Выступление на методическом объединении. Тема: «Воспитание патриотизма у детей и подростков посредством проведения народных праздников.»
методическая разработка по теме
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна - из актуальных задач современного образования. Как найти те ниточки, чтобы привить любовь к своим истокам, научить гордиться своей необъятной Родиной? Изучение традиций, обрядов, обычаев своего народа воспитывает все эти чувтва. И всё это не через нотации, лекции, а через интереснейшие праздники, где все: и участники и зрители вливаются в действие и становятся непосредственными участниками действа. Прилагается методическя разработка сценария: "Этой ярмарки краски" может использоваться и на выставках прикладного творчества в Центрах детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.7 КБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 559.87 КБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 12.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Выступление на методическом объединении.
Тема: «Воспитание патриотизма у детей и подростков посредством проведения народных праздников.»
Педагог дополнительного образования,
балетмейстер обр.хореографической студии
«Надежда» Губернаторова О.А.
В современном мире уделяется огромное место изучению личности с позитивной жизненно стратегией, с настроем на достижения, созидание и успех.
Такую личность характеризует ряд социально – психологических качеств, в которых не последнее место занимает патриотизм. Особую актуальность на сегодняшний день занимает вопрос патриотического воспитания молодёжи. Этот вопрос является одним из приоритетных в современной молодёжной политике. Это означает, что нам очень важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль Гражданина и роль Патриота. Чтобы говорить о патриотическом воспитании, о патриотизме, надо разобраться какой смысл, вкладывается в эти понятия?
Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека.
В современных условиях все острее встает вопрос повышения эффективности патриотического воспитания молодежи, поиска средств и технологий, соразмерных этому процессу.
Задача патриотического воспитания в наши дни – сформировать просвещенного и убежденного патриотагражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастного к жизни народа.
Все это требует по новому ставить задачу патриотического воспитания мо
лодёжи, поиска новых социально-культурных технологий патриотического
воспитания и развития его социально-культурных технологий.
Возрождение утраченных обрядов и праздников, может стать эффек
тивным способом приобщения современной молодежи к своим культурным корням – основе патриотических убеждений и чувств, осознания неразрывной связи со своим народом, его традиционного уклада жизни. На наш взгляд, социально-культурные технологии, направленные на сохранение народных обрядов, способны обеспечить глубокую историческую связь с Родиной, понимание ее боли и проблем. Именно поэтому культурно-исторические
основы патриотического воспитания могут обрести современные социально
культурные технологии, коренящиеся в традиционных элементах культуры
народа.
Следовательно, яркие и эмоционально насыщенные народные обряды и
праздники могут быть ассимилированы системой патриотического воспита
ния, получающей от них особый жизненный заряд, делающий патриотичес-
кое воспитание интересным и познавательным для молодежи.
Однако традиционные народные обряды мало знакомы современной
молодежи, они сохраняются и продолжают существовать только локально,
в связи с чем встает задача их возрождения и интеграции в социально
культурную сферу в аспекте патриотического воспитания молодежи.
Праздники для детей и молодёжи основанные на традиционном русском фольклоре, на обрядах, обычаях и традициях нужно тщательно продумывать и делать их яркими, доступными, наглядными, соответствующими сегодняшним требованиям, хорошо срежессированными, что бы они отложили отпечаток на сознании подрастающего поколения.
Огромную нагрузку при воспитании патриотизма несут военно-патриотические клубы, но при всей значимости военнопатриотического воспитания следует констатировать тот факт, что знание своих культурных корней является не менее важным компонентом патриотического сознания личности.
Традиционные народные обряды и праздники обладают огромными
возможностями передачи подрастающему поколению знаний, социальных и
духовнонравственных ценностей, выступая основной моделью аккумуляции,
трансляции и реализации культурного опыта, обеспечивают связь настояще
го с прошлым, передачу представлений об общей структуре мироздания, его
происхождении, о месте человека в этом мире и его роли в нем, и главное – о
Родине.
