Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье.
рабочая программа

Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей,  формирует новый социальный институт защиты детства – институт замещающей семьи.

Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Именно поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребёнка органически вписано в ее жизнедеятельность.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребёнку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено:                                                                                                   Утверждаю:

на методическом совете                                                                                Директор МКУ       МКУ «Центр помощи детям»                                                                       «Центр помощи детям»

Протокол № ___ от «___» ________2016г.                                                  Н.А. Еремеева________

 

Программа подготовки ребёнка к

устройству и проживанию в замещающей семье.

Составили:

Педагог – психолог Петракова Е.С.

Педагог-психолог Бородина О.Б.

г. Троицк 2016 г.

Структура программы.

Пояснительная записка…………………………………………………………….3

I. Этапы работы по подготовке ребёнка к устройству в семью…… …………..7

   1. Диагностика готовности ребёнка к устройству в замещающую семью, особенностей представления ребёнка о семье……………………………………7

   2.  Подготовка ребёнка к жизни в замещающей семье  ………………………..9

   3.  Непосредственная подготовка к устройству в замещающую семью……….13

   4.  Помещения ребенка в замещающую семью…………………………...……..14

II.Оценка эффективности деятельности по подготовке ребёнка в замещающую семью………………………………………………………………………………..16

III.Основы деятельности по подготовке ребёнка в замещающую семью………16

Список литературы…………………………………………………………………18  

Пояснительная записка

Семейное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей,  формирует новый социальный институт защиты детства – институт замещающей семьи.

Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребёнка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Именно поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребёнка органически вписано в ее жизнедеятельность.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребёнку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.

Семейное устройство обеспечивает ребёнку реализацию права жить и воспитываться в семье, позволяет предотвратить депривацию и социальную дезадаптацию детей, возникающую при длительном пребывании в учреждении интернатного содержания, обеспечивает им возможность сформировать привязанность и социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращая тем самым вторичное сиротство.

   Цель программы: социально – психологическая подготовка ребёнка к проживанию в замещающей семье, предотвращение повторного социального сиротства.

  Основные задачи:

  • определить степень готовности ребёнка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье;
  • сформировать у ребёнка позитивный образ будущей (приемной)  семьи и семейных отношений;
  • сформировать готовность ребёнка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций и ритуалов семьи и т.п.;
  • развить эффективные способы коммуникации ребёнка с замещающими родителями, другими членами семьи, социумом;
  • способствовать развитию у ребёнка навыков эмоциональной саморегуляции, созданию идентичности и самопринятия;
  • создать условия для благоприятного прохождения периода адаптации ребёнка через организацию психологического сопровождения семьи;
  • коррекция эмоционально-волевой (волевые усилия, произвольная регуляция поведения) и мотивационной сфер у ребёнка;
  • формирование характеристик психологически здоровой личности: стрессоустойчивости, социальной адаптации и успешной самореализации;
  • развитие навыков конструктивного общения;
  • учитывать интересы ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на всех этапах семейного жизнеустройства.

Принципы психолого-педагогического сопровождения ребёнка, оставшегося без попечения родителей:

  • принцип преемственности, формирование непрерывной системы сопровождения ребёнка (взаимодействие домов ребёнка, социально-реабилитационных центров);
  • принцип комплексного  сопровождения командой специалистов ребёнка и его семейного окружения;
  • принцип единства целей и задач специалистов, работающих с ребёнком в отношении его жизнеустройства;
  • принцип создания равных возможностей для самореализации каждого ребёнка;
  • принцип приоритета общения ребёнка с родителями, кровными родственниками;
  • принцип поощрения ребёнка к расширению своих социальных связей;
  • принцип приоритета интересов ребёнка в процессе принятия решений, влияющих на его судьбу,  учёт мнения ребёнка при подборе семьи.

Главным результатом реализации программы является готовность ребёнка к устройству в замещающую семью.

