психолог Титова Альбина Андреевна

ГБОУ школа-интернат №1 Выборгского района Санкт-Петербурга

  1. Детско-родительские отношения
  2. Взаимодействие семьи и школы
  3. Особенности родительского собрания
  4. Вариации «Нескучного родительского собрания»

  1. Детско-родительские отношения

Психологическое содержание детско-родительских отношений менялось в истории. Исследования исторической динамики становления родительства появились достаточно поздно — в середине XX в. В этом поле знания о семье действует та же универсальная закономерность, что и в других областях: явление находится слишком близко и случается слишком часто, чтобы быть замеченным, объективированным и попасть в поле зрения исследователя.

Историческая динамика отношения родителя к ребенку с позиций психоанализа изучена американским историком и психологом Ллойдом Демозом (19.09.1931— 23.04.2020г). В самом начале своей книги Демоз определяет человека как homo relatens — «человека, ищущего взаимоотношений и любви больше, чем денег или власти» [1].  Демоз выделяет «поиск отношений» и «потребность в отношениях» как наиболее значимую (видовую) характеристику человека и ставит homo relatens в ряд с не менее яркими коннотациями: homo sapiens, homo faber, homo economicus, homo ludens. Выделяя потребность иметь отношения как видовую черту человека, Демоз следует аристотелевской парадигме человека как существа социального по своей природе.

Создавая описания типов и историческую последовательность их возникновения, Демоз применил метод анализа содержания исторических источников. В его выборку «текстов» вошли исторические хроники, письма, дневники, гравюры. Несмотря на то, что позиция автора этой исключительной работы слишком категорична по отношению к другим авторам, есть основания полагать, что она одна из основных реконструкций истории отношения европейского человечества к ребенку. Демоз не без основания считает, что традиционная история строится па анализе событий публичной жизни, тогда как реальная история (психоистория) возникает из отношений частной жизни, из отношений между родителями и детьми, которые в дальнейшем разыгрываются на «арене публичной жизни»[1, с.8].

Основой типологии является исследование трансформации самой сути психологического отношения родителя к ребенку: отказ от собственнических отношений и власти над ребенком; формирование способности преодолевать родительскую тревогу осознанным способом, не прибегая к защитным механизмам; распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Демоз описывает три типичных способа, с помощью которых взрослый реагирует на ребенка, два из них — это реакции на основе защитных механизмов и только один отражает осознанную зрелую позицию:

• проективная реакция — использование ребенка как объекта проекции содержания собственного бессознательного;

• возвратная реакция — использование ребенка как заместителя фигуры значимого взрослого из собственного детства;

• реакция сопереживания — способность сопереживать потребностям ребенка и действовать так, чтобы удовлетворить их.

Трансформация проективной и возвратной бессознательных реакций в способность сопереживания — основная содержательная траектория развития способности быть родителем на психологическом, а не на биологическом уровне.

Периодизация отношений родителей к детям представлена следующими типами (рис.1).

Схема, иллюстрирующая эволюцию родительских стилей

Рис.1. Схема, иллюстрирующая эволюцию родительских стилей, по Л. Демозу

Инфантицидиый стиль характерен для всего периода Античности вплоть до IV в. н.э., когда жизнь ребенка не представляла ценности и его смерть не вызывала печали. Детская смертность была очень высокой. Миф о Медее, убившей своих сыновей из мести, является, согласно Демозу, характерным сюжетом, отражающим общую установку взрослых относительно ребенка.

Оставляющий стиль типичен для периода поздней Античности и включает все Средневековье (с IV по XII в.). Для данного родительского стиля типично восприятие ребенка как носителя негативных качеств, основной механизм психологического отношения основан на проекции: приписывании ребенку тех качеств, которые родитель не принимает в себе. Основной формой воспитания была передача ребенка другим взрослым — кормилице, на воспитание в монастырь, в заведения для маленьких детей, в дом другого знатного человека в качестве слуги. Если же ребенка не отдавали, то его окружали «строгой эмоциональной холодностью дома».