На практике в нашей студии организовывались программы основанные на народных прадниках – это «Кузьминские ссыпки», «Покровская неразбериха», «Филипповки», «Рождество Христово», «Сороки», праздник посвящённый «Кириллу м Мифодию», «Женмироносиц» и др.
Праздники очень нравились не только детям но и более старшему поколению. К нам подходили педагоги из общеобразовательных школ, благодарили и говорили, что очень много нового узнали на этих программах и чувство любви к своим корням на этих программах действительно возрождается.
Хочется предложить коллегам, организовать совместный праздник, основанный на народных традициях. Проанализировать прошлый опыт, который был в нашей студии и привнести, что-то новое, интересное, например, раньше, когда мы начинали программы не было возможности использовать мультимедийный проектор, сейчас можно сделать интересные презентации и многое другое.
Предварительный просмотр:
«ЭТОЙ ЯРМАРКИ КРАСКИ» |
сценарий утренней концертной программы ко Дню города «Зарайские Зори» на пл. Революции |
Сценарий составлен Губернаторовой О.А. |
24 июля 20012 года |
Cценарий праздничной концертной программы
«Этой ярмарки краски»
Посвящённой Дню города, района «Зарайские зори»
Место проведения: площадь Революции
Дата: 24 июля 2012 года
Время: праздничное гулянье начинается с 09.00 до 13.00
Работают торговые ряды, зазывалы, коробейники прохаживаются по торговым рядам, приглашая публику (см.приложение); творческие коллективы города и района с баянами в различных концах площади с песнями у палатках ремёсел, весёлые балаганные кукольные представления с русским Петрушкой. К 10.00 все действующие лица (коробейники, зазывалы и пр.)собираются к основной площадке.
Начинается основное действие.
Звучит русская народная мелодия.
Выбегают скоморохи, пляшут.
Голос(скоморохи вслушиваются): То не лес шумит, не река бурлит,
То не ветер-буян поднимается.
То честной народ на площадь идёт
На гуляние собирается.
Ой вы гой еси, да зарайцы все!
Люди знатные и почтенные!
И все жители окрестных мест!
Прикатилося кольцо залочёное в город наш
И поэтому поводу решено июля 24-го сего года
Провести праздник «Зарайские Зори»!
Скоморохи: Ух,ты! Ах, ты! Вот так да! Ну дела!
1 скоморох: Здравствуй, мир честной!
2 ск. Здравствуй, люд простой!
3ск. Здорово, братья скоморохи!
До земли мы всем вам поклонимся,
Да с речами к вам обратимся!
1ск. Сюда, сюда все приглашаются!
2 ск. Стой прохожий, остановись!
Все: На нашу ярмарку подивись
-2-
3 ск. Пора всем Вам заглянуть в наш балаган
Звуки музыки зовут песни, танцы здесь Вас ждут!
1. Стилизованный танец исп. обр. хор.студия «Надежда»
Выбегает разгневанный Царёк
Царь: Не то! Прекратить! Вон Все! Долой!
За ним скоморохи : Что такое что случилось?
Царь: Посмотрите, что происходит кругом?
Скоморохи: Что происходит?
Царь: Ложное всё! Чуждое! Заморское не православное!
Речи бранные, срамота непотребная, песни матерные.
«Домы 2» с «Клубом камеди»
Холод проник в сердца людей, не добры они стали не милосердны!
Вон все!
(Скоморохи убегают.)
Царь: эх, вот если бы я мог всех умельцев - мастеров собрать всех вместе! Ведь есть же на Руси Левши! Эй, сюда опять спеши!
(Скоморохи вновь на месте)
Царь: По Царскому указу, государеву наказу!
По исконному обычаю
Велю собраться всем на утренней на зореньке,
На восходнем красном солнышке.
На гульбище, на игрище на большое позорище!(ударение на первое о – значит «представление»)
Все без обману к ярмарочному балагану.
Творы творить, в сопелы дудеть и в долоны бить!
Велю в колокола звонить! (колокольный перезвон)
Ведущий за кулисами: А вот у нас и первые гости:
2. «Молодка» - «Ладанка»
Царь: (зрителям) А мы с вами посовещаемся и решим, не оскудела ли земля русская талантами, есть ли ещё порох в пороховницах?