Критерии оценки психологической готовности ребёнка

к жизни в замещающей семье:

  • ребёнок имеет адекватные представления о причинах его изъятия из кровной семьи;
  • у ребёнка сформирован позитивный образ семьи, модель будущей семьи и семейных отношений, он имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в интернатном учреждении;
  • в структуре идентичности  ребёнка значимое место занимают семейные роли;
  • у ребёнка развиты представления об особенностях жизни в семье, распределении обязанностей, правилах взаимодействия;
  • развиты коммуникативные умения, навыки конструктивного общения, необходимые для эффективного взаимодействия с членами семьи и обеспечивающие успешное прохождение периода адаптации;
  • развиты элементы бесконфликтного поведения, навыки эмоциональной саморегуляции.

Для детей, имеющих конкретные  перспективы устройства в приемную семью и знакомых с принимающими родителями, выделены дополнительные критерии оценки психологической готовности ребёнка к устройству в принимающую семью:

  • ребёнок имеет представление о том, как будут организованы его контакты со значимыми для него людьми (кровные родственники, друзья и т.д.);
  • ребёнок положительно относится к факту устройства в конкретную семью.

Алгоритм работы психологической службы

  1. Составление психологического паспорта ребёнка.
  2. Реабилитация ребёнка. Использование техник по работе с психотравмой, переживанием ребёнком горя и утраты семьи, близких людей (арт-терапия, сказкотерапия).
  3. Работа по формированию психологической готовности ребёнка к устройству в семью.
  4. Работа по формированию мотивации ребёнка к жизни в замещающей семье.
  5. Работа по формированию адекватного восприятия будущей семьи и места ребёнка в ней.
  6. Наблюдение (как ребёнок взаимодействует  с кровными  детьми и взрослыми).
  7. Подготовка ребёнка к расставанию с социальным учреждением.

Взаимодействие специалистов в процессе подготовки ребёнка к устройству в замещающую семью

        

        

Психолого-педагогический блок является центральным при подготовке ребёнка к устройству в приемную семью, поскольку большая часть специфических проблем ребенка лежит в психологической сфере (несформированность представлений о семье, защитные реакции, страх жизни в новой семье и пр.) и педагогической сфере (несформированность социально-бытовых навыков, умений самоорганизации и пр.). Другими словами, именно в психолого-педагогической области обнаруживаются специфические проблемы ребёнка при устройстве его в семью.

Технология системы подготовки ребёнка к жизнеустройству

Направления

деятельности

Ответственные лица

Методы, техники, формы работы

Комплексная диагностика и реабилитация ребёнка

Педагоги-психологи, врач, социальные педагоги

Диагностический инструментарий, анкетирование, тестирование

Работа по формированию психологической готовности ребёнка к устройству в семью

Педагоги-психологи, социальные педагоги

  • Техники работы с психотравмой.
  • Техники переживания ребёнком горя и утраты семьи, близких людей (арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия и т.д.).
  • Техники принятия собственной истории, прошлого и осознание своего настоящего и будущего (книга жизни).

Работа по мотивации ребёнка к жизни в замещающей семье

Педагоги-психологи

Составление книги жизни, семейного альбома и т.д.

Работа по формированию адекватного восприятия будущей семьи и места ребёнка в ней

Педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели

Беседы, просмотр телепередач, чтение литературы, встречи

Организация совместной жизни с ребёнком и принимающей семьёй

Педагоги-психологи,

Социальные педагоги

Гостевая семья, организованные встречи

Подготовка ребёнка к расставанию с социальном учреждением

Педагоги-психологи, Зам по УВР, воспитатели

Ритуал расставания

Альбом на память

Подарки

Фотографии, пожелания

  1. Этапы работы по подготовке ребёнка к устройству в семью.
  1. Диагностика готовности ребёнка к устройству в замещающую семью, особенностей преставления ребёнка о семье.

Цель первого этапа – получить углубленную и развернутую информацию о поступившим ребёнке, о психологических особенностях развития, в их воспитанности,  обученности,  и прогнозировать их развитие на ближайшее время. Очень важно на данном этапе собрать сведения о прошлом ребёнка, его семьи.