Амбивалентный стиль — характерен для всего периода Возрождения и начала Нового времени (XIV—XVII вв.). Для амбивалентного стиля характерна меньшая эмоциональная дистанция между родителем и ребенком, однако ему но-прежнему приписываются «непереносимые в себе» свойства его родителей. Проецирование искажает адекватное представление ребенка о себе, а главная задача родителей — «выковать» ребенка. Демоз пишет, что основной метафорой образа ребенка этого времени являются воск, глина, гипс, которым надо придать форму. Знаменитая метафора Дж. Локка: душа ребенка — tabula rasa, или «комната, в которой никого нет», также отражает представление, что пустота должна быть заполнена адекватным содержанием и это задача воспитателя. Именно в этот исторический период появляется первые руководства по воспитанию ребенка, в церковной иконографии возникает образ Марии и младенца, в светской живописи появляется образ заботливой матери.

Навязывающий стиль описан как характерный для Просвещения (XVIII в.). Демоз связывает появление этого стиля с началом «великого перехода» — переломной точки в отношении человека к ребенку. В это время отмечено снижение детской смертности и положительные сдвиги в демографии. Ребенок воспитывается в семье родной матерью. Основным средством воспитания становится не наказание, а воздействие словом. Основная задача родителя — контролировать потребности, эмоции, волю ребенка.

Социализирующий стиль возник в XIX в., основу этого стиля составляет представление о том, что главная жизненная задача человека — занять достойное место в обществе, что он существует для общества и должен выполнить свои обязательства перед ним. Поэтому все существующие вплоть до середины XX в. концепции родительства, начиная от психоаналитической и заканчивая бихевиористскими, имеют целью снабдить родителя адекватными навыками социализации ребенка. Процесс воспитания перестает быть только материнской задачей, в него начинают активно включаться отцы.

Помогающий стиль зародился в середине XX в. как результат нового понимания смысла человеческой жизни и понимания счастья, как субъективного переживания человеком опыта индивидуальной жизни. Смысл и счастье субъективны, а жизнь — это достояние проживающего ее субъекта. Родители, которые реализуют помогающий стиль, допускают, что ребенок — это уникальное человеческое существо, которому необходимо помочь вырасти и проявить потенциальные возможности, что он лучше, чем родители, знает свои потребности на каждой стадии развития. Свойства ребенка не формируются родителями по своему усмотрению, но их задача предоставить условия для проявления и развития индивидуальности [1, с.84]. В процессе воспитания участвуют оба родителя, и для них это творческий процесс. Они тратят значительно больше времени на воспитание, чем это делали родители предыдущих исторических эпох. Демоз пишет, что «из книг, в которых описывается этот стиль, видно, что в итоге вырастают добрые искренние люди с сильной волей, обладающие выраженной индивидуальностью, не склоняющиеся перед авторитетами». Необходимо отметить, что этот родительский стиль формировали люди, которые в юности были участниками движения человеческого потенциала, членами молодежных субкультур (хиппи) и протестовали против диктата общества над человеческой индивидуальностью [1, с.179].

Тут описывается  и сам процесс цивилизационного развития человека от состояния животного «бездушия» к состоянию человека, чьи психические репрезентации включают понятия человеческих отношений, представление о ценности этих отношений и понимание того, что сам человек в его личностной определенности создается тем типом отношения, которое адресовано ему родителями еще в колыбели и в детстве.

Другой попыткой реконструкции истории семьи и родительского отношения является работа французского историка Филиппа Арьерса [2]. В исследовании Арьерса, проведенном также на материале живописи, гравюр и письменных источников, многие факты подтверждают типологию Демоза, и это совпадение можно считать свидетельством достоверности двух реконструкций. Так, исследование приводит Арьерса к выделению двух исторических периодов родительства и описанию следующих характерных признаков восприятия ребенка и детства на каждом из периодов.

