Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении. Тема: «Воспитание патриотизма у детей и подростков посредством проведения народных праздников.»
    методическая разработка по теме

    Губернаторова Оксана Александровна

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна - из актуальных  задач современного образования. Как найти те ниточки, чтобы привить любовь к своим истокам, научить гордиться своей необъятной Родиной?  Изучение традиций, обрядов, обычаев своего народа воспитывает  все эти чувтва. И всё это не через нотации, лекции, а через интереснейшие праздники, где все: и участники и зрители вливаются в действие и становятся непосредственными участниками действа. Прилагается методическя разработка сценария: "Этой ярмарки краски" может использоваться и на выставках прикладного творчества в Центрах детского творчества.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Дополнительного образования детей

    Центр детского творчества

    Выступление на методическом объединении.

    Тема: «Воспитание патриотизма у детей и подростков посредством проведения народных праздников.»

     

                                                                              Педагог дополнительного образования,

                                                                              балетмейстер обр.хореографической студии

                                                                              «Надежда»  Губернаторова О.А.

           В современном мире уделяется  огромное место изучению личности с позитивной жизненно стратегией, с настроем на достижения, созидание и успех. 
     Такую личность характеризует ряд социально – психологических качеств, в которых не последнее место занимает патриотизм. Особую актуальность на сегодняшний день занимает вопрос патриотического воспитания молодёжи. Этот вопрос является одним из приоритетных в современной молодёжной политике. Это означает, что нам очень важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль Гражданина и роль Патриота. Чтобы говорить о патриотическом воспитании, о патриотизме, надо разобраться какой смысл,  вкладывается в эти понятия?

                  Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека.

                 В современных  условиях все острее встает вопрос повышения эффективности патриотического воспитания молодежи, поиска  средств и  технологий, соразмерных этому процессу.

         Задача патриотического  воспитания в наши  дни  –  сформировать просвещенного  и убежденного патриота­гражданина, обладающего не только чувством любви  к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастного к жизни народа.

    Все это  требует по новому ставить задачу патриотического  воспитания мо­ 

    лодёжи, поиска  новых социально-культурных технологий  патриотического 

    воспитания и развития его социально-культурных технологий.

                 Возрождение утраченных  обрядов и праздников, может стать эффек­

    тивным способом  приобщения современной молодежи  к  своим  культурным  корням –  основе  патриотических  убеждений  и  чувств, осознания неразрывной  связи  со своим народом, его  традиционного уклада  жизни. На наш взгляд, социально-культурные  технологии, направленные на  сохранение народных обрядов, способны обеспечить глубокую историческую связь с Родиной, понимание ее боли и проблем. Именно поэтому культурно-исторические 

    основы патриотического воспитания могут обрести современные социально­

    культурные  технологии, коренящиеся в традиционных элементах культуры 

    народа.

    Следовательно, яркие и эмоционально насыщенные народные обряды и 

    праздники могут быть ассимилированы системой  патриотического  воспита­ 

    ния, получающей  от них особый  жизненный заряд, делающий  патриотичес-

    кое воспитание интересным и познавательным для молодежи.

         Однако  традиционные народные обряды  мало  знакомы  современной 

    молодежи, они сохраняются и продолжают существовать только локально,

    в связи  с  чем встает задача их возрождения и  интеграции  в социально­

    культурную сферу  в аспекте  патриотического  воспитания молодежи.

     Праздники для детей и молодёжи основанные на традиционном русском фольклоре, на обрядах, обычаях и традициях нужно тщательно продумывать и делать их яркими, доступными, наглядными, соответствующими сегодняшним требованиям, хорошо срежессированными, что бы они отложили отпечаток на сознании подрастающего поколения.

     Огромную нагрузку при воспитании патриотизма несут военно-патриотические клубы, но при всей значимости  военно­патриотического воспитания следует констатировать тот факт, что знание своих культурных корней является не менее важным компонентом патриотического сознания личности.

    Традиционные  народные  обряды  и  праздники  обладают огромными 

    возможностями передачи подрастающему поколению знаний, социальных и 

    духовно­нравственных ценностей, выступая основной моделью аккумуляции,

    трансляции и реализации культурного опыта, обеспечивают связь настояще­ 

    го с прошлым, передачу представлений об общей структуре мироздания, его 

    происхождении, о месте человека в этом мире и его роли в нем, и главное – о 

    Родине.