 Составление психологического паспорта ребёнка  включает в себя:

  • психологическое заключение;
  • карта психологического сопровождения;
  • диагностика и коррекционные задачи по результатам диагностики;
  • личностные особенности воспитанника;
  • индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
  • карта тренинговых мероприятий;
  • индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника.

 Личное дело ребёнка составляется в соответствии с правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423.

       Подготовительный этап работы включает также специальную  коррекционную работу, помогающую переосмыслить имеющий (чаще негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим ведется работа над актуальными проблемами ребёнка, особенностями эмоционального реагирования, адекватностью поведения, самопринятия. В этот период идет формирование навыков общения, развитие рефлексивного мышления, самоконтроля.

          Форма работы – групповая или индивидуальная – выбирается на основе особенностей личностных характеристик ребенка, специфики его развития.

В Центре, мы используем следующие возможности сочетания индивидуальных и групповых форм работы:

Работа в данном направлении определяет этап реабилитации и адаптации ребёнка к новой социальной ситуации развития.

Раздел

программы

Направление деятельности специалистов

Диагностика готовности ребёнка к жизни в семье

Медицинское обследование ребёнка

Психолого-педагогическое обследование ребёнка

Консилиум

2. Подготовка ребёнка к жизни в замещающей семье.

          При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребёнка о своем прошлом, историю его жизни, о причинах перемещения из семьи в Центр и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними перемены и представляли, какие их ждут изменения в будущем. Важно объяснить им, что произошло в их жизни, и почему они не могут сейчас жить со своими родителями. Для этого можно использовать такие приёмы, как составление книги или карты жизни ребёнка, приемы активного слушания, беседы о жизненном пути ребёнка, сказкотерапии: проигрывание, проживание через театральные роли своих чувств и ощущений.

  1. Рефлексия травматичного опыта изъятия из семьи;

 Работа на этом этапе подготовки ребёнка к жизни в новой семье направлена на снятие естественного страха, опасения, уменьшение чувства тревоги. Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребёнок идет, имея прошлый опыт, чаще всего опыт потерь и разочарований. Но, несмотря на это, многие хотят приобрести семью.

  1. Формирование позитивной идентичности с включением семейных ролей;
  2. Формирование позитивного образа семьи, адекватных представлений о семейных ролях, функциях и т. п.;

         Важной задачей данного периода является осознание не только того, что ребёнок хочет получить в семье и от семьи, но и обязательно понимание, что он может дать семье (это важно, чтобы не культивировать потребительство). Жить в семье - значит делить с другими обязанности – убирать, готовить, заниматься домашними и принятие позиции помощника, организатора, ответственного за какой-то участок семейной жизни – это залог будущего успеха. Незаменимыми оказываются занятия: «Семья – это7 Я», «Мужчина в доме», «Хранительница очага», «Каково в дому, таково и самому». Эти методы помогают ребенку более успешно принять новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

  1. Развитие коммуникативных навыков и элементов бесконфликтного поведения.

          Подготовку воспитанника Центра к жизни в семье можно представить в виде пирамиды, основанием которой является восстановление у ребёнка способности к привязанности на сенсорном уровне, а вершиной – готовность к исполнению семейных ролей на уровне социальном. Структурно она состоит из 4 блоков, последовательно отражающих уровни формирования и компенсации депривационных нарушений в развитии у детей (Й. Лангмейер, З. Матейчик):

  • сенсорный,
  • когнитивный,
  • эмоциональный,
  • социальный.

Подготовка ребёнка к жизни в семье требует изменений на каждом из перечисленных уровней.

Сенсорный блок – связан с восстановлением глубинных, наиболее ранних нарушений в развитии ребёнка, которые затрудняют его взаимодействие с окружающими и первыми проявляются в приемной семье, вызывая серьезные конфликты и отторжение. По данным последних исследований, эти нарушения начинаются у ребёнка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребёнка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Ребёнок пропускает такой важный этап в развитии способности к адекватной привязанности, как эффективный телесный контакт с близким человеком: матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у него постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, формированию аффективной неустойчивости, чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

На сенсорном уровне у ребёнка из Центра начинает формироваться первичное ощущение собственной неспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды.