Первый период от IV в. до начала XVII в. характеризуется появлением первых детских изображений в церковной иконографии в XII—XII вв. и в светской иконографии в XV—XVI вв., как знак того, что в культуре появляется осознание ребенка и детства. Маленький ребенок воспринимался как «забавная вещица, с ним играли как с маленькой бесстыдной обезьянкой». «Если ребенок умирал, то общим правилом было не обращать на это слишком много внимания, ведь скоро на его месте появится другой» [2, с.9].  Продолжительность периода детства сведена к минимуму, а сам переход из состояния ребенка к состоянию взрослого происходит стремительно, минуя все промежуточные этапы. Процесс  взросления контролируется не семьей, а людьми, которым ребенок отдан в работники. Так называемое «обучение в людях». Пребывание в семье в перид раннего детства было кратким и не оставляло памяти о ней. Эмоциональные отношения, которые связывали людей между собой, формировались вне семейной структуры с соседями, друзьями, господами и слугами.

Второй период (с конца XVII в.). Осознание детства как особого периода жизни человека, произошло под влиянием мировоззренческих реформ в католичестве и протестантстве (Филипп Арьерс называет этот процесс великим процессом морализации). Важнейшим признаком этого переворота было появление школы, как своеобразного «карантина», который предшествовал переходу ребенка в мир взрослых. Качественно изменяются функции семьи: она становится пространством эмоциональной привязанности между супругами и между родителями и детьми. Она не только обеспечивает человека имуществом и честью, но и отвечает за воспитание и образование ребенка.

Представленные исторические реконструкции рисуют путь становления родительства к его современному состоянию — помогающему стилю отношения к ребенку. Они также позволяют увидеть, что ребенок долгое время не попадал в поле зрения размышляющего и рефлексирующего человека. Фактически только к началу Нового времени (XVII в.) в ребенке увидели будущего взрослого и ему стали уделять внимание воспитатели, сначала наказывающие, а потом помогающие взрослые. Современное родительство крайне неоднородно, и можно с уверенностью сказать, что разные социальные группы практикуют разные стили, оставаясь в разных точках цивилизационной траектории развития родительства.

  1. Взаимодействие семьи и школы

Родительское собрание – это важнейшая форма взаимодействия между семьей и школой, вне зависимости от стиля родительства. Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося. Также педагог лучше узнает семью и понимает с каким стилем родительства он столкнулся.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом [3]

В наше время век передовых технологий, многие родители предпочитают получить информацию из источников интернета. Для них это намного проще, удобнее, не надо никуда ходить, терять время – так считают многие современные родители.

Поэтому наша задача сделать родительское собрание интересным, полезным, нескучным для родителей. Показать приоритет живого общения.

  1. Особенности родительского собрания

Родительские собрания имеют ряд нюансов:

Во-первых, ОЖИДАНИЯ

Ожидание — событие, которое рассматривается как наиболее вероятное в ситуации неопределённости; также более или менее реалистичное предположение относительно будущего события. Если ожидание не сбывается, возникает эмоциональная реакция разочарования, а если происходит что-то неожиданное — эмоциональная реакция удивления. Ожидание относительно поведения другого лица, высказанное этому лицу, может иметь характер настойчивой просьбы или приказа [4].

Когда родители отдают ребенка в школу, у них есть определенные ожидания и необсужденное, но как бы само собой разумеющееся видение того, что школа должна дать ребенку.

Родители, успешно существовавшие в советской академической модели обучения, ждут от современной школы именно этого и убеждены, что ребенку необходимы глубокие знания. Родители, которые сами учились в школе избирательно, считают, что академизм – это условность, а вот настоящий вызов далеко за рамками школьной программы.

Разный опыт, разные приоритеты, разное мировоззрение. Соответственно, и ожидания разные.

Предполагается, что школа должна научить ребенка:

  • самостоятельно выполнять задания,
  • представлять свои результаты,
  • доводить дело до конца,
  • самостоятельно организовывать свое рабочее место,
  • планировать, организовывать свое время,
  • честно расставлять приоритеты и понимать слово «надо»,
  • бережно относиться к собственному труду, к предметам и инструментам,
  • уметь соблюдать порядок,
  • аккуратно вести записи,
  • ориентироваться в требованиях программы.