1 ск. Не волнуйтесь, мы на месте нас не надо долго ждать.
2-й Люд честной вовсю торгует, так что можно продолжать!
3-й По рядам пройдитесь, к товарам приценитесь
Да нашими артистами подивитесь восхититесь!
-3-
Ярмарка Зарайская, веселись народ,
Ну-ка, эй , красавица, выходи вперёд!
3. «Ярмарка» - Т.Цуркан (работа ростовых кукол)
4. «Любовь волною» -«Ладанка»
5. «Курская по кругу» - «Надежда»
1-й: Покалякать здесь со мной
Подходи народ честной!
2-й: А вы прибаутки и всякие шутки
Слушайте, яблоки кушайте,
Орехи грызите, да карманы свои берегите!
Все: Облапошат!
6. анс. «Русская песня» (2песни)
3-й: Вот смотрите в оба
Идёт парень и его зазноба:
Надели платья модные
Да думают, что благородные,
1-й: А зазноба отменная
Баба здоровенная
Чудо красоты
Толщиной в три версты
Нос в полпуда!
Вместе: Вот это чудо!
2-й: Разве это чудо, чудо сейчас будет!
7. анс. «Околица» (2песни)
8. Кристина Горелова
3-й: Пошла плясать молодёшенька
Кто б её не целовал всё радёшенька!
9. «Барыня» - Т. Цуркан
10. «Зарайские зори»(2 песни)
1-й: На нашей ярмарки талантов
Столько, сколько душе угодно
2-й: А умельцев разных они шьют и вяжут,
3-й: Картины бисером вышивают.
-4-
11. В.Ежова
Ваши песни хороши и поёте от души
Но и наш товар не дюж веселил он тыщи душ.
12. «Антре»
13________________________________________________________14.______________________________________________________
15.______________________________________________________
1й:_Вот и ярмарке конец
Кто побывал тут-молодец! _
2-й: Всему люду края Зарайского
Все: Низкий поклон и вновь на ярмарку зовём!
Царь: А граду нашему песнь особая:
Зарайск,
К тебе храню любовь я!
Лишь только ты такой один
В краю родного Подмосковья!
К Зарайску лести нет в помине,
Ему я прямо говорю:
Твои легенды и святыни
Ценю, люблю, боготворю!
Колокольный перезвон.
Предварительный просмотр:
Приложение к сценарию «Этой Ярмарки краски».
Текст для зазывал и коробейников у торговых рядов.
Заходи, честной народ,
Здесь феерия идёт.
Подходи поскорей
И деньжат не жалей!
Не ради денег, не ради славы,
А для потехи и для забавы!
Спешите видеть, спешите попасть!
Веселитесь от чистого сердца и всласть!
Милости просим,
Дорогие гости!
Зайдите не пожалеете,
Коли время имеете.
Гостю честь,
Если деньги есть,
А нет и не надо,
Всё равно мы Вам рады!
Наше почтение людям богатым,
А также тем, кто живёт на зарплату,
Тем, кто с поклажей и кто на легке,
Тем кто сыт, тем, кто пьян или нос в табаке!!!
По нашим рядам пройдитесь
Товарами нашими подивитесь!!!!
Сухари, коврижки,
Пироги да пышки!
Пряники, ватрушки,
Булочки, пампушки.
Хачапури, калачи
Носят прямо из печи!!!
(тексты к различным ремёслам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении .Тема: "Дети и творчество"
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и р...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....
Повышение познавательного интереса и творческой активности младших школьников посредством проведения тематических праздников
Презентация "Mad Hatter Tea Party"...
Выступление на методическом объединении. Тема: " Игровые технологии в развитии познавательной функции у детей со сложной структурой дефекта"
Развивающие игры с песком в жизни детей с особыми образовательными потребностями....
Воспитание патриотизма и интернационализма у подростков. Дипломная работа для курсов переподготовки.
Проблема патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о...
"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"
Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...