       На практике в нашей студии организовывались программы основанные на народных прадниках – это «Кузьминские ссыпки», «Покровская неразбериха»,  «Филипповки»,  «Рождество Христово»,  «Сороки»,  праздник посвящённый «Кириллу м Мифодию», «Женмироносиц»  и др.

      Праздники очень нравились не только детям но и более старшему поколению. К нам подходили педагоги из общеобразовательных школ, благодарили и говорили, что очень много нового узнали на этих программах и чувство любви к своим корням на этих программах действительно возрождается.  

       Хочется предложить коллегам,  организовать совместный праздник,  основанный на народных традициях.  Проанализировать прошлый опыт, который был в нашей студии и привнести, что-то новое,  интересное, например, раньше, когда мы начинали программы не было возможности использовать мультимедийный  проектор, сейчас можно сделать интересные презентации и многое другое.    

           



    Предварительный просмотр:

    «ЭТОЙ  ЯРМАРКИ КРАСКИ»

    сценарий утренней концертной программы ко Дню города «Зарайские Зори» на пл. Революции

     Сценарий составлен Губернаторовой О.А.

    24 июля 20012 года

    Cценарий праздничной концертной программы

    «Этой ярмарки краски»

    Посвящённой Дню города, района «Зарайские зори»

    Место проведения: площадь Революции

    Дата: 24 июля 2012 года

    Время: праздничное гулянье начинается с 09.00 до 13.00

                                                                                 

                Работают торговые ряды, зазывалы, коробейники прохаживаются по торговым рядам, приглашая публику (см.приложение); творческие коллективы города и района с баянами в различных концах площади с песнями у палатках ремёсел, весёлые балаганные кукольные представления с русским Петрушкой. К 10.00 все  действующие лица (коробейники, зазывалы и пр.)собираются к основной площадке.

     Начинается основное действие.

    Звучит русская народная мелодия.

    Выбегают скоморохи, пляшут.

    Голос(скоморохи вслушиваются): То не лес шумит, не река бурлит,

            То не ветер-буян поднимается.

            То честной народ на площадь идёт

             На гуляние собирается.

             Ой вы гой еси, да зарайцы все!

             Люди знатные и почтенные!

             И все жители окрестных мест!

             Прикатилося кольцо залочёное в город наш

             И поэтому поводу решено июля 24-го сего года

             Провести праздник «Зарайские Зори»!

    Скоморохи:  Ух,ты! Ах, ты! Вот так да! Ну дела!

    1 скоморох: Здравствуй, мир честной!

    2 ск. Здравствуй, люд простой!

    3ск.  Здорово, братья скоморохи!

             До земли мы всем вам поклонимся,

             Да с речами к вам обратимся!

    1ск.  Сюда, сюда все приглашаются!

    2 ск. Стой прохожий, остановись!

    Все: На нашу ярмарку подивись

                                             -2-

    3 ск. Пора всем Вам заглянуть в наш балаган

             Звуки музыки зовут песни, танцы здесь Вас ждут!  

         

    1. Стилизованный танец исп.  обр. хор.студия «Надежда»

    Выбегает разгневанный Царёк

     Царь: Не то! Прекратить! Вон Все! Долой!

    За ним скоморохи : Что такое что случилось?

    Царь: Посмотрите, что происходит кругом?

    Скоморохи: Что происходит?

    Царь: Ложное всё! Чуждое! Заморское не православное!

                Речи бранные, срамота непотребная, песни матерные.

              «Домы 2» с «Клубом камеди» 

             Холод проник в сердца людей, не добры они стали не милосердны!

                Вон все!

    (Скоморохи убегают.)

    Царь: эх, вот если бы я мог всех умельцев - мастеров собрать всех вместе! Ведь есть же на Руси Левши! Эй, сюда опять спеши!

    (Скоморохи вновь на месте)

    Царь: По Царскому указу, государеву наказу!

                По исконному обычаю

                Велю собраться всем на утренней на зореньке,

                На восходнем красном солнышке.

                На гульбище, на игрище   на большое позорище!(ударение на первое о – значит «представление»)

                Все без обману к ярмарочному балагану.

                Творы творить, в сопелы дудеть и в долоны бить!