Помимоэтого есть опасное ожидание, что в школе должны научить ребенка соответствовать «норме».

Это минимум, на который, не задумываясь, рассчитывает практически каждый родитель.

Не задумываясь о том, что на самом деле «нормы» взяты с потолка. Но инерция мышления заставляет родителя мыслить категориями прошлого. И страх, что ребенок будет хуже, чем другие, или хуже, чем «все школьники страны этого возраста», играет против ребенка [5].

У всех людей есть ожидания. У педагогов от детей и родителей, у родителей-от педагогов и детей. И, если педагог, как грамотный специалист, в состоянии справиться со своими неоправданными ожиданиями и надеждами в отношении конкретного ученика, то он все равно ждет поддержки родителей ученика. А тут может быть родитель, который уверен, что в школе с помощью волшебной палочки учитель из мальчика Пети сделает отличника, активиста и ударника труда. Мальчик, к слову, не умеет правильно держать ручку, с трудом одевается и не понимает, почему вокруг него не водят хороводы.

У родителей, как было сказано выше, тоже есть свои ожидания. Чаще всего это ожидания от ребенка, такая «картина в рамочке с рюшечками» каким должен быть их  ребенок, а если это не получилось до школы, то тут учитель быстро сделает ребенка идеальным. Тут уже появляются ожидания от учителя. Вот прям этот учитель  за 1 день научит ребенка дактильной азбуке, за неделю - прописи пройдут и память появится идеальная. К концу первой четверти учитель сделает все то, что не смогли сделать  родители за 8 лет. Иногда просто диву даешься, когда беседуешь с ними: «Так стукните его как следует! Ну, дурак он, в папу! А я такой не была! Вот в наше время…» Да, тут приходится рассказывать, что физические наказания запрещены, что все дети разные, что ребенок не может быть вылитой копией родителя, что «ваше время» - это здесь и сейчас, а не прошлое, когда трава была зеленее.

Но, к сожалению, родительские ожидания и школьная реальность чаще всего не совпадают. Это и становится причиной конфликта между семьей и школой. Все дети разные: некоторым требуется больше времени для изучения школьной программы, есть дети, которые не готовы к обучению сейчас, есть дети с органическими нарушениями, которые по состоянию здоровья не станут вундеркиндами.

Таким образом, ожидания – это то, что есть у всех людей и вызывает спорные ситуации. Об этом стоит рассказать родителю, если вы видите, что это причина проблемы.

Во-вторых, ВРЕМЯ

Конечно, в последнее время, ввиду ряда причин: большая нагрузка, ковидные ограничения, возросшие объемы документооборота, довольно трудно собрать родителей вместе на родительском собрании и успеть рассказать им все.

Официально продолжительность родительского собрания не регламентирована. Всё зависит от активности родителей, количества вопросов, подлежащих рассмотрению и умения классного руководителя планировать и проводить подобные мероприятия. Но, все-таки психологи считают, что максимальная продолжительность родительского собрания 1час (60мин)-1,5часа (90мин). Это связано не только с усталостью педагогов и родителей, но и с тем, что собрание проводится вечером, когда мозговая активность снижается, и концентрация внимания падает.

Даже, если накопилось множество вопросов, если родительское собрание проходит в форме диалога и все счастливы, все равно это истощает нервную систему. Согласитесь, выходить из школы в состоянии «как выжатый лимон» мало приятно.

В-третьих, ТЕМА

Тему родительского собрания родителям диктует школа. Поэтому очень полезно указывать ее на доске на время проведения родительского собрания. Это крайне полезно для родителей, особенно, когда в своих обсуждениях они уходят в сторону.

Как сказал один родитель: «На собрание не идёшь развлекаться, поэтому для меня важно кратко, четко по существу, Главное получить информацию и если она проблемная как все разрулить».

Таким образом, по списку на доске обговариваются общие вопросы.

