Педвсеобуч на тему "Воспитание у детей патриотизма"
статья

Лемешко Мария Сергеенва

Педвсеобуч на тему "Воспитание у детей патриотизма"

Текст выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

  Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я хотела бы вам рассказать о необходимости ориентирования у ребёнка на социально-значимые ценности, развитие у детей гражданственности и патриотизма.  

 Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это

целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего

поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического

общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к

реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой

политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих

способностей в целях достижения жизненного успеха.

  Формирование гражданско-патриотического воспитания актуальная задача

гражданско-патриотического образования школьников. Она обусловлена тем, что

организация жизнедеятельности учащихся направлена на выполнение социального заказа

общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой,

гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего

действовать как в интересах личности, так и общества.

Целью гражданско-патриотического воспитания является-  формирование и развитие

личности гражданина-патриота России,  способного соединить патриотические чувства и

патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной

солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому

обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского

общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:

создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания,

сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование

социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на

социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и

общественные начинания;

формирование патриотических чувств и патриотического самосознания

(патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к

социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение

российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой

истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского

государства, российского общества и российской культуры;

усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания

о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина

Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми,

анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности,

справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также

необходимые социальные компетенции;

подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере

гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства

социальной и патриотической деятельностью детей и молодежи;

разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов

учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной

деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов

для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

  Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему

Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей,

присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим

духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности,

готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к

своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и

ценностями народа. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-

исторический, военно-исторический и другие компоненты.

  Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие,

которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную

ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность

с её судьбой.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение

человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного

общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и

социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная

формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности,

взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная

формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения

гражданина

  Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему

Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика

личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию

человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу

своей Родины, сопричастность с её судьбой.

  На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине,

Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных

деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в

письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин

«патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции

1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения

русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее

начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения,

согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга

перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей,

присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим

духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности,

готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к

своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и

ценностями народа.

  Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не

только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-

исторический, военно-исторический и другие компоненты.

   В общественную жизнь России, российскую политику, социальную практику,

самосознание россиян возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы к

ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического

сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению

гражданского долга. Признано значение системы воспитания патриотизма как основы

консолидации общества и укрепления государства. Констатируется наличие острейших

проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их

решения на государственном уровне.

  К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально

значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях

всех типов и видов; массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая

государственными структурами, общественными движениями и организациями;

деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих

союзов, направленная на освещение проблем патриотического воспитания, на

формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Важнейшим

качеством гражданина-патриота названа способность успешно выполнять гражданские

обязанности в мирное и военное время.

  Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между

детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и

молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса,

стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и

через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как

принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным,

товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию –

необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если

это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство

базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность

коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.

  Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства

является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с

группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными

нормами и ценностями. Как особый тип самоопределения личности патриотизм

противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным

требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

  Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень

развития коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт

с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом,

страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение

человека. Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное поведение

огромных масс людей, лишенное какого-либо корыстного интереса.

  Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный

потенциал коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак

не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива.

  Соответственно и патриотическое воспитание не может обойтись без так называемых

Коллективообразующих эффектов совместной деятельности – отношений дружбы и

товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности другому,

идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или другой

группе.

  Целенаправленное использование этих эффектов может обеспечить только устойчивая,

целостная и способная к постоянной социально-психологической саморегуляции

воспитательная система. Такую систему нельзя создать в административном порядке, по

единой унифицированной модели образовательного учреждения; она не идентична и

системе воспитательной работы – совокупности воспитательных мероприятий.

  Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы,

соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям,

на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения

реальных результатов. Без этого условия невозможно естественное и необходимое для

патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским

самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности.

  Для успешного патриотического воспитания значение целенаправленного воздействия

воспитательной системы на социальную среду определяется тем, какой уровень

общественного коллективизма, группового развития это воздействие обеспечивает.

Принципы гражданско-патриотического воспитания:

1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип

воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и

последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического

отношения к окружающим.

2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на

формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип

предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении

через готовность к альтруистическим поступкам.

3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно

основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность

и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса

самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).

4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание

российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире.

Коллективообразующих результат (эффект) нравственного и культурно-исторического

воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив,

общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие

целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

  Таким образом, формируя систему патриотического воспитания, необходимо учитывать

«обратные связи» между этой системой и обществом. Значение проявлений активности

общества, культуры, общественного и личного самосознания настолько велико, что их

нельзя отнести к разряду «дополнительных условий» или внешних влияний среды.

  Общественные устремления нельзя назвать и просто факторами или компонентами

патриотического воспитания. Они являются основанием патриотического воспитания –

основанием, коренящимся в потребностях человека в совместной социальной

деятельности и коллективистском самоопределении, в существовании нравственного

порядка в обществе, в личностном самоутверждении и самосовершенствовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педвсеобуч

Любить- значит прощать...

Выступление на методическом объединении. Тема: «Воспитание патриотизма у детей и подростков посредством проведения народных праздников.»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна - из актуальных  задач современного образования. Как найти те ниточки, чтобы привить любовь к своим истокам, научить гордиться своей необъят...

Педвсеобуч: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИй В СЕМЬЕ»

Эстетическое развитие подростка в семье. Воспитание це­лостного эстетического отношения к миру, развитие способно­сти к полно1\енному восприятию искусства и духовному общению.Возможности художественно...

Воспитание патриотизма у детей с ОВЗ через работу школьного детского объединения «Радуга»

У подростков должно быть своё социально-значимое дело, выполняя которое, они могут чувствовать себя уверенно, свободно, видя, что их работа востребована, и выполняя которую они могут...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Патриотизм и здоровье детей

В статье выражается беспокойство по поводу тенденций современного образования, его конъюнктурной направленности, фрагментарности, утрате системы нравственных ценностей и гражданственности....

Работа с родителями по формированию у детей патриотизма и гражданственности.

В сообщении говорится о важности формирования патриотизма у школьников, раскрываются формы и методы работы....