Примерная программа подготовки ребенка к проживанию в замещающей семье.
рабочая программа

Зайцева Марина Витальевна

     Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

     Психологическое сопровождение ребенка до помещения в семью, опосредовано спецификой переходного периода, который характеризуется адаптацией к новой социальной ситуации развития и реабилитации негативного прошлого опыта, и стрессогенных факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx58.64 КБ
Файл programma.docx58.64 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная программа подготовки ребенка к проживанию в замещающей семье.

Великий Федор Михайлович Достоевский сказал: «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя входить в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».

Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать ему жизненный стержень, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть по бурному океану жизни, оказать помощь в осознанном выборе его самореализации и самоутверждения.

     Этот путь лежит через семью, через систему семейных отношений. Вне семьи и без семьи все это невозможно. Для растущего человека семья – ближайшие партнеры, главная опора в жизни, ось социализации.

     Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

     Психологическое сопровождение ребенка до помещения в семью, опосредовано спецификой переходного периода, который характеризуется адаптацией к новой социальной ситуации развития и реабилитации негативного прошлого опыта, и стрессогенных факторов.

    Именно поэтому, организация работы строится в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями; и осуществляется в два этапа: подготовительный и сопроводительный, обязательной частью, которого является мониторинг.

Целью программы является психолого-педагогическая подготовка ребёнка к проживанию в приёмной семье, предотвращение повторного сиротства.

Основные задачи:

  • определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье;
  • сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и семейных отношений;
  • сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций семьи и т.п.;
  • развить эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;
  • способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной саморегуляции, созданию идентичности и самопринятия;
  • создать условия для благоприятного прохождения периода адаптации ребенка через организацию психологического сопровождения семьи;
  • учитывать интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, на всех этапах семейного жизнеустройства.

 Принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей:

  • принцип преемственности, формирование непрерывной системы сопровождения ребенка (взаимодействие домов ребёнка, детских домов, социально-реабилитационных центров);
  • принцип комплексного сопровождения командой специалистов ребёнка и его семейного окружения;
  • принцип единства целей и задач специалистов, работающих с ребёнком в отношении его жизнеустройства;
  • принцип создания равных возможностей для самореализации каждого ребёнка;
  • принцип приоритета общения ребёнка с родителями, кровными родственниками;
  • принцип поощрения ребёнка к расширению своих социальных связей;
  • принцип приоритета интересов ребёнка в процессе принятия решений, влияющих на его судьбу, учет мнения ребенка при подборе семьи.

Главным результатом реализации программы является готовность ребенка к устройству в принимающую семью.

Критерии оценки психологической готовности ребёнка к жизни в семье:

  • ребенок имеет адекватные представления о причинах его изъятия из кровной семьи;
  • у ребенка сформирован позитивный образ семьи, модель будущей семьи и семейных отношений, он имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в интернатном учреждении;
  • в структуре идентичности ребенка значимое место занимают семейные роли;
  • у ребенка развиты представления об особенностях жизни в семье, распределении обязанностей, правилах взаимодействия;
  • развиты коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия с членами семьи и обеспечивающие успешное прохождение периода адаптации;
  • развиты элементы совладающего поведения, навыки эмоциональной саморегуляции.

Для детей, имеющих конкретные  перспективы устройства в приемную семью и знакомых с принимающими родителями выделены дополнительные критерии оценки психологической готовности ребёнка к устройству в принимающую семью:

  • ребенок имеет представление о том, как будут организованы его контакты со значимыми для него людьми (кровные родственники, друзья и т.д.);
  • ребенок положительно относится к факту устройства в конкретную семью.

Алгоритм работы психологической службы

  1. Комплексная диагностика
  • Наблюдение.
  • Беседа с ребенком.
  • Диагностика психического и эмоционального состояния ребенка, тревожности и наличия агрессивных тенденций, страхов.
  •  Комплексная диагностика на исследование памяти, внимания, логического мышления, эмоционально-аффективной сферы («Штур», методики: «Нелепицы», «10 слов», «Доска Сегена».
  • Определение уровня самооценки (тест «Ваша самооценка», рисунок «Автопортрет», типа темперамента.
  1. Реабилитация ребёнка. Использование техник по работе с психотравмой, переживанием ребенком горя и утраты семьи, близких людей (арт-терапия, сказкотерапия).
  2. Работа по формированию психологической готовности ребёнка к устройству в семью.
  3. Работа по формированию мотивации ребёнка к жизни в принимающей семье.
  4. Работа по формированию адекватного восприятия будущей семьи и места ребёнка в ней.
  5. Организация совместной жизни с ребёнком и принимающей семьёй. Наблюдение (как ребенок взаимодействует  с кровными  детьми и взрослыми).
  6. Подготовка ребёнка к расставанию с детским учреждением

Взаимодействие специалистов в процессе подготовки ребенка к устройству в приемную семью

        

        

Психолого-педагогический блок является центральным при подготовке ребенка к устройству в приемную семью, поскольку большая часть специфических проблем ребенка лежит в психологической сфере (несформированность представлений о семье, защитные реакции, страх жизни в новой семье и пр.) и педагогической сфере (несформированность социально-бытовых навыков, умений самоорганизации и пр.). Другими словами, именно в психолого-педагогической области обнаруживаются специфические проблемы ребенка при устройстве его в семью.