В-четвертых, СОДЕРЖАНИЕ

Как психолог, я за то, чтобы общие вопросы обсуждались в классе, а про конкретных детей обсуждения были в индивидуальном порядке с родителями этих детей. Категорически запрещается при всех на родительском собрании говорить о недостатках и неудачах конкретных учеников, называя их имена и фамилии.

Большая часть родителей в душе боится услышать что-нибудь плохое про своего ребенка, а вот хорошее приятно каждой и вызовет уважение к педагогу, желание помочь.

Таким образом, обсуждение оценок без ФИО, недостатков - только индивидуально, а вот доброе слово про каждого про каждого и при всех. Ведь многие родители после собрания разворачиваются и уходят, и даже не подозревают, какой у них отзывчивый, добрый, находчивый и прочее, ребенок. Это будет полезно и самому учителю. В психологии такое поведение - концентрировать внимание на хорошем и запоминать, как правило приводит к улучшению поведения и успеваемости. Это может помочь педагогу увидеть ребенка в другом свете и найти к нему подход.

В-пятых, ПОЗИТИВ

На самом деле про каждого, абсолютно каждого ребенка можно сказать пару приятных слов. А потом мама передаст их ребенку, наверняка украсив своими эмоциями, своей любовью, и тем неожиданным позитивом, который она получила на собрании. А заодно весьма полезно послушать про хорошие черты одноклассников своего ребенка (тем более, что про плохие черты она порой и от своего чада слышит, не считая других источников) Темы воспроизводить в порядке «хорошее-плохое-хорошее»

Хвалить класс, ребят, рассказывать о достижениях.

На вопрос какое оно «Нескучное родительское собрание», родители отвечали по-разному. Но смысл был примерно такой: «Нескучность от подачи информации зависит. Тут больше про умение сложить темы и харизма. Учитель - она и про детей, нахваливая расскажет, и про питание, и про успеваемость, никого не трогая! Всех предметников обсудит, деликатно намекая про подходы к ним. Расскажет, какие планы-мероприятия и что для этого нужно. И даст позитивный настрой, как правильно общаться с детьми, чтоб мотивировать и хвалить, на что обратить внимание и куда лучше не лезть — вот на одном дыхании слушаем! Не скучно ни разу»

Итак, обобщая вышесказанное, на родительском собрании желательно рассказывать:

  • Только то, что касается всего класса в совокупности, а не конкретно какого-то одного ученика (это интересно только его родителям, а другие отвлекаются и теряют нить разговора).
  • Что планируется важного в школе и привлекать родителей помогать детям преодолевать страхи и неудачи.
  • Как взаимодействовать с детьми, хотя бы вкратце! Ведь многие родители все ещё применяют метод кнута и пряника и НИКОГДА не задумываются о чувствах ребёнка!
  • Как мотивировать ребенка: «У тебя получится! Пробуй! Это ценный опыт»
  • Подход учителя с темы «Все плохо, прогуливает, не учит, себе на уме!» на подход «Все замечательно, а если вы мне ещё поможете с вот этим.., то будет бесподобно!» не сможет оставить равнодушным родителей.
  • Больше говорить о том, как ребёнок развивается в целом, как ведёт себя в группе, что можно сделать, чтоб ему было комфортнее, какие взаимоотношения в классе, а не только про учёбу. Хотя это, я считаю, можно делать не только на собрании, но и индивидуально.
  • Больше позитивных тем, больше давать возможности родителям высказаться, дать возможность обратной связи.

  1. Вариации «Нескучного родительского собрания»

Конференция

При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей. Обычно в такой форме эффективно проходят общешкольные собрания или собрания одной параллели. Для классных конференций интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня школьника. Каким ему быть?», «Семейные традиции».

 Деловая игра

При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педагогический коллектив. Можно продумать проблему улучшения успеваемости учащихся и т.п. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни класса, школы, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Семинар

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.

Диспут

В ходе диспута можно обсудить такие темы, как «Карманные деньги. Нужны ли они?». «Отцы и дети - это вечное противостояние» и т.д. Подготовка подобного диспута, конечно, требует определенного мастерства от педагога. Целесообразно в старших классах при проведении некоторых диспутов привлекать и учащихся. Их мнение часто является компетентным и открывает для родителей новые горизонты во взаимодействии с собственными детьми (проблемы общения «дети-родители», вопросы молодежной моды и т.д.). При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.

Консультация

Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, педагог-психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.

День открытых дверей в школе

Родители могут посетить подготовленные для них открытые уроки, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности учения, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию учителя по интересующей проблеме.

Дискуссия

(Рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

* Личность учителя (классного руководителя) выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.

* Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируется с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.

* Формируется новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий.

* Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность. Сегодня требуется иной подход к отбору и структурированию содержания родительских собраний, на смену авторитарной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества, когда родители становятся субъектом воспитательной деятельности наряду с учителем.

Организуя дискуссию, следует также помнить о требованиях к спору:

** Корректное поведение участников - спокойствие, сдержанность, уравновешенность.

** Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям оппонентов: «Мне нравится ваша мысль, над ней следует хорошо подумать...»

** Открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Это заставит и другую сторону быть более сговорчивой.

** Прием «Условное принятие доводов противника» позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперников в споре. Словно соглашаясь с доводами противника, мы выводим из его посылок сомнительное следствие, подводя к нужному выводу. Противник как бы опровергает собственные рассуждения.

Эффективным средством в споре считается использование юмора, иронии, сарказма, можно применить прием «Доведение до нелепости», т.е. сведение к абсурду, суть его - показать ложность тезиса или аргумента. Часто используют прием «бумеранга» (возвратного удара) - тезис или аргумент обращается против тех, кто его высказал. Разновидностью этого приема является прием «Подхват реплики», т.е. умение применить реплику противника в целях усиления собственной аргументации или ослабления аргументов оппонентов.

При ведении дискуссии следует избегать приема «Довод к человеку», при котором вместо тезиса начинают обсуждать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

Грамотно организованные дискуссии способствуют формированию заинтересованного отношения к постановке и решению проблем, самостоятельного мышления; учат их объективности (умению принимать во внимание различные точки зрения); вырабатывают навыки корректной постановки проблемы обсуждения, обмена взглядами, идеями и мнениями по обсуждаемым вопросам. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому суждению, таким образом, итог дискуссии не может сводиться к сумме высказанных на собрании точек зрения, он должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержанном большинством участников.

Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании [6].

Традиционные формы проведения родительских собраний:

 - педагогический ринг;

- родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений и т. Д

 - родительское собрание в форме кафе;

- пикник (родительское собрание в походе у костра);

- деловая игра;

- пресс-конференции (родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей);

- родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов;

- собрание-диспут;

 - родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети;

Нетрадиционные методы проведения родительских собраний.

 «Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, учитель, родители и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в вопросах правильного питания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по данной теме. Родители дают практические советы. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, педагоги, специалисты.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

 «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

 «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм» [7].


Список используемых источников:

[1] Демоз Ллойд. Психоистория. Ростов на Дону : изд-во Феникс, 2000.

[2] Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999

[3] Электронный источник. Открытый урок 1сентября.  https://urok.1sept.ru/articles/584421

[4] Электронный источник. Википедия. Свободная энциклопедия. Ожидания

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B6%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 [5] Электронный источник. Вести образования. https://vogazeta.ru/articles/2019/1/28/parents/5958-chego_zhdut_roditeli_ot_shkoly_i_otkuda_berutsya_eti_ozhidaniya

[6] Журнал  "Северная Двина" №2  2006, Синельникова Е.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО)

[7] Электронный источник. Методические рекомендации для проведения родительских собраний www.eduportal44.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"

Педсовет "Роль классного родительского собрания во  взаимодействии семьи и школы"...

"Родительское собрание в системе взаимодействия семьи и школы"

Статья напечатана в сборнике материалов городской научно-практической конференции "Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних" (СПб АППО)....

Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка (родительское собрание)

Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....

Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы»

Цели и задачи: Построить тесное взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы...

Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...