                Велю в колокола звонить!  (колокольный перезвон)

            Ведущий за кулисами: А вот  у нас и первые гости:

    2. «Молодка» - «Ладанка»

    Царь: (зрителям) А мы с вами посовещаемся и решим, не оскудела ли земля русская талантами, есть ли ещё порох в пороховницах?  

    1 ск. Не волнуйтесь, мы на месте нас не надо долго ждать.

    2-й  Люд честной вовсю торгует, так что можно продолжать!

    3-й По рядам пройдитесь, к товарам приценитесь

          Да нашими артистами подивитесь восхититесь!

                                     -3-

          Ярмарка Зарайская, веселись народ,

          Ну-ка, эй , красавица, выходи вперёд!

    3. «Ярмарка» - Т.Цуркан (работа ростовых кукол)

    4. «Любовь волною» -«Ладанка»

    5. «Курская по кругу» - «Надежда»

    1-й: Покалякать здесь со мной

            Подходи народ честной!

    2-й: А вы прибаутки и всякие шутки

           Слушайте, яблоки кушайте,

         Орехи грызите, да карманы свои берегите!

    Все: Облапошат!

     

    6. анс. «Русская песня» (2песни)

     

    3-й: Вот смотрите в оба

          Идёт парень и его зазноба:

          Надели платья модные

          Да думают, что благородные,

    1-й: А зазноба отменная

            Баба здоровенная

            Чудо красоты

            Толщиной в три версты

            Нос в полпуда!

    Вместе: Вот это чудо!

    2-й: Разве это чудо, чудо сейчас будет!

    7. анс. «Околица» (2песни)

    8. Кристина Горелова

    3-й: Пошла плясать молодёшенька

          Кто б её не целовал всё радёшенька!

    9. «Барыня» - Т. Цуркан

    10. «Зарайские зори»(2 песни)

    1-й: На нашей ярмарки талантов

           Столько, сколько душе угодно

    2-й: А умельцев разных они шьют и вяжут,

    3-й: Картины бисером вышивают.

    -4-

    11. В.Ежова

    Ваши песни хороши и поёте от души

    Но и наш товар не дюж веселил он тыщи душ.

    12. «Антре»

    13________________________________________________________14.______________________________________________________

    15.______________________________________________________

    1й:_Вот и ярмарке конец

              Кто побывал тут-молодец! _

    2-й: Всему люду края Зарайского

    Все: Низкий поклон и вновь на ярмарку зовём!

    Царь: А граду нашему песнь особая:

              Зарайск,

              К тебе храню любовь я!

              Лишь только ты такой один

              В краю родного Подмосковья!

             К Зарайску лести нет в помине,

             Ему я прямо говорю:

              Твои легенды и святыни

              Ценю, люблю, боготворю!

    Колокольный перезвон.



    Предварительный просмотр:

    Приложение к сценарию «Этой Ярмарки краски».

    Текст для зазывал и коробейников у торговых рядов.

    Заходи, честной народ,

    Здесь феерия идёт.

    Подходи поскорей

    И деньжат не жалей!

    Не ради денег, не ради славы,

    А для потехи и для забавы!

    Спешите видеть, спешите попасть!

    Веселитесь от чистого сердца и всласть!

    Милости просим,

    Дорогие гости!

    Зайдите не пожалеете,

    Коли время имеете.

    Гостю честь,

    Если деньги есть,

    А нет и не надо,

    Всё равно мы Вам рады!

    Наше почтение людям богатым,

    А также тем, кто живёт на зарплату,

    Тем, кто с поклажей и кто на легке,

    Тем кто сыт, тем, кто пьян или нос в табаке!!!

    По нашим рядам пройдитесь

    Товарами нашими подивитесь!!!!

    Сухари, коврижки,

    Пироги да пышки!

    Пряники, ватрушки,

    Булочки, пампушки.

    Хачапури, калачи

    Носят прямо из печи!!!

     (тексты к различным ремёслам)

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на методическом объединении .Тема: "Дети и творчество"

    Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и р...

    выступление на методическом объединении.тема «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

    «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»Успешность обучения зависит не только от мето­дов обучения, но и от форм организации познавательной дея­тельности учащихся на уроке, тем более ч...

    ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

    Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....

    Воспитание патриотизма и интернационализма у подростков. Дипломная работа для курсов переподготовки.

    Проблема патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о...

    "Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"

    Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...