В особых условиях группы Центра  ребёнок плохо чувствует границы своего «я», поэтому становится либо малоизбирательным в контактах, либо пытается от них отказаться. В первом случае ребёнок начинает липнуть ко всем без разбору, лишь бы почувствовать телесный контакт, во втором – всячески пытается отказаться от него. Плохо осознавая собственные границы, ребёнок не чувствует границ другого человека. Нарушение границ становится одной из основных причин появления девиаций в его поведении.

В рамках первого блока психолого-педагогическое воздействие направлено на выработку ребёнком осознания собственных границ и границ другого человека, на повышение общего энергетического потенциала, вследствие чего идет повышение уровня базового доверия к себе и другим, уровня первичной мотивации деятельности, формирование более адекватных реакций на стресс и способов его преодоления.

На уровне индивидуальных встреч с ребёнком можно прорабатывать травматический опыт, связанный с разрывом связей с кровной семьей.

Когнитивный блок связан с особенностями интеллектуальной обработки информации ребёнком. При подготовке воспитанников Центра к жизни в семье мишенями психолого-педагогического воздействия на когнитивном уровне становятся неверные, травмирующие развитие ребенка представления о себе. Во-первых, как о беспомощном маленьком неудачнике, инициатива которого может иметь негативный результат для всех, представления о других как о беспощадной и враждебной силе, управляющей его жизнью. Преодолевается его склонность к выстраиванию катастрофических моделей жизни, когда будущее представляется неопределенным и потому угрожающим. Мишенью, куда направляется психологическая помощь, также являются знания ребёнка о семье, ее функциях, правилах, семейных ролях и т.д.

Эмоциональный блок. Воспитанник Центра живет в своеобразном эмоциональном мире. Пережив раннее отделение от матери, ребёнок испытывает трудности при вступлении с другим человеком в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными переживаниями. Эти переживания он склонен проецировать на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих его людей и модус их поведения, склонен интерпретировать их как преимущественно враждебные. Воспитанник Центра, пытаясь защитить себя от тяжелых для него переживаний, старается уйти от своих чувств, не говорить о них, зачастую он и не умеет этого делать. В связи с этим ребёнку трудно сопереживать другому человеку. Попадая в семью, где должны быть эмоционально открытые, близкие отношения, ребёнок напротив – замыкается в себе.

В процессе подготовки к жизни в семье псхолого-педагогическое воздействие на уровне данного блока должно быть направлено на формирование адекватной социальной перцепции у детей, на развитие у них эмоциональной эмпатии.

Крайне важной является работа над составлением толкового словаря чувств, в котором приводится интерпретация значения слов, обозначающих эти чувства.

Социальный блок отражает проблемы социального уровня депривационных нарушений у детей-сирот.

Ребёнок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Ребёнок, воспитывающийся в депривационных условиях, особенно в социальном учреждении, с трудом осознает свою идентичность. Ему необходимо хотя бы в игровой форме пережить опыт идентификации (отождествления) с семьёй.

Направления деятельности:

Раздел

программы

Блок

программы

Темы

занятий /

направление деятельности специалистов

Подготовка ребёнка к жизни в семье

Сенсорный

Рефлексия травматичного опыта жизни в семье

(индивидуально)

Проектирование позитивных представлений о прошлом (индивидуально)

1.Формирование чувства защищённости

2.Осознание личных границ

3.Формирование адекватных реакций на стресс

Когнитивный

1.Формирование позитивных представлений о себе

2.Формирование представлений о семье

Эмоциональный

1. Развитие социальной перцепции

2. Развитие способности к эмпатии

Социальный

1. Формирование семейной идентичности

2. Формирование представлений о семейных ролях и функциях

3. Формирование социально-бытовых представлений

3. Непосредственная подготовка ребёнка

к устройству в замещающую семью.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда появляется семья, изъявившая желание заменить ребёнку биологических родителей.