Технология системы подготовки ребёнка к жизнеустройству

Направления

деятельности

Ответственные лица

Методы, техники, формы работы

Комплексная диагностика и реабилитация ребёнка

Педагоги-психологи, врач, социальные педагоги

Диагностический инструментарий, анкетирование, тестирование

Работа по формированию психологической готовности ребёнка к устройству в семью

Педагоги-психологи, социальные педагоги

Техники работы с психотравмой. Техники переживания ребёнком горя и утраты семьи, близких людей (арттерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т.д.) Техники принятия собственной истории, прошлого и осознание своего настоящего и будущего (книга жизни)

Работа по мотивации ребёнка к жизни в замещающей семье

Педагоги-психологи

Составление книги жизни, семейного альбома, генеалогического древа и т.д.

Работа по формированию адекватного восприятия будущей семьи и места ребёнка в ней

Педагоги-психологи, врач-психотерапевт, социальные педагоги, воспитатели

Беседы, просмотр телепередач, чтение литературы, встречи

Организация совместной жизни с ребёнком и принимающей семьёй

Педагоги-психологи,

Социальные педагоги

Гостевая семья, организованные встречи

Подготовка ребёнка к расставанию с детским учреждением

Педагоги-психологи, методист, воспитатели

Ритуал расставания

Прощальный праздник

Альбом на память

Подарки

Фотографии

Пожелания

Этапы работы по подготовке ребенка к устройству в семью.

Цель первого этапа – получить углубленную и развернутую информацию о поступившем ребенке, о психологических причинах отклонений, в их воспитанности, обученности,  и спрогнозировать их развитие на ближайшее время. Очень важно на данном этапе собрать сведения о прошлом ребенка, его семьи.

  1. Диагностика готовности ребенка к устройству в приемную семью, особенностей преставления ребенка о семье.  

        Диагностика включает в себя составление социального паспорта, медицинское обследование и психолого-педагогическое обследование ребенка. Его завершает психолого-педагогический и медико-социальный консилиум.

          Подготовительный этап работы включает также специальную психотерапевтическую коррекционную работу, помогающую переосмыслить имеющий (чаще негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим ведется работа над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия. В этот период идет формирование навыков общения, развитие рефлексивного мышления, самоконтроля.

          Форма работы – групповая или индивидуальная – выбирается на основе особенностей эмоционального состояния ребенка, специфики его развития. Оптимальным решением является сочетание групповых и индивидуальных форм работы. Часто успешным решением вопроса в пользу групповой или индивидуальной работы становится работа с парой детей.

В рамках данной программы мы используем следующие возможности сочетания индивидуальных и групповых форм работы:

 

     Работа в данном направлении определяет этап реабилитации и адаптации ребенка к новой социальной ситуации развития.

Раздел

программы

Блок

программы

Темы

занятий /

 направление деятельности специалистов

Диагностика готовности ребенка к жизни в семье

Первичная диагностика

Медицинское обследование ребенка

Психолого-педагогическое обследование ребенка

Консилиум

Контрольная диагностика

Медицинское обследование ребенка

Психолого-педагогическое обследование ребенка

Консилиум

  1. Подготовка ребенка к жизни в семье.

          При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, о причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними перемены и представляли, какие их ждут изменения в будущем. Важно объяснить им, что произошло в их жизни, и почему они не могут сейчас жить со своими родителями. Для этого можно использовать такие приемы, как составление книги или карты жизни ребенка, приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребенка, сказкотерапии: проигрывание, проживание через театральные роли своих чувств и ощущений.

 

  1. Отреагирование травматичного опыта изъятия из семьи;

 Работа на этом этапе подготовки ребенка к жизни в новой семье направлена на снятие естественного страха, опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый опыт, чаще всего опыт потерь и разочарований. Но, несмотря на это, многие хотят приобрести семью.

  1. Формирование позитивной идентичности с включением семейных ролей;
  2. Формирование позитивного образа семьи, адекватных представлений о семейных ролях, функциях и т. п.;

         Важной задачей данного периода является осознание не только того, что ребенок хочет получить в семье и от семьи, но и обязательно понимание, что он может дать семье (это важно, чтобы не культивировать потребительство). Жить в семье, значит делить с другими обязанности – убирать, готовить, заниматься домашними и принятие позиции помощника, организатора, ответственного за какой-то участок семейной жизни – это залог будущего успеха. Незаменимыми оказываются занятия: «Семья – это 7 Я», «Мужчина в доме», «Хранительница очага», «Каково в дому, таково и самому». Эти методы помогают ребенку более успешно принять новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

  1. Развитие коммуникативных навыков и элементов совладающего поведения.

          Подготовку воспитанника детского дома к жизни в семье можно представить в виде пирамиды, основанием которой является восстановление у ребенка способности к привязанности на сенсорном уровне, а вершиной – готовность к исполнению семейных ролей на уровне социальном. Структурно она состоит из 4 блоков, последовательно отражающих уровни формирования и компенсации депривационных нарушений в развитии у детей (Й. Лангмейер, З. Матейчик):

  • сенсорный,
  • когнитивный,
  • эмоциональный,
  • социальный.

Подготовка ребенка к жизни в семье требует изменений на каждом из перечисленных уровней.

Сенсорный блок – связан с восстановлением глубинных, наиболее ранних нарушений в развитии ребенка, которые затрудняют его взаимодействие с окружающими и первыми проявляются в приемной семье, вызывая серьезные конфликты и отторжение. По данным последних исследований, эти нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Ребенок пропускает такой важный этап в развитии способности к адекватной привязанности, как эффективный телесный контакт с близким человеком: матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у него постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, формированию аффективной неустойчивости, чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

На сенсорном уровне у ребенка из детского дома начинает формироваться первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

В особых условиях группы детского дома ребенок плохо чувствует границы своего «я», поэтому становится либо малоизбирательным в контактах, либо пытается от них отказаться. В первом случае ребенок начинает липнуть ко всем без разбору, лишь бы почувствовать телесный контакт, во втором – всячески пытается отказаться от него. Плохо осознавая собственные границы, ребенок не чувствует границ другого человека. Нарушение границ становится одной из основных причин появления девиаций в его поведении.

В рамках первого блока психолого-педагогическое воздействие направлено на выработку ребенком осознания собственных границ и границ другого человека, на повышение общего энергетического потенциала, вследствие чего идет повышение уровня базового доверия к себе и другим, уровня первичной мотивации деятельности, формирование более адекватных реакций на стресс и способов его преодоления.

На уровне индивидуальных встреч с ребенком можно прорабатывать травматический опыт, связанный с разрывом связей с кровной семьей.

Когнитивный блок связан с особенностями интеллектуальной обработки информации ребенком. При подготовке воспитанников детского дома к жизни в семье мишенями психолого-педагогического воздействия на когнитивном уровне становятся неверные, травмирующие развитие ребенка представления о себе. Во-первых, как о беспомощном маленьком неудачнике, инициатива которого может иметь негативный результат для всех, представления о других как о беспощадной и враждебной силе, управляющей его жизнью. Преодолевается его склонность к выстраиванию катастрофических моделей жизни, когда будущее представляется неопределенным и потому угрожающим. Мишенью, куда направляется психологическая помощь, также являются знания ребенка о семье, ее функциях, правилах, семейных ролях и т.д.

Эмоциональный блок. Воспитанник детского дома живет в своеобразном эмоциональном мире. Пережив раннее отделение от матери, ребенок испытывает трудности при вступлении с другим человеком в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными переживаниями. Эти переживания он склонен проецировать на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих его людей и модус их поведения, склонен интерпретировать их как преимущественно враждебные. Воспитанник детского дома, пытаясь защитить себя от тяжелых для него переживаний, старается уйти от своих чувств, не говорить о них, зачастую он и не умеет этого делать. В связи с этим ребенку трудно сопереживать другому человеку. Попадая в семью, где должны быть эмоционально открытые, близкие отношения, ребенок напротив – замыкается в себе.

В процессе подготовки к жизни в семье псхолого-педагогическое воздействие на уровне данного блока должно быть направлено на формирование адекватной социальной перцепции у детей, на развитие у них эмоциональной эмпатии.

Крайне важной является работа над составлением толкового словаря чувств, в котором приводится интерпретация значения слов, обозначающих эти чувства.

Социальный блок отражает проблемы социального уровня депривационных нарушений у детей-сирот.

Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Ребенок, воспитывающийся в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, с трудом осознает свою идентичность. Ему необходимо хотя бы в игровой форме пережить опыт идентификации (отождествления) с семьей.

Направления деятельности:

Раздел

программы

Блок

программы

Темы

занятий /

 направление деятельности специалистов

Подготовка ребенка к жизни в семье

Сенсорный

Отреагирование травматичного опыта жизни в семье

(индивидуально)

Проектирование позитивных представлений о прошлом (индивидуально)

1.Формирование чувства защищенности

2.Осознание личных границ

3.Формирование адекватных реакций на стресс

Когнитивный

4.Формирование позитивных представлений о себе

5.Формирование представлений о семье

Эмоциональный

6. Развитие социальной перцепции

7. Развитие способности к эмпатии

Социальный

8. Формирование семейной идентичности

9. Формирование представлений о семейных ролях и функциях

10. Формирование социально-бытовых представлений

  1. Непосредственная подготовка к устройству в семью.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда появляется семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей.

 

Основной задачей здесь является нахождение точек соприкосновения, определяющихся взаимностью выборов, совместимостью интересов и потребностей. Это процесс двусторонний. Выбор делает как семья, так и сам ребенок.

  • Знакомство с  потенциальными родителями;
  • Организация гостевого режима;
  • Индивидуальные консультации психолога;
  • Знакомство с нормами и традициями семьи;
  • Подготовка ребенка к расставанию с детским учреждением.

На данном этапе можно выделить два содержательных блока.

Мотивационный блок связан с формированием позитивного восприятия у ребенка перспектив жизни в конкретной семье, готовности покинуть детский дом. Этот блок может включать как индивидуальные консультации психолога, так и встречи с потенциальными родителями.

Организационный блок предполагает решение вопросов о гостевом режиме, организацию обследований ребенка медицинской и дефектологической службами, подготовку рекомендаций приемным родителям

Раздел

программы

Блок

программы

Темы

занятий /

 направление деятельности специалистов

Непосредственная подготовка к помещению в семью

Мотивационный

1.Заочное знакомство ребенка с членами семьи

2. Очное знакомство ребенка с членами семьи

3.Совместные   занятия (встречи) ребенка с членами семьи:

А. Учимся понимать друг друга

Б. Личное пространство

В. Наша новая семья

Организационный

Организация гостевого режима

Организация обследования ребенка

Подготовка рекомендаций родителям по результатам обследования

Подготовка ребёнка к расставанию с учреждением (прощальный праздник, подарки, фотографии, альбом на   память, пожелания)

Целью этапа помещения ребенка в замещающую семью

является знакомство с членами семьи  семейным укладом и традициями.

На этом этапе работают психолог, социальный педагог и воспитатель группы, в которой находится ребенок.

Последовательность действий на этапе помещения ребенка в замещающую семью:

1. Заочное знакомство ребенка с людьми, пожелавшими стать его родителями. Рассказывая ребенку о конкретной семье, подобранной для него, показывают фотографии членов семьи и квартиры; рассказывают обо всех членах семьи, об их характере, привычках и увлечениях; обсуждают права и обязанности приемного ребенка; отвечают на все вопросы по поводу его семейного будущего. Ведется работа по формированию  адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребенка в ней (педагоги-психологи, врач-психотерапевт, социальные педагоги, воспитатели). Методы, используемые в работе – беседы, просмотр телепередач, чтение литературы. Параллельно воспитателями и педагогами дополнительного образования ведется работа по формированию и развитию навыков самообслуживания и

самостоятельности ребенка в виде практических занятий по кулинарии и

домоведению.

2. Знакомство ребенка с семьей (установление контакта должно происходить при постоянном сопровождении специалистами).

3. «Программы сближения» направлены на установление и поддержание контактов между ребенком и семьей на этапе оформления документов до перехода в семью. Целью данного этапа является получение семьей реальных представлений о ребенке, а для ребенка – знакомство с членами семьи и семейным укладом и традициями, что облегчает последующую адаптацию ребенка в семье. Знакомство ребенка с замещающей семьей может состояться в помещении учреждения или в игровой комнате, где у родителей и детей есть возможность познакомиться через совместную деятельность. Потенциальный родитель имеет возможность побеседовать с ребенком (приглашение ребенка в гости на выходные дни или каникулы),

4. Временное помещение ребенка на выходные и каникулярные дни.

Педагогами-психологами и социальными педагогами организуется совместная работа с ребенком и замещающей семьей (беседа о том, как складывались отношения ребенка и семьи во время первого визита, чем был занят ребенок, что вызвало интерес и теплоту в отношениях, а что – напряжение или растерянность, чем было заполнено время ребенка, приобрел ли он полезные навыки, имел ли посильные задания (например выгуливание собаки), получилось ли обсудить что-либо в семье вместе с ребенком (выбор занятий, какие-либо семейные дела, вопросы, интересующие ребенка).

5. Беседа педагога-психолога с ребенком после возвращения из гостей. Знакомство ребенка со своей будущей замещающей семьей должно осуществляться постепенно, шаг за шагом. При этом ни при каких условиях нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса. Практика показывает, что продолжительность самого знакомства может варьироваться от одного контакта до серии встреч, продолжающихся многие месяцы. Часто это определяется тем, установлен ли эмоциональный контакт в семье, и возникает ли потребность в продолжении отношений у ребенка и потенциальных родителей.

6. Беседа педагога-психолога с потенциальным родителем после визита ребенка в семью. В случае, когда ребенок и замещающая семья устраивают друг друга, готовится переезд ребенка в семью. Проводится подготовка ребенка к расставанию с учреждением (организацией)педагогами-психологами, воспитателями в виде ритуала, прощального праздника, желательно с альбомом на память, подарками, фотографиями, пожеланиями и т. д

Оценка эффективности деятельности по подготовке ребенка в замещающую семью

Критерии оценки эффективности работы:

  • психологическая готовность ребенка к жизни и воспитанию в

замещающей семье;

  • конструктивное взаимодействие в замещающей семье и в других

социальных группах;

  • усвоение ребенком знаний, полученных в ходе подготовки, способность применить их в жизни;
  • устройство ребенка в замещающую семью
  • число возвратов детей, прошедших подготовку, к общему числу детей, устроенных в замещающие семьи и вернувшихся из них.

Способы оценки эффективности по каждому из указанных критериев:

  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • беседы;
  • проективные методики;
  • интервью с ребенком;
  • анализ диагностического материала.

Связь с другими организациями: с органами опеки и попечительства; с

организациями, ведущими отбор и подготовку замещающих семей и

другими образовательными организациями для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей; учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, семейной и молодежной политики и др.

Орган опеки и попечительства получает информацию о подготовленном для помещения в семью ребенке и направляет кандидата для знакомства (реализация программы сближения); дает разрешение на временное помещение ребенка в семью на выходные и каникулярные дни.

Если подготовку кандидатов и подготовку детей ведут различные организации, то по согласованию с органом опеки и попечительства они совместно реализуют программы сближения семьи и ребенка.

        Развитие этих необходимых навыков формируют и общий план произвольного поведения, что в свою очередь обеспечивает более полный перенос навыков, полученных ребенком в ходе тренингов, занятий, в реальную жизнь.

Основная цель – совместимость. Наиболее важными являются чисто человеческие качества потенциальных родителей: доброта, чуткость, толерантность, эмпатия. Главное - понять и принять ребенка таким, какой он есть: со всеми его плюсами и минусами.

 



Предварительный просмотр:

Примерная программа подготовки ребенка к проживанию в замещающей семье.

Великий Федор Михайлович Достоевский сказал: «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя входить в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».

Исходя из общечеловеческих ценностей в воспитании ребенка, необходимо дать ему жизненный стержень, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться и плыть по бурному океану жизни, оказать помощь в осознанном выборе его самореализации и самоутверждения.

     Этот путь лежит через семью, через систему семейных отношений. Вне семьи и без семьи все это невозможно. Для растущего человека семья – ближайшие партнеры, главная опора в жизни, ось социализации.

     Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.

     Психологическое сопровождение ребенка до помещения в семью, опосредовано спецификой переходного периода, который характеризуется адаптацией к новой социальной ситуации развития и реабилитации негативного прошлого опыта, и стрессогенных факторов.

    Именно поэтому, организация работы строится в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями; и осуществляется в два этапа: подготовительный и сопроводительный, обязательной частью, которого является мониторинг.

Целью программы является психолого-педагогическая подготовка ребёнка к проживанию в приёмной семье, предотвращение повторного сиротства.

Основные задачи:

  • определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье;
  • сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и семейных отношений;
  • сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций семьи и т.п.;
  • развить эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;
  • способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной саморегуляции, созданию идентичности и самопринятия;
  • создать условия для благоприятного прохождения периода адаптации ребенка через организацию психологического сопровождения семьи;
  • учитывать интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, на всех этапах семейного жизнеустройства.

 Принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей:

  • принцип преемственности, формирование непрерывной системы сопровождения ребенка (взаимодействие домов ребёнка, детских домов, социально-реабилитационных центров);
  • принцип комплексного сопровождения командой специалистов ребёнка и его семейного окружения;
  • принцип единства целей и задач специалистов, работающих с ребёнком в отношении его жизнеустройства;
  • принцип создания равных возможностей для самореализации каждого ребёнка;
  • принцип приоритета общения ребёнка с родителями, кровными родственниками;
  • принцип поощрения ребёнка к расширению своих социальных связей;
  • принцип приоритета интересов ребёнка в процессе принятия решений, влияющих на его судьбу, учет мнения ребенка при подборе семьи.

Главным результатом реализации программы является готовность ребенка к устройству в принимающую семью.

Критерии оценки психологической готовности ребёнка к жизни в семье:

  • ребенок имеет адекватные представления о причинах его изъятия из кровной семьи;
  • у ребенка сформирован позитивный образ семьи, модель будущей семьи и семейных отношений, он имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в интернатном учреждении;
  • в структуре идентичности ребенка значимое место занимают семейные роли;
  • у ребенка развиты представления об особенностях жизни в семье, распределении обязанностей, правилах взаимодействия;
  • развиты коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия с членами семьи и обеспечивающие успешное прохождение периода адаптации;
  • развиты элементы совладающего поведения, навыки эмоциональной саморегуляции.

Для детей, имеющих конкретные  перспективы устройства в приемную семью и знакомых с принимающими родителями выделены дополнительные критерии оценки психологической готовности ребёнка к устройству в принимающую семью:

  • ребенок имеет представление о том, как будут организованы его контакты со значимыми для него людьми (кровные родственники, друзья и т.д.);
  • ребенок положительно относится к факту устройства в конкретную семью.

Алгоритм работы психологической службы

  1. Комплексная диагностика
  • Наблюдение.
  • Беседа с ребенком.
  • Диагностика психического и эмоционального состояния ребенка, тревожности и наличия агрессивных тенденций, страхов.
  •  Комплексная диагностика на исследование памяти, внимания, логического мышления, эмоционально-аффективной сферы («Штур», методики: «Нелепицы», «10 слов», «Доска Сегена».
  • Определение уровня самооценки (тест «Ваша самооценка», рисунок «Автопортрет», типа темперамента.
  1. Реабилитация ребёнка. Использование техник по работе с психотравмой, переживанием ребенком горя и утраты семьи, близких людей (арт-терапия, сказкотерапия).
  2. Работа по формированию психологической готовности ребёнка к устройству в семью.
  3. Работа по формированию мотивации ребёнка к жизни в принимающей семье.
  4. Работа по формированию адекватного восприятия будущей семьи и места ребёнка в ней.
  5. Организация совместной жизни с ребёнком и принимающей семьёй. Наблюдение (как ребенок взаимодействует  с кровными  детьми и взрослыми).
  6. Подготовка ребёнка к расставанию с детским учреждением

Взаимодействие специалистов в процессе подготовки ребенка к устройству в приемную семью

        

        

Психолого-педагогический блок является центральным при подготовке ребенка к устройству в приемную семью, поскольку большая часть специфических проблем ребенка лежит в психологической сфере (несформированность представлений о семье, защитные реакции, страх жизни в новой семье и пр.) и педагогической сфере (несформированность социально-бытовых навыков, умений самоорганизации и пр.). Другими словами, именно в психолого-педагогической области обнаруживаются специфические проблемы ребенка при устройстве его в семью.

Технология системы подготовки ребёнка к жизнеустройству

Направления

деятельности

Ответственные лица

Методы, техники, формы работы

Комплексная диагностика и реабилитация ребёнка

Педагоги-психологи, врач, социальные педагоги

Диагностический инструментарий, анкетирование, тестирование

Работа по формированию психологической готовности ребёнка к устройству в семью

Педагоги-психологи, социальные педагоги

Техники работы с психотравмой. Техники переживания ребёнком горя и утраты семьи, близких людей (арттерапия, песочная терапия, сказкотерапия и т.д.) Техники принятия собственной истории, прошлого и осознание своего настоящего и будущего (книга жизни)

Работа по мотивации ребёнка к жизни в замещающей семье

Педагоги-психологи

Составление книги жизни, семейного альбома, генеалогического древа и т.д.

Работа по формированию адекватного восприятия будущей семьи и места ребёнка в ней

Педагоги-психологи, врач-психотерапевт, социальные педагоги, воспитатели

Беседы, просмотр телепередач, чтение литературы, встречи

Организация совместной жизни с ребёнком и принимающей семьёй

Педагоги-психологи,

Социальные педагоги

Гостевая семья, организованные встречи

Подготовка ребёнка к расставанию с детским учреждением

Педагоги-психологи, методист, воспитатели

Ритуал расставания

Прощальный праздник

Альбом на память

Подарки

Фотографии

Пожелания

Этапы работы по подготовке ребенка к устройству в семью.

Цель первого этапа – получить углубленную и развернутую информацию о поступившем ребенке, о психологических причинах отклонений, в их воспитанности, обученности,  и спрогнозировать их развитие на ближайшее время. Очень важно на данном этапе собрать сведения о прошлом ребенка, его семьи.

  1. Диагностика готовности ребенка к устройству в приемную семью, особенностей преставления ребенка о семье.  

        Диагностика включает в себя составление социального паспорта, медицинское обследование и психолого-педагогическое обследование ребенка. Его завершает психолого-педагогический и медико-социальный консилиум.

          Подготовительный этап работы включает также специальную психотерапевтическую коррекционную работу, помогающую переосмыслить имеющий (чаще негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим ведется работа над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия. В этот период идет формирование навыков общения, развитие рефлексивного мышления, самоконтроля.

          Форма работы – групповая или индивидуальная – выбирается на основе особенностей эмоционального состояния ребенка, специфики его развития. Оптимальным решением является сочетание групповых и индивидуальных форм работы. Часто успешным решением вопроса в пользу групповой или индивидуальной работы становится работа с парой детей.

В рамках данной программы мы используем следующие возможности сочетания индивидуальных и групповых форм работы:

 

     Работа в данном направлении определяет этап реабилитации и адаптации ребенка к новой социальной ситуации развития.

Раздел

программы

Блок

программы

Темы

занятий /

 направление деятельности специалистов

Диагностика готовности ребенка к жизни в семье

Первичная диагностика

Медицинское обследование ребенка

Психолого-педагогическое обследование ребенка

Консилиум

Контрольная диагностика

Медицинское обследование ребенка

Психолого-педагогическое обследование ребенка

Консилиум

  1. Подготовка ребенка к жизни в семье.

          При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, о причинах перемещения из семьи в детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними перемены и представляли, какие их ждут изменения в будущем. Важно объяснить им, что произошло в их жизни, и почему они не могут сейчас жить со своими родителями. Для этого можно использовать такие приемы, как составление книги или карты жизни ребенка, приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребенка, сказкотерапии: проигрывание, проживание через театральные роли своих чувств и ощущений.

 

  1. Отреагирование травматичного опыта изъятия из семьи;

 Работа на этом этапе подготовки ребенка к жизни в новой семье направлена на снятие естественного страха, опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый опыт, чаще всего опыт потерь и разочарований. Но, несмотря на это, многие хотят приобрести семью.

  1. Формирование позитивной идентичности с включением семейных ролей;
  2. Формирование позитивного образа семьи, адекватных представлений о семейных ролях, функциях и т. п.;

         Важной задачей данного периода является осознание не только того, что ребенок хочет получить в семье и от семьи, но и обязательно понимание, что он может дать семье (это важно, чтобы не культивировать потребительство). Жить в семье, значит делить с другими обязанности – убирать, готовить, заниматься домашними и принятие позиции помощника, организатора, ответственного за какой-то участок семейной жизни – это залог будущего успеха. Незаменимыми оказываются занятия: «Семья – это 7 Я», «Мужчина в доме», «Хранительница очага», «Каково в дому, таково и самому». Эти методы помогают ребенку более успешно принять новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

  1. Развитие коммуникативных навыков и элементов совладающего поведения.

          Подготовку воспитанника детского дома к жизни в семье можно представить в виде пирамиды, основанием которой является восстановление у ребенка способности к привязанности на сенсорном уровне, а вершиной – готовность к исполнению семейных ролей на уровне социальном. Структурно она состоит из 4 блоков, последовательно отражающих уровни формирования и компенсации депривационных нарушений в развитии у детей (Й. Лангмейер, З. Матейчик):

  • сенсорный,
  • когнитивный,
  • эмоциональный,
  • социальный.

Подготовка ребенка к жизни в семье требует изменений на каждом из перечисленных уровней.

Сенсорный блок – связан с восстановлением глубинных, наиболее ранних нарушений в развитии ребенка, которые затрудняют его взаимодействие с окружающими и первыми проявляются в приемной семье, вызывая серьезные конфликты и отторжение. По данным последних исследований, эти нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Ребенок пропускает такой важный этап в развитии способности к адекватной привязанности, как эффективный телесный контакт с близким человеком: матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у него постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, формированию аффективной неустойчивости, чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

На сенсорном уровне у ребенка из детского дома начинает формироваться первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

В особых условиях группы детского дома ребенок плохо чувствует границы своего «я», поэтому становится либо малоизбирательным в контактах, либо пытается от них отказаться. В первом случае ребенок начинает липнуть ко всем без разбору, лишь бы почувствовать телесный контакт, во втором – всячески пытается отказаться от него. Плохо осознавая собственные границы, ребенок не чувствует границ другого человека. Нарушение границ становится одной из основных причин появления девиаций в его поведении.

В рамках первого блока психолого-педагогическое воздействие направлено на выработку ребенком осознания собственных границ и границ другого человека, на повышение общего энергетического потенциала, вследствие чего идет повышение уровня базового доверия к себе и другим, уровня первичной мотивации деятельности, формирование более адекватных реакций на стресс и способов его преодоления.

На уровне индивидуальных встреч с ребенком можно прорабатывать травматический опыт, связанный с разрывом связей с кровной семьей.

Когнитивный блок связан с особенностями интеллектуальной обработки информации ребенком. При подготовке воспитанников детского дома к жизни в семье мишенями психолого-педагогического воздействия на когнитивном уровне становятся неверные, травмирующие развитие ребенка представления о себе. Во-первых, как о беспомощном маленьком неудачнике, инициатива которого может иметь негативный результат для всех, представления о других как о беспощадной и враждебной силе, управляющей его жизнью. Преодолевается его склонность к выстраиванию катастрофических моделей жизни, когда будущее представляется неопределенным и потому угрожающим. Мишенью, куда направляется психологическая помощь, также являются знания ребенка о семье, ее функциях, правилах, семейных ролях и т.д.

Эмоциональный блок. Воспитанник детского дома живет в своеобразном эмоциональном мире. Пережив раннее отделение от матери, ребенок испытывает трудности при вступлении с другим человеком в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными переживаниями. Эти переживания он склонен проецировать на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих его людей и модус их поведения, склонен интерпретировать их как преимущественно враждебные. Воспитанник детского дома, пытаясь защитить себя от тяжелых для него переживаний, старается уйти от своих чувств, не говорить о них, зачастую он и не умеет этого делать. В связи с этим ребенку трудно сопереживать другому человеку. Попадая в семью, где должны быть эмоционально открытые, близкие отношения, ребенок напротив – замыкается в себе.

В процессе подготовки к жизни в семье псхолого-педагогическое воздействие на уровне данного блока должно быть направлено на формирование адекватной социальной перцепции у детей, на развитие у них эмоциональной эмпатии.

Крайне важной является работа над составлением толкового словаря чувств, в котором приводится интерпретация значения слов, обозначающих эти чувства.

Социальный блок отражает проблемы социального уровня депривационных нарушений у детей-сирот.

Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Ребенок, воспитывающийся в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, с трудом осознает свою идентичность. Ему необходимо хотя бы в игровой форме пережить опыт идентификации (отождествления) с семьей.

Направления деятельности:

Раздел

программы

Блок

программы

Темы

занятий /

 направление деятельности специалистов

Подготовка ребенка к жизни в семье

Сенсорный

Отреагирование травматичного опыта жизни в семье

(индивидуально)

Проектирование позитивных представлений о прошлом (индивидуально)

1.Формирование чувства защищенности

2.Осознание личных границ

3.Формирование адекватных реакций на стресс

Когнитивный

4.Формирование позитивных представлений о себе

5.Формирование представлений о семье

Эмоциональный

6. Развитие социальной перцепции

7. Развитие способности к эмпатии

Социальный

8. Формирование семейной идентичности

9. Формирование представлений о семейных ролях и функциях

10. Формирование социально-бытовых представлений

  1. Непосредственная подготовка к устройству в семью.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда появляется семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей.

 

Основной задачей здесь является нахождение точек соприкосновения, определяющихся взаимностью выборов, совместимостью интересов и потребностей. Это процесс двусторонний. Выбор делает как семья, так и сам ребенок.

  • Знакомство с  потенциальными родителями;
  • Организация гостевого режима;
  • Индивидуальные консультации психолога;
  • Знакомство с нормами и традициями семьи;
  • Подготовка ребенка к расставанию с детским учреждением.

На данном этапе можно выделить два содержательных блока.

Мотивационный блок связан с формированием позитивного восприятия у ребенка перспектив жизни в конкретной семье, готовности покинуть детский дом. Этот блок может включать как индивидуальные консультации психолога, так и встречи с потенциальными родителями.

Организационный блок предполагает решение вопросов о гостевом режиме, организацию обследований ребенка медицинской и дефектологической службами, подготовку рекомендаций приемным родителям

Раздел

программы

Блок

программы

Темы

занятий /

 направление деятельности специалистов

Непосредственная подготовка к помещению в семью

Мотивационный

1.Заочное знакомство ребенка с членами семьи

2. Очное знакомство ребенка с членами семьи

3.Совместные   занятия (встречи) ребенка с членами семьи:

А. Учимся понимать друг друга

Б. Личное пространство

В. Наша новая семья

Организационный

Организация гостевого режима

Организация обследования ребенка

Подготовка рекомендаций родителям по результатам обследования

Подготовка ребёнка к расставанию с учреждением (прощальный праздник, подарки, фотографии, альбом на   память, пожелания)

Целью этапа помещения ребенка в замещающую семью

является знакомство с членами семьи  семейным укладом и традициями.

На этом этапе работают психолог, социальный педагог и воспитатель группы, в которой находится ребенок.

Последовательность действий на этапе помещения ребенка в замещающую семью:

1. Заочное знакомство ребенка с людьми, пожелавшими стать его родителями. Рассказывая ребенку о конкретной семье, подобранной для него, показывают фотографии членов семьи и квартиры; рассказывают обо всех членах семьи, об их характере, привычках и увлечениях; обсуждают права и обязанности приемного ребенка; отвечают на все вопросы по поводу его семейного будущего. Ведется работа по формированию  адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребенка в ней (педагоги-психологи, врач-психотерапевт, социальные педагоги, воспитатели). Методы, используемые в работе – беседы, просмотр телепередач, чтение литературы. Параллельно воспитателями и педагогами дополнительного образования ведется работа по формированию и развитию навыков самообслуживания и

самостоятельности ребенка в виде практических занятий по кулинарии и

домоведению.

2. Знакомство ребенка с семьей (установление контакта должно происходить при постоянном сопровождении специалистами).

3. «Программы сближения» направлены на установление и поддержание контактов между ребенком и семьей на этапе оформления документов до перехода в семью. Целью данного этапа является получение семьей реальных представлений о ребенке, а для ребенка – знакомство с членами семьи и семейным укладом и традициями, что облегчает последующую адаптацию ребенка в семье. Знакомство ребенка с замещающей семьей может состояться в помещении учреждения или в игровой комнате, где у родителей и детей есть возможность познакомиться через совместную деятельность. Потенциальный родитель имеет возможность побеседовать с ребенком (приглашение ребенка в гости на выходные дни или каникулы),

4. Временное помещение ребенка на выходные и каникулярные дни.

Педагогами-психологами и социальными педагогами организуется совместная работа с ребенком и замещающей семьей (беседа о том, как складывались отношения ребенка и семьи во время первого визита, чем был занят ребенок, что вызвало интерес и теплоту в отношениях, а что – напряжение или растерянность, чем было заполнено время ребенка, приобрел ли он полезные навыки, имел ли посильные задания (например выгуливание собаки), получилось ли обсудить что-либо в семье вместе с ребенком (выбор занятий, какие-либо семейные дела, вопросы, интересующие ребенка).

5. Беседа педагога-психолога с ребенком после возвращения из гостей. Знакомство ребенка со своей будущей замещающей семьей должно осуществляться постепенно, шаг за шагом. При этом ни при каких условиях нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса. Практика показывает, что продолжительность самого знакомства может варьироваться от одного контакта до серии встреч, продолжающихся многие месяцы. Часто это определяется тем, установлен ли эмоциональный контакт в семье, и возникает ли потребность в продолжении отношений у ребенка и потенциальных родителей.

6. Беседа педагога-психолога с потенциальным родителем после визита ребенка в семью. В случае, когда ребенок и замещающая семья устраивают друг друга, готовится переезд ребенка в семью. Проводится подготовка ребенка к расставанию с учреждением (организацией)педагогами-психологами, воспитателями в виде ритуала, прощального праздника, желательно с альбомом на память, подарками, фотографиями, пожеланиями и т. д

Оценка эффективности деятельности по подготовке ребенка в замещающую семью

Критерии оценки эффективности работы:

  • психологическая готовность ребенка к жизни и воспитанию в

замещающей семье;

  • конструктивное взаимодействие в замещающей семье и в других

социальных группах;

  • усвоение ребенком знаний, полученных в ходе подготовки, способность применить их в жизни;
  • устройство ребенка в замещающую семью
  • число возвратов детей, прошедших подготовку, к общему числу детей, устроенных в замещающие семьи и вернувшихся из них.

Способы оценки эффективности по каждому из указанных критериев:

  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • беседы;
  • проективные методики;
  • интервью с ребенком;
  • анализ диагностического материала.

Связь с другими организациями: с органами опеки и попечительства; с

организациями, ведущими отбор и подготовку замещающих семей и

другими образовательными организациями для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей; учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, семейной и молодежной политики и др.

Орган опеки и попечительства получает информацию о подготовленном для помещения в семью ребенке и направляет кандидата для знакомства (реализация программы сближения); дает разрешение на временное помещение ребенка в семью на выходные и каникулярные дни.

Если подготовку кандидатов и подготовку детей ведут различные организации, то по согласованию с органом опеки и попечительства они совместно реализуют программы сближения семьи и ребенка.

        Развитие этих необходимых навыков формируют и общий план произвольного поведения, что в свою очередь обеспечивает более полный перенос навыков, полученных ребенком в ходе тренингов, занятий, в реальную жизнь.

Основная цель – совместимость. Наиболее важными являются чисто человеческие качества потенциальных родителей: доброта, чуткость, толерантность, эмпатия. Главное - понять и принять ребенка таким, какой он есть: со всеми его плюсами и минусами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...

Подготовка воспитанников к передаче в замещающую семью.

Статья служит консультативным материалом для родителей "приёмных семей"...

Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей...

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье.

Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей,  формирует новый социальный институт защиты детства – институт замещающей семьи.Международный опыт показывает, что воспит...

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье

Содержит планирование работы по подготовке ребёнка к проживанию в замещающей семье...

Подготовка ребенка к устройству в замещающую семью

Одним из направлений деятельности специалистов социально-педагогических центров, является подготовка ребенка к помещению в замещающую семью и направлена, в первую очередь, на преодоление предыдущего н...