   Основной задачей здесь является нахождение точек соприкосновения, определяющихся взаимностью выборов, совместимостью интересов и потребностей. Это процесс двусторонний. Выбор делает как семья, так и сам ребёнок.

  • Знакомство с  потенциальными родителями;
  • Организация гостевого режима;
  • Индивидуальные консультации психолога;
  • Знакомство с нормами и традициями семьи;
  • Подготовка ребёнка к расставанию с социальным учреждением.

На данном этапе можно выделить два содержательных блока.

Мотивационный блок связан с формированием позитивного восприятия у ребёнка перспектив жизни в конкретной семье, готовности покинуть Центр. Этот блок может включать как индивидуальные консультации психолога, так и встречи с потенциальными родителями.

Организационный блок предполагает решение вопросов о гостевом режиме, организацию обследований ребёнка медицинской и дефектологической службами, подготовку рекомендаций приемным родителям.

Раздел

программы

Блок

программы

Направление деятельности специалистов

Непосредственная подготовка к помещению в семью

Мотивационный

1.Заочное знакомство ребёнка с членами семьи

2. Очное знакомство ребёнка с членами семьи

3.Совместные  встречи ребёнка с членами семьи:

А. Учимся понимать друг друга

Б. Личное пространство

В. Наша новая семья

Организационный

  • Организация гостевого режима
  • Организация обследования ребёнка
  • Подготовка рекомендаций родителям по результатам обследования
  • Подготовка ребёнка к расставанию с учреждением (прощальный праздник, подарки, фотографии, альбом на память,  пожелания)

4. Помещения ребёнка в замещающую семью

Целью этапа помещения ребёнка в замещающую семью, является знакомство с членами семьи и семейным укладом и традициями.

На этом этапе работают психолог, социальный педагог и воспитатель группы, в которой находится ребёнок.

Последовательность действий на этапе помещения ребёнка в замещающую семью:

1. Заочное знакомство ребёнка с людьми, пожелавшими стать его родителями. Рассказывая ребёнку о конкретной семье, подобранной для него, показывают фотографии членов семьи и квартиры; рассказывают обо всех членах семьи, об их характере, привычках и увлечениях; обсуждают права и обязанности приемного ребёнка; отвечают на все вопросы по поводу его семейного будущего. Ведется работа по формированию  адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребёнка в ней (педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели). Методы, используемые в работе – беседы, просмотр телепередач, чтение литературы. Параллельно воспитателями и педагогами дополнительного образования ведется работа по формированию и развитию навыков самообслуживания и самостоятельности ребёнка в виде практических занятий по кулинарии и домоведению.

2. Знакомство ребёнка с семьей (установление контакта должно происходить при постоянном сопровождении специалистами).

3. «Методы сближения» направлены на установление и поддержание контактов между ребёнком и семьей на этапе оформления документов до перехода в семью. Целью данного этапа является получение семьей реальных представлений о ребёнке, а для ребёнка – знакомство с членами семьи и семейным укладом и традициями, что облегчает последующую адаптацию ребёнка в семье. Знакомство ребёнка с замещающей семьёй может состояться в помещении учреждения или в игровой комнате, где у родителей и детей есть возможность познакомиться через совместную деятельность. Потенциальный родитель имеет возможность побеседовать с ребёнком (приглашение ребёнка в гости на выходные дни или каникулы),

4. Временное помещение ребёнка на выходные и каникулярные дни.

Педагогами-психологами и социальными педагогами организуется совместная работа с ребенком и замещающей семьей (беседа о том, как складывались отношения ребёнка и семьи во время первого визита, чем был занят ребёнок, что вызвало интерес и теплоту в отношениях, а что – напряжение или растерянность, чем было заполнено время ребёнка, приобрёл ли он полезные навыки, имел ли посильные задания (например выгуливание собаки), получилось ли обсудить что-либо в семье вместе с ребёнком (выбор занятий, какие-либо семейные дела, вопросы, интересующие ребёнка).

5. Беседа педагога-психолога с ребёнком после возвращения из гостей. Знакомство ребёнка со своей будущей замещающей семьёй должно осуществляться постепенно, шаг за шагом. При этом, ни при каких условиях нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса. Практика показывает, что продолжительность самого знакомства может варьироваться от одного контакта до серии встреч, продолжающихся многие месяцы. Часто это определяется тем, установлен ли эмоциональный контакт в семье, и возникает ли потребность в продолжение отношений у ребёнка и потенциальных родителей.

6. Беседа педагога-психолога с потенциальным родителем после визита ребёнка в семью. В случае, когда ребёнок и замещающая семья устраивают друг друга, готовится переезд ребёнка в семью. Проводится подготовка ребёнка к расставанию с учреждением (организацией) педагогами-психологами, воспитателями в виде ритуала, желательно с альбомом на память, подарками, фотографиями, пожеланиями и т. д.

II. Оценка эффективности деятельности по  подготовке ребёнка в замещающую семью.

Критерии оценки эффективности  работы:

  • психологическая готовность ребёнка к жизни и воспитанию в замещающей семье;
  • конструктивное взаимодействие в замещающей семье и в других социальных группах;
  • усвоение ребёнком  знаний полученных в ходе подготовки, способность применить их в жизни;
  • устройство ребёнка в замещающую семью;
  • число возвратов детей, прошедших подготовку, к общему числу детей, устроенных в замещающие семьи и вернувшихся из них.

Способы оценки эффективности по каждому из указанных критериев:

  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • беседы;
  • проективные методики;
  • интервью с ребёнком;
  • анализ диагностического материала.

III. Основы деятельности по  подготовке ребёнка

в замещающую семью.

Групповая подготовка зачастую помогает детям сформировать позитивный «образ семьи» и впоследствии способствует появлению желания жить в семье и посещать  занятия по подготовки к проживанию в замещающей семье. Такую работу могут  проводить все  специалисты учреждения во время специально отведенных для этой работы воспитательных часов.

 Служба сопровождение:  

  • «Групповая работа с родителями (лицами, их заменяющими), применяющими физические наказания или склонными к домашнему насилию (управление гневом)»;

Связь с другими организациями:

  • с органами опеки и попечительства;
  • другими образовательными организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, семейной и молодежной политики и др.

   Работа с общественностью. Возможна работа с общественностью и местным сообществом по усилению значения семейных ценностей и роли семьи в обществе, что, в свою очередь, может повлиять на мотивацию ребёнка к устройству в замещающую семью.

           Мы обращаем внимание на то, что очень важно, чтобы взрослые были искренни и правдивы с детьми, и достаточно компетентны в ситуации обсуждения данных проблем. Случается и так, что новая семья не состоялась и ребёнок возвращается -  полон обид, разочарований, несбывшихся надежд. Необходимо осмыслить эти чувства, проработать негативные эмоции и переживания – организуется работа в рамках психологического театра в групповой деятельности или индивидуальное психологическое консультирование.

          Здесь важно иметь в виду, что любой опыт в жизни ребёнка, даже неудачный – это тоже опыт. Он дает понимание многообразности жизни, в которой не все гладко, есть встречи, расставания, радости и горе. Дети понимают, что не все надежды сбываются, и многое зависит не только от их желания. И, наконец, такой опыт позволяет сделать более правильный выбор в будущем.

        Такая система работы в конечном итоге помогает ребёнку достигнуть баланса в понимании всех событий его жизни. Его собственным результатом становятся умения:

  • ставить себя на место другого человека;
  • устанавливать границы общения;
  • раскрываться в общении;
  • проявлять свои чувства. В том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни;
  • управлять своим поведением;
  • выполнять различные роли, связанные с семейным взаимодействием.

        Развитие этих необходимых навыков формируют и общий план произвольного поведения, что в свою очередь обеспечивает более полный перенос навыков, полученных ребёнком в ходе тренингов, занятий, в реальную жизнь.

      «Совместная деятельность разных людей - это проблема, напоминающая эффект Вавилонской башни» (Г.П. Щедровицкий). Только через сплочение и мобилизацию совместных усилий  патронатных воспитателей, детей, воспитателей и психологов мы можем эффективно решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития воспитанников. Именно поэтому в рамках деятельности  психологов осуществляется подготовка патронатных воспитателей и дальнейшее сопровождение их в работе с детьми. Подбор семьи для ребёнка  опирается  на индивидуальные и личностные особенности воспитанника и его потребности.  Основная цель – совместимость. Наиболее важными являются чисто человеческие качества потенциальных родителей: доброта, чуткость, толерантность, эмпатия. Главное - понять и принять ребёнка таким, какой он есть: со всеми его плюсами и минусами.

Список литературы:

  1. Басюк B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. М., 2001.
  2. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабили-тационной работы. 1995. № 1.
  3. Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 1996.
  4. Голощапова О.А. Мишакова Д.Ф. Советы родителям Методические рекомендации для приемных родителей. Новосибирск 2011 г.
  5. Денисова Л.Д., Черемшина О.Н, Эмоциональные нарушения у детей, С-П. 2011г.
  6. Жижняков С. Педагогика семьи в Российской истории. Социальная педагогика в России с. 53- 64   № 5 Современное образование 2011 г.
  7. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М. «Академия», 1992г.
  8. Министерство социального развития Новосибирской области ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Работа с кандидатами в приемные родители до момента приема ребенка в семью. Рекомендации для специалистов служб сопровождения замещающих семей. Новосибирск 2011.
  9. Министерство социального развития Новосибирской области ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Рекомендации по проведению мониторинга воспитания детей в замещающих семьях. Оценка эффективности работы служб сопровождения замещающих семей. Новосибирск 2011.
  10. Орлов В.Б. Законодательная база замещающей семьи. Социальная педагогика в России с. 22-32 № 6 Современное образование 2011 г.
  11. Овсянникова А.С. Особенности референтных отношений подростков: что о них знают родители. Социальная педагогика в России с. 60- 67  № 6 Современное образование 2011 г.
  12. Овчарова Р. Основные составляющие понятия «родительство». Социальная педагогика в России с. 82 – 88   № 4 Современное образование 2011 г.
  13. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985 г.
  14. Степанов П. Подростки. Социальная педагогика с. 75-82 № 4 Народное образование 2006 г.
  15. Тумусов Ф.С. Россия начинается с семьи. Социальная педагогика в России с. 3-11 № 6 Современное образование 2011 г.
  16. Шнейдер Л.Б., Рогач М. С. Родительство в вопросах и ответах. Социальная педагогика в России с. 68 – 73  № 6, с. 19- 25 № 5  Современное образование 2011 г.
  17. Шнейдер Л. Семья в социуме, социум в семье. Социальная педагогика в России с. 65- 72   № 1 Современное образование 2011 г.
  18. Шнейдер Л. Специфика семейного воспитательного влияния. Социальная педагогика в России с. 75- 82   № 3  Современное образование 2011 г.
  19. Цурпал Е.А., Работа с кандидатами в приемные родители до момента приема ребенка в семью, Новосиб, 2011г.
  20. Периодические издания: Журналы «Здоровье школьника» за 2009, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Подготовка воспитанников к устройству в семьи граждан"

Программа реализуется в школе-интернате для детей-сирот....

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Появление ребенка в семье требует перестройки внутрисемейного взаимодействия. Чтобы преодолеть кризис, закономерно возникающий в этот период, семья должна выработать новые правила совместной жизни, ст...

Программа подготовки ребёнка к устройству и проживанию в замещающей семье

Содержит планирование работы по подготовке ребёнка к проживанию в замещающей семье...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программа подготовки ребёнка 6-12 лет к жизни в замещающей семье»

Цель программы: преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной сфере и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье.Задачи...

Примерная программа подготовки ребенка к проживанию в замещающей семье.

   Семья выступает как мощный инструмент социальной адаптации, восстановление позитивных убеждений, уверенности в себе и в завтрашнем дне.     Психологическое